Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НА СТРАЖЕ ИСТИНЫ

 

ПРАВОСЛАВИЕ НЕ БОИТСЯ ИЗОЛЯЦИИ

 

    В нашу редакцию поступил ряд вопросов о том, нужно ли проповедовать Православие, обличая еретиков, или же необходимо молчать о вере в присутствии иноверцев? Необходимы ли нам встречи с иудейскими, католическими, мусульманскими лидерами? На эти вопросы мы попросили ответить священника Русской Православной Церкви Виктора Плотникова, политолога Игоря Михайловича Иванова и преподавателя истории Маргариту Степановну Тельцову.

    Всем известно, что каждая религия имеет свои критерии истины и по-своему их трактует. Каковы же предпосылки совместимости религиозных доктрин?
    Политолог И.М. Иванов: Во-первых, надо понять, что такое религия и в каком смысле ее понимает та или иная община. Есть два понятия: вера и суеверие. Вера – это то, что дано человеку Господом, а суеверие – то, что человек придумал себе сам под воздействием темных сил.
    Вот, например, атеисты нередко любят приводить историю с упавшим в джунгли самолетом. Увидев, что железная птица с ревом летела по небу, а затем упала в заросли, аборигены приняли ее за божество и стали поклоняться аэроплану. Вера это или суеверие? Безусловно, суеверие, поскольку люди сами для себя решили, что данный летающий аппарат представляет собой божество.
    Священник Виктор: Думаю, что не ошибусь, если скажу, что всякое языческое верование можно отнести к разряду суеверий, так как поклонение тварному (стихиям, животным, человеку и прочим материям) является выдумкой бесовской.
    Политолог И.М. Иванов: Совершенно верно. Возьмите греческую мифологию. Она снизу доверху выстроена исключительно на суевериях. Человеческое воображение того времени настолько ясно показывает божков, обладающих страстями и пороками, что если внимательно читать, то можно увидеть, что это не божественные свойства, а греховные наклонности кумиров, описанные очевидцами того времени.
    Преподаватель истории М.И. Тельцова: Можно добавить, что не просто греховные наклонности, а скорее попытка возвысить страсти и даже сделать их кумиром. Пример тому – божество Венеры. Одним словом, если посмотреть на сам процесс становления языческого верования, то мы увидим, что это есть стремление обожествить влечения человеческого естества.
    Священник Виктор: Но естества именно уже порочного, т.е. после падения первых людей. Поэтому ветхозаветная заповедь и повелевает не создавать никаких кумиров и не поклоняться им. Вкратце сие понятие можно сформулировать так: люди, потерявшие веру в истинного Бога, в силу своего падшего естества, стали поклоняться своим страстям. Но так как душа человека требовала веры, то они стали создавать себе ложных богов, и, как правильно определил Игорь Михайлович, они вместо веры обрели суеверие.
    Политолог И.М. Иванов: Что такое суеверие? Это, прежде всего, суетная вера. Вера, основанная на суете человеческого естества. Ну, склонен человек к похоти, вот и придумал богиню Венеру. Сегодняшний поклонник Венеры идет в бар или иное злачное место и там находит предмет для удовлетворения собственной плоти. А в те времена не было у язычников ни баров, ни танцплощадок, ни шоссе, вдоль которых выстраивались бы женщины легкого поведения. И так называемый Дон Жуан шел в храм Венеры, где обряды носили именно похотливый характер и заканчивались совокуплением. Там он получал то, чего желал, и обличающую его совесть успокаивал якобы служением богам.
    Священник Виктор: Божественной же природе человека такое поведение было противно. И совесть обличала безнравственность. Человек практически в язычестве искал оправдания своих грехов. Вообще язычество – это своего рода сатанизм. Что такое сатанизм? – Это вседозволенность. Язычество проповедовало вседозволенность и оправдывало беззаконные действия людей якобы поклонением богам.
    Преподаватель истории М.И. Тельцова: Те, кто сегодня заявляют, что Русь изначально была языческой и что надо возрождать именно языческую Русь – это люди либо погрязшие во грехах и ищущие себе оправдания, как и те древние язычники, либо просто невежды. Из древних летописей известно, что язычники были абсолютно разрознены, а потому не могли представлять могучую семью-державу по имени Русь.
    Например, у некоторых языческих племен даже не было понятия «семьи». Женщины у вятичей были общими, подобно тому, как у животных. Поэтому Князь Владимир искал веру, чтобы на основе ее построить могучее государство. Он послал во все концы послов с целью выяснить, какая же вера действительно от Бога, а не от человеческого воображения. Этот мудрейший человек, видимо, пришел к понятиям веры и суеверия и прекрасно различал их. Потому ничтоже сумняшеся низложил идола Перуна, когда познал, что именно христианство является верой, данной человечеству от Самого Творца.

