Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский «Духовный сад»

(главы из книги)

 

Беседа о жажде души Бога

Имже образом желает елень
на источники водныя,
сице желает душа моя
к Тебе, Боже!
(Пс. 41, 2)

    Когда только искорка любви к Богу засияет в сердце человека, то пусть человек ее не гасит, но даст ей разгореться, и увидит он чудо света. И свет, и тепло от нее будут очень обильными. В свете любви к Богу человек будет чувствовать себя в этом мире как во мраке, а от теплоты ее восчувствует неутомимую жажду духовную - жажду Бога.
    Эту жажду сравнивает боголюбец Давид с жаждой оленя, который стремится к водным источникам. «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому». Разве не немощь всюду вокруг нас? Разве все не превращается вокруг нас в тлен? Мы хватаемся за тени, мы обнимаем мертвечину. Завтрашний смрад мы оплачиваем золотом и серебром, иногда честью и совестью, а иногда даже жизнью -смрад завтрашнего дня!     Это не любовь, но скотская похоть. Великая душа ищет предмет, достойный любви, ищет предмет, неподдающийся разложению и тлению проходящих телес. Поэтому царь-боголюбец провозглашает: «Крепкого и живого Бога». Ведь кто поистине крепок и жив, кроме Бога? Бог даровал крепость и жизнь ангелам, и святителям Своим, но все это Его и от Него.
    Вот жажда неодолимой правой любви к Богу, и пусть устыдятся все те, которые говорят, что верят в Бога и любят Бога, в то время, когда все их помыслы о смерти приводят к страху безумному.
    О, Господи Боже наш, святый, крепкий и живой, Источник святости, Источник крепости, Источник жизни - освяти нас и согрей любовью к Тебе.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о боговдохновенном сердце и языке

Отрыгну сердце мое слово благо,
 глаголю аз дела моя цареви:
язык мой -
 трость книжника скорописца.
(Пс. 44, 2)

     Вот вдохновение Духа Божиего! Пророк хочет говорить о Христе Господе, и сердце его переполнилось силой и мудростью. Поэтому он не речет: «Говорит сердце мое слово благое», но: «излилось из сердца моего слово благое», как будто он часть своего сердца выносит наружу. Как водная волна из переполненного источника. Буйная вода теснится в закрытом земном пространстве и, когда наберет силы, изливается великими потоками.
    Таково сердце Пророка, когда хочет говорить о Христе. Такова сила благодати, стесненной в человеческом сердце. Если не проявится в мощных делах, то будет внутри человека светить и творить чудеса.
    А когда исходит словами с языка Пророка, то язык становится как трость, как перо книжника-скорописца. Ведь человек не мучается над тем, чтобы мысль облечь словами, но благодать сама диктует и руководит языком, выдавая готовые мысли и слова. Откуда такая сила в человеке? От Бога Духа Святаго. Зачем такая сила? Ведь человек хочет говорить о Царе, о Самом Царе. Выскажу мои дела Царю. Дело и речь здесь совпадают. Как это часто бывает в Святом Писании. Где Дух говорит, там и действует; и где действует, там и говорит. Сильные говорят делами. Пророк берет от Христа Царя и дает Христу Царю. Он говорит, одушевленный любовью к Спасителю мира; говорит из сердца, согретого воодушевлением любви божественной. Из далеких времен он видит воплощенного Сына Божиего, и сердце его поет от радости. Как путник, измученный ночью, созерцает прекрасную зарю на востоке!
    О, Господи Боже Души Святый, не сократи и нам благодать Твою святую и сильную, чтобы смогли очиститься от греха и удостоиться Царства Христова.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о превосходстве красоты Христовой над всякой красотой

Красен добротою
паче сынов человеческих.
(Пс. 44, 3)

