Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21

 

КРЕСТ В РОССИИ

Чудотворные кресты России

«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Русский православный мир на протяжении многих столетий был осенен Крестом. Кресты ставились на развилках и перекрестках дорог, на водных путях, на въездах в города и деревни. Когда на землю приходила очередная напасть в виде засухи или наводнения, защитой против бедствия становился, прежде всего, Крест. Его возводили за один день (такие кресты назывались обетными), обносили крестными ходами вокруг городов и сел, прибивали на воротах домов, - в общем, именно Крест поднимали христиане как щит и оружие против любого зла. С древних времен особенно почитались чудотворные кресты, через которые верующим подавались от Господа многочисленные исцеления от недугов. Сегодня мы расскажем лишь о некоторых из них.
 
До наших дней сохранился большой медный крест, по преданию, принадлежавший Марку Пещернику, или Гробокопателю, мощи которого покоятся до сих пор в пещерах Киево-Печерской лавры. Предание о Марке Пещернике изложено уже в первом издании Киево-Печерского патерика в 1661 г.: «Мощи его чудотворныя положены суть в пещере, идеже сам себе гроб ископа: и подают неоскудна исцеления всем, с верою приходящим к честной его раце (раке). Идеже лежат и железа, яже ношаше на себе преподобный, и крест медяный, из негоже воду пия-ше: его же устами своими сице освятил, яко чудотворну тому быти. Ибо елицы верующий с постом проишедше испиют от креста того честнаго воду святую, паче всех вод врачебных, неотложное врачевание выше естественное на недуги своя приемлют».


Как чудотворный известен также медный двустворчатый крест-энколпион с изображением Распятия Христова и Богоматери Одигитрии Купятицкой. Предание связывает явление этого креста в XII веке с мес-течком Купятичи (позднее село Пинского уезда Минской губернии). На месте явления креста в 1182 г.) был поставлен деревянный храм, сожженный при нашествии татар. Но медный крест уцелел, прославившись многими чудесами и был перенесен в Софийский собор города Киева.
С Купятицкого креста-энколпиона известны многочисленные повторения в меднолитой мелкой пластике Древней Руси, поскольку копиям древних чудотворных крестов, как и спискам чудотворных икон, усваивались свойства первообраза.
Сохранилось множество копий с чудотворного креста Ав-раамия, Ростовского чудотворца, полученного им от святого апостола Иоанна Богослова. В житии преподобного Авраамия сказано, что святой Иоанн Богослов «в руце же своей имеюща трость, на ней Распятие Господа нашего Иисуса Христа». О дальнейшем существовании этой реликвии известно из пространной редакции Жития преподобного Авраамия, в которой сообщается, что царь Иван Грозный, присутствовавший на освящении каменного собора Богоявленского Авраамиева монастыря, возведенного на его пожертвования в 1554-1555 гг., «у преподобного из гроба трость Богословлю взя на победу и одоление Казанского царства». Этот эпизод свидетельствует об особом почтении русских царей к реликвиям, связанным со святыми. После того как трость Авраамия Ростовского стала царским посохом, с которым Иван Грозный не расставался никогда, на мощах преподобного Авраамия оставался меднолитой шестиконечный крест, с которого в дальнейшем отливались многочисленные копии.
Крестами дорожили не только как личными святынями, но и как родовыми реликвиями. Известно, что кресты-мощеви-ки передавались по наследству. Они часто помещались в драгоценные оправы. Такая традиция запечатлена в муромском «Сказании о явлении честного Креста Господня», в котором повествуется о том, как сестры Марфа и Мария получили чудесным образом от Ангела золото и серебро на устройство золотого креста и серебряного ковчега для него: «И повеле в том злате крест Господень устроити, а в сребре ковчег кресту сковати». Сестрам говорится: «Примите их себе на спасение и благоденствие, а всему миру на исцеление недугов, умиротворение страстей и на изгнание бесов».
В этом Сказании речь идет о чудотворном кресте, находившемся вплоть до XX в. в погосте Унжи Меленковского уезда Владимирской губернии. К нему стекалось множество жителей города Мурома, страждущих различными болезнями, и получавших от него исцеление. Ежегодно, как повествует сказание XVII века, «причт церковный приносит крест в царствующий град Москву к державным и сияющим в благочестии царям и патриархам и ко всему православному христианству, дабы очистить душу их, отогнать страсти и подать исцеление телу от многих болезней».В граде Муроме в XVII столетии были явлены еще два чудотворных креста - Виленский и Сретенский. Оба они сохрани-лись: Виленский крест находится в Троицком женском монастыре, а Сретенский - в стенах Муромского музея. Эти кресты считаются чудотворными с древних времен и поныне пользуются благоговейным почитанием. Так, Сретенский крест был явлен во время морового поветрия - эпидемии чумы, с ним был совершен крестный ход вокруг Мурома и больные, выползавшие на коленях к этой святыне, получали исцеление. В память этого события у Сретенского пруда была устроена часовня и в нейпоставлен крест, а улица названа Выползовой. В дальнейшем с этого креста были сделаны копии, также особо почитаемые.Чуть позднее в Арзамасском уезде был явлен еще один чудотворный крест, от которого изливался свет и происходили многочисленные исцеления. Арзамасский крест сохранился и находится в настоящее время в Воскресенском соборе города Арзамаса. Сама рельефная фигура Христа на кресте сильно потемнела, и лишь ноги Спасителя совершенно светлые от прикосновения тысяч паломников, особо чтущих этот древний образ.XVII век в России - это эпоха подъема духовной жизни, время явления множества чудотворных святынь, и особенно -крестов. Во времена царя Алексея Михайловича и патриарха Никона появляются кресты, исполненные «мерою и подобием Креста Христова». Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса - для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского Кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове. Кийский крест, грандиозный мощевик, содержащий около 300 святынь, был из них наиболее прославлен и изображался как особая реликвия даже на иконах XVII века с коленопреклоненными царем Алексеем Михайловичем, с царицей и патриархом Никоном.

На главную

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21


 

 

 

 

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.