    Хотелось бы приостановиться на данном моменте. Князь Владимир был язычником, держался языческих обычаев и имел пять жен. Что именно привело его ко Христу?
    Священник Виктор: Во-первых, то, что Князь Владимир познал, что истинная вера может быть дарована людям только через Божественное Откровение, т.е. от Самого Бога. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что все существа или сотворены, или не сотворены. Если сотворены, то, без сомнения, изменяемы. Если же не сотворены, то и неизменяемы.
    Иначе говоря, все, что сотворено, все подвергается тлению, и это, кстати, научно доказано. А если все вокруг нас сотворено, то обязательно должен быть Творец. Причем Творец, Который не сотворен и неизменен. Если же божество сотворено, то оно уже не Бог, поскольку над ним должен быть еще кто-то, кто его сотворил. Бог же – это совершенство. А если есть два бога, то тогда возникает вопрос: кто из них совершеннее? Поэтому всякий разумный человек признает лишь единого Бога. Совершенство не может иметь аналогов, значит, не может быть двух или более богов. Это познал и великий святой Князь Владимир. А потому и послал он своих послов к тем религиям, которые веровали в Божество, как нечто единственное и неповторимое, т.е. к иудеям, православным, католикам и мусульманам.
    Проповедник XI века Святитель митрополит Иларион в своем «Слове о Законе и Благодати» говорит так: «Пришло к нему [Владимиру] посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум: он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога…».

     Некоторые считают, что Крещением Руси Владимир стремился всего лишь укрепить власть, а не искал искренней веры. Ведь он потребовал в жены сестру греческого императора, царевну Анну?
    Священник Виктор: Греки обратились к Князю Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но поставил условие: руку сестры их, царевны Анны, и делегацию духовенства со священной утварью для крещения Руси. Греки согласились. Однако, когда Владимир победил Фоку, они своего обязательства не выполнили. Но Владимир не разочаровался в вере, как это бывает с некоторыми нетвердыми людьми, которые начинают хулить Бога, приметив грехи духовенства.
    Владимир искренне верил и желал крестить Русь. Он взял Корсунь и этим заставил императоров исполнить обещание. Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту (древнерусское «вено»). Дружину свою он крестил и, согласно «Повести о Крещении Руси», крестился сам. Летопись говорит, что еще до крещения Владимир ослеп, но прозрел, когда вышел из купели. Иаков Мних (XI в.) пишет, что Владимир взял Корсунь уже будучи христианином, так что этот факт подтверждает, что крещение Владимир принял не в угоду грекам, а именно по искренней вере во Христа Иисуса.

    Почему же все-таки он выбрал именно христианство?
    Преподаватель истории М.И. Тельцова: Первоисточники свидетельствуют, что Князь Владимир направил послов именно к представителям религий, веровавшим во единого Бога. Однако ни одна религия не привлекла его внимания, кроме Православия.
    Святой князь искал Истину и обрел ее. В летописи Нестора говорится, что пришли к Владимиру Бохмиче (Бохмит – магомет; отсюда Бохмиче – магометане), говоря: «Ты князь мудр и смышлен, не знаешь закона, но уверуй в закон наш и поклонись Магомету». А Владимир их спросил: «Какова вера ваша?» Они отвечали: «Веруем Богу, а Магомет учит нас, говоря: „Свинины не ешьте, вина не пейте, а по смерти даст Магомет каждому по семьдесят жен красавиц, изберет одну красивую и всех красоту отдаст ей, да будет ему жена… на сем свете аще будет кто убог, то и там“».
    Выслушав их, святой Владимир понял абсурдность учения ислама, похотливые желания последователей которого стали описанием мусульманского рая в Коране. Смысл рая заключался в прелюбодеянии с множеством женщин, которые на другой день снова становились девственницами. Как может удовлетворение плотской страсти иметь место в раю? Не может сосуществовать духовное с плотским. Поэтому Владимир заметил, что религия эта – дело рук человеческих.
    Затем пришли к святому немцы, говоря: «Придохом послании от папежа», т.е. от папы римского. Они сказали святому Владимиру: «Папа просил тебе сказать: земля твоя подобна земле нашей, а вера ваша не такая как вера наша. Вера наша свет есть, кланяемся Богу, иже сотворил небо и землю, звезды, месяц и всякое дыхание, а языческие боги ваши – древо суть». Владимир же спросил их: «А каковы заповеди ваши?» Они же отвечали: «Пост по силе; аще кто пьет или ест, то все во славу Божию…».
    В то время латиняне еще не приняли догмат о безгрешности папы, но склонность к мировому господству римского понтифика была налицо. Латинский обряд отличался от восточного тем, что служба у католиков совершалась только на латинском языке, абсолютно непонятном и сложном для народа Руси. К тому же, назревало отпадение латинян от Православия в виду новшеств относительно филиокве (исхождение Святаго Духа и от Сына). Потому Владимир выпроводил немцев восвояси.