    Святое Писание не придает особого значения телесной красоте, как и вообще всему преходящему. Потому каждый читатель Святого Писания должен быть достаточно внимательным и мудрым, чтобы уметь похвалу телесной красоты применить к духу и духовным ценностям.
    Несомненно, красота духовная дает некую удивительную привлекательность и непропорциональному телу. Также, несомненно и то, что безобразная душа делает отвратительными самые правильные телесные черты. Пророк Давид, излив слово благое, говорит Царю своему Христу Господу: Ты прекраснее сынов человеческих.
    Господь Сам Себе сотворил телесное облачение, какое Он захотел. Если бы хотел явиться миру телесно, как самый красивый человек среди всех людей, он бы так и сделал. Но мы не имеем в Евангелии упоминания о том, что Он телом Своим привлекал к Себе людей или телосложением своим влиял на людей. Он Сам сказал: Плоть не пользует нимало (Ин. 6, 63). Ясно из этого, что Давид не говорит о телесной красоте Царя Христа, но о духовной, Божественной красоте Его.
    Это, впрочем, видно из следующих слов Псалмопевца: Благодать излилась из уст Твоих. Непостижимая красота Сына Божиего поэтому не в форме и облике его уст. Но в неодолимой благодати, которая из Его уст изливается И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис. 53, 2-3), - говорит Исаия о Христе. Как совместить Исаию и Давида? Очень просто: Давид говорит о Христовой внутренней красоте, а Исаия о Христовом унизительном внешнем положении. Не увидели Его, как царя или богача, но увидели Его, как слугу и терпеливца.
    О, Господи Иисусе Христе, прекраснее Ты для нас всех людей и ангелов, - слава безсмертной и непроходящей красоте Твоей! Исправь, Господи благий, исправь безобразие душ наших, отягченных грехом, молим Тебя. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о красоте Царской дочери

Вся слава Дщере Царевы внутрь.
(Пс. 44, 14).

    Церковь Божия есть дочь Царская. И, несмотря на то, что снаружи бедна и непривлекательна для телесного ока, и гонима, и унижена, - внутри она исполнена царским сиянием и красотой. Царь сочиняет красоту дочери царской, Тот, Кто прекраснее всех сынов человеческих. Церковь Божия, как одежда Христова: Христос живет в ней. Никакая внешняя красота не может сравниться с красотой внутренней, т. е. с красотой Христовой.
    Пресвятая Богородица есть дочь Церкви. «Одежда ее шита золотом». Золото - это все совершенства Ее души, а то, что под одеждой подразумеваются душевные совершенства, ясно из притчи о браке Царского Сына. Человек, одетый не в брачную одежду, был изгнан с Царской трапезы и казнен (см.: Мф. 22, 11).
    Истина веры в Бога - вот что стало основой золотой одежды Пресвятой Девы; а девство, кротость, милосердие, святость, молитвенность, преданность воле Божией и все остальные совершенства стали золотыми связями (швами) на той одежде.
    И душа каждого верного христианина подобна дочери Царской. Вся красота души во Христе и от Христа, Который внутри души. Душа без Христа, Солнца правды, находится во мраке без лица и красоты, как если бы вселенная целая была без лица и красоты, без Солнца материального.
    О, Господи великий и благий! Боже наш истинный и Промыслитель наш человеколюбивый! Помоги нам одеться в одежду совершенства, чтобы не оказаться нагими на суде Твоем Страшном.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о явном пришествии Бога

Бог яве приидет, Бог наш,
и не премолчит.
(Пс. 49, 3)

    Воевода отличается от судьи. Воевода не беседует с неприятелем, но оставляет врагу судить о нем, как тому хочется: ведь для воеводы главное - победа. Судья же, наоборот, сначала представляется тем, кого судит. Отличается и учитель от судьи. Учителю важно научить своих воспитанников чему-то, и он говорит с ними, как друг. Судья же с самого начала и до конца должен быть явлен осужденным как судья, и никак иначе. Отличается и врач от судьи; и различие это также очевидно, как в первых двух случаях. Бог, братья, явился миру в теле человеческом; явился как Воевода, как Учитель и как Врач. Но еще не явился как Судия.
    В первом случае Он промолчал о Своем наивысшем достоинстве и оставил неприятелям, воспитанникам и больным судить о Нем, как знают. Тот, кто имел здравомыслие, тот мог узнать Его, как Бога, сокрытого в теле, и по словам, и по делам, и по человеколюбию, и по знамениям Небесным при Его Рождении, Распятии, Воскресении и Вознесении. У кого же ум был помрачен некой злобой или страстью, тот не мог узнать в Нем Бога и признать Богом. А когда Он придет как Судья, тогда Его уже никто не будет спрашивать: «Ты ли это?» Или «Кто Ты?» Но все мгновенно поймут, что это действительно Он. Ангелы будут трубить перед Ним, на Небесах будет сиять Его Крест, перед Ним разгорится огонь, и около Него разразится великая буря. Тогда и верный, и неверный; праведный и неправедный посмотрят и узнают Судию.
    Тогда возрадуются те, которые узнали Его как Бога в пещере и на Кресте. Они воистину возрадуются, так как узнают в Судие Того, Кто помогал в сражении, от Кого учились и Кем исцелялись.
    О, Спаситель Преславный, помилуй нас и исправь нас до Второго Твоего Пришествия.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа об уклонении от мира и обитании в пустыне

