Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

Император Иустиниан

(память 14 / 27 ноября)

Рис. Д. Кузнецовой

    Святой правоверный Иустиниан, император Византии, был славянин, родом из селения Вердяня, близ Средца (ныне София, столица Болгарии); при рождении назван Управдою. После смерти своего дяди занял императорский престол с именем Иустиниан. Он известен в истории успешными войнами с врагами Византийской империи, а также изданием полного собрания римских законов. Церковь же прославила его за великие заслуги перед Православием.
    Иустиниан ревностно стремился к распространению христианства и искоренению язычества. Он повелел, закрыв языческие школы в Афинах, чтобы преподавание наук вели иноки. В Малой Азии посланный Императором епископ Иоанн Ефесский крестил до 70-ти тысяч язычников: там было построено до 90 церквей для новообращенных. Самым знаменитым созданием Иустиниана является Собор святой Софии в Константинополе. Изначально построенный Константином Великим храм был сожжен при Иустиниане, но благочестивый Император создал новый храм, всех веками удивлявший своим величием и красотой.
    Иустиниан радел не только о распространении христианства, но и о чистоте православной веры. Выступая против несториан, монофизитов и прочих еретиков, он составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий...», которую поют на Литургии перед малым выходом. Его стараниями в 553 г. был созван V Вселенский собор для осуждения несторианства и для прекращения раздоров в Церкви.
    Ревнитель Православия и благочестия, Иустиниан в своем своде законов поместил закон об обязательном праздновании Рождества Христова, Крещения и Воскресения Господня, Благовещения Пресвятой Богородице и др. Набожный Император и в своей жизни являл высокое благочестие.
    Одним из важнейших деяний императора Иустиниана стала разработка православной государственной идеологии. В православном Византийском царстве уже при императоре Константине материальная сила государства и духовная сила Церкви впервые объединились по принципу «симфонии» этих двух властей. В преамбуле к Шестой новелле императора Иустиниана этому дано следующее обоснование: «Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием, - священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь... Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония...» Общая цель Церкви и государства тут не ограничивается мерками земного мира, а ставит целью спасение людей для вечной жизни в Царствии Божием.
    Двуглавый орел Византийской империи (XV в.) стал символом, выражающим смысл «симфонии».

Святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский

(память 17 / 30 ноября)

Рис. Д. Кузнецовой

    Вот человек Божий и сильный чудотворец, прозванный вторым Моисеем. Рожден от родителей язычников знатных и богатых. Григорий сначала учил философию эллинскую и мисирскую, но познав ее неубедительность и недостаточность, обратился к учителям христианским и принял крещение. Чистый душой и телом, он хотел себя целиком посвятить только Христу Богу, почему и удалился в пустыню, где в мучительных подвигах провел долгое время. Слава о нем пронеслась всюду, и Федим, епископ Амасийский, хотел посвятить его в епископа Кесарийского. Прозорливый Григорий предугадал намерение Федима и скрывался по пустыням от посланников его, чтобы его не нашли. Наконец, Федим посетил его чудесным образом, и Григорий вынужден был принять архипастырскую службу. Явилась ему Пресвятая Богородица со святым Иоанном Богословом, и, по велению Богородицы, святой Иоанн передал ему Символ Веры, известный теперь, как Григорианский.
    Кто сможет перечислить все чудеса этого второго Моисея? Он повелевал злыми духами, повелевал горами и водами, лечил все муки и болезни. Перед гонителями бывал невидим, зрел на расстоянии не просто события, но и читал мысли людей.
    Окончил земную жизнь в 270 г. в глубокой старости. Когда пришел епископом в Кесарию, то застал в языческом городе только 17 христиан, а когда уходил из жизни, то оставил весь город христианским, только с 17-ю язычниками. Потому принял венец славы от Господа своего в Царствии Небесном.

* * *

    Прослеживая примеры из жизни святого Григория, можно увидеть, то, как Бог хранит и спасает праведника от напастей. Еще будучи в философской школе в Александрии, св. Григорий хранил чистоту своей души и тела, пребывая в ней до конца своей земной жизни. И в этом он был исключением среди распущенной молодежи того времени. Его упорство вызывало зависть и даже ненависть у некоторых его друзей. Чтобы унизить Григория, они подослали к нему некую блудную жену, дабы исполнила она их злобный замысел. Однажды, когда Григорий стоял на площади с очень известными учителями и философами, подошла та скверная жена и стала с криками требовать у Григория плату за как будто бы имевшуюся с ней нечистую связь. Услышав об этом, некоторые люди соблазнились, а некоторые рассердились на безстыдную жену, гоня ее прочь. Но она с еще большим криком требовала денег. Целомудренный Григорий покраснел, как покраснело бы всякое невинное творение перед грубой клеветой, но не показал ни раздражения, ни ненависти, но сказал своему другу, чтобы тот дал ей столько денег, сколько просит, лишь бы она побыстрее ушла. Друг послушал Григория и дал требуемую сумму. Но в тот момент Господь попустил злого духа на жену, так что она пала на землю и стала корчиться, скрежетать зубами, и пошла пена из ее уст. Видя все это, люди устрашились. А святой Григорий, незлобивый, как ягненок, помолился Богу о ней, и жена встала здоровой. Так, вместо унижения, Григорий приобрел еще большую славу.
   Вот другой пример: когда настало лютое гонение на христиан, св. Григорий посоветовал христианам скрыться, и сам с одним дьяконом тоже укрылся на каком-то холме. Царские воины проследили за ними и вознамерились их схватить. Но когда они были уже совсем близко, Григорий помолился Богу, и они стали совсем невидимыми для гонителей. Напрасно те ходили вокруг них в безплодных поисках - вернулись домой ни с чем.

Свт. Николай Сербский.
Духовный Сад


    
 
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.