Се удалихся бегая,
и водворихся в пустыни.
(Пс. 54, 8)

    От кого, братья, бежит Пророк в пустыню? От злых неприятелей, от страстей и суеты. Зачем хочет бежать он в пустыню? Потому что это один из способов победы над злым неприятелем, над страстями и мирской суетой. На пустыню никто не позарится, чтобы отнять, потому и бежит в пустыню. Люди отнимают друг у друга города, землю, власть, богатство, но не пустыню. И внутренние неприятели человека - страсти и разная суета - в городах разжигаются с новой силой, в пустыне же они вянут и исчезают.
    Боязнь смерти нападе на меня, - говорит до этого Пророк. И это предлог для того, чтобы бежать в пустыню. Требуется душу свою приготовить для того света, для встречи с Богом. И царь не может спастись от смерти или избежать суда. Живя непрестанно в роскоши и веселии, человек воистину усыплен напитками этого мира! Но этот мир предстоит оставить. Надо будет предстать перед Богом и ангелами!
    Где ты будешь, душа моя? С чем я выйду из этого мира? И с чем я приду на тот свет? Тысячи и тысячи тех, которые пробудились от таких вопросов. Убежали в пустыню, чтобы день и ночь исправлять душу свою и очищать сердце покаянием, молитвой, постом, бдением, трудом и остальными испытанными средствами, которыми человек убивает страх смерти и усыновляется Богу.
    О, Господи Иисусе Христе, Наставниче наш Премудрый и Преблагий, Ты и Сам удалялся иногда от людей к уединению, помоги нам привести в порядок душу свою и подготовить ее для Царства Твоего пресветлого.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа о ревности по доме Божием

Ревность дому Твоего снеде мя.
(Пс. 68, 10)

    Небеса есть дом Божий, Церковь Божия есть дом Божий. Там, где Бог, там и дом Божий; а где дом Божий, там святыня. Святотатствуют люди, и царственный Пророк сердится, и горит от ревности. Все оскорбления святыни на него, как огонь, который разгорается в нем еще большей ревностью.
    Оскорбляют люди Небеса, когда не верят и отрекаются от того, что им Сам Бог открыл ради спасения их. Когда люди противятся Истине, или когда коверкают истину еретическими воззрениями; когда своевольно судят по телесному разуму своему о Христе Господе, или когда сомневаются в ангелах и святителях, или в суде и в безсмертном Царстве Христовом, и в вечной казни непокаянных грешников - во всех этих подобных случаях люди, как разбойники, нападают на дом Божий и оскорбляют святыню дома Божия.
    Точно так же люди нападают на дом святыни Божией, когда недостойно относятся к Церкви Божией, небрежны к постановлениям церковным, ленивы в исполнении заповедей, озлоблены по отношению к служителям Церкви. И тогда разгорается ревность о святыне дома Божиего в сердце праведном и боголюбивом. Наконец, и унижение тела человеческого, предание страстям, служение грехам, захват чужого, убийство, грубость, пьянство и другие вероломные дела - все это нападение на святыню дома Божиего, все это богохульство и человекохульство. И опять ревность ревнителя святыни возрастает и светит перед людьми, как Небесный пламень. О, братья мои, вглядимся в ревность Христову и в ревность апостолов и Святых Отцов Церкви нашей Православной. Поревнуем о спасении нашем больше, чем диавол ревнует каждый день и каждую ночь о нашей погибели.
    О, Господи Иисусе Христе, пример ревности к святыне, дай нам одну искру ревности Твоей, чтобы, ревнуя, становились подобны Тебе и спаслись бы Тобой.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

            

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.