    Получается, что князь Владимир не случайно выбрал Православие, а основательно изучил каждую религию, исповедующую единобожие?
    Преподаватель истории М.И. Тельцова: Он уверовал сначала в то, что Бог един, а затем, рассмотрев те религии, которые исповедали единобожие, выбрал для Руси Православие как единую истину. Приходили к святому Владимиру и евреи «жидове ко-зарьстии». Они сказали ему:
    – Христиане веруют в Распятого нами, а мы веруем единому Богу Авраама, Исаака и Иакова.
    Спросил их святой Владимир:
    – Что есть закон ваш?
    Они же отвечали:
    – Обрезатися, свинины не есть, ни зайчатины, субботу хранить.
    Он же спросил их:
    – А где же есть земля ваша?
    Они же отвечали:
    – В Иерусалиме.
    Владимир спросил:
    – А почему же вы не живете там?
    Они же отвечали:
    – Разгневался Бог на отцов наших, и расточил нас по странам за грехи наши, и отдана земля наша христианам.
    Тогда Владимир спросил евреев:
    – Как же вы иных учите, а сами отвержены от Бога и расточены? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. И нам предлагаете такую же участь?
    Потом прислали греки к Владимиру своего философа, говоря:
    – Слышали мы, что приходили к тебе болгары (язычники), учить вере своей. Их вера оскверняет небо и землю. Они прокляты паче всех человек, уподобившись Содому и Гоморре, на которые Господь обрушил камни горящие и потопил их в огне. И болгарскую веру ожидает день погибели, когда придет Бог судить землю. Он погубит всех творящих беззакония и скверны делающих… Слышали мы, что приходили к тебе и от Рима учить тебя вере своей. Их вера с нашей расходится. Они служат на опресноках, называемых облатки, которые Бог отверг и повелел служить на квасном хлебе. Когда Бог подавал причастие апостолам, то говорил: «Сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов»; также и Чашу приемля, говорил: «Сия есть Кровь Моя Новаго Завета». Латиняне же этого не творят, потому что исказили первоначальную веру.
    Святой Владимир им сказал:
    – Приходили ко мне жидове, говоря: «что немцы и греки веруют в Того, Кого мы распяли».
    Философ же сказал ему:
    – Воистину в Того веруем, о Нем пророки предсказывали, что Бог воплотится. Другие же предсказывали, что Ему предстоит быть распяту и погребену, а в третий день воскреснуть и на Небеса взойти. Они же (евреи) таковых пророков избивали, других убивали. Когда же сбылось прореченное, сошел на землю Христос и распятие приял, и Воскрес, и на небеса взошел, то Бог ожидал от евреев покаяния. Но спустя 40 лет и еще шесть они так и не покаялись. Тогда послал на них римлян, чтобы грады их разбили и самих расточили по странам, и живут они теперь в рассеянии.
    Спросил философа Владимир:
    – Ради чего же Бог сошел на землю и страсть такую приял?
    И начал философ рассказывать о том, как сотворил Бог небо и землю и прочее из Священной истории Ветхого Завета и жизни Спасителя. Он рассказал ему о Страшном Суде Господнем, когда праведные придут в рай, а грешники по смерти своей пойдут в муку вечную. Владимир, вздохнув, сказал:
    – Если кто хочет одесную с праведными быть, то крестится.
    После этого приял святой Владимир в сердце своем веру Православную, крестился сам и весь дом свой крестил. А дом его - Святая Русь.

    Хотелось бы узнать мнение Церкви, необходимо ли молчать о вере в присутствии иноверцев?
    Священник Виктор: Святая Церковь учит, что в первую очередь мы должны проповедовать веру делами, а не словами. Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 20-21). Но это правило касается личного врага, а не врагов Христа, которых Священное Писание называет еретиками.
    Апостол Павел определенно говорит: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10). Поэтому, если отступившие от Истины пришли с намерением узнать о нашем исповедании веры, то мы должны постараться ответить на их вопросы и обратить их в Православную веру, как некогда сделали греки, обратив в Православие Великого князя Владимира. Но если отступники после первой и второй беседы не вразумились и продолжают оставаться в своем нечестии, то таковых надо отвращаться.
    Во-первых, это необходимо, чтобы самому не заразиться сомнением относительно предметов веры; во-вторых, чтобы не соблазнить ближних своим общением. В народе есть такая пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Поэтому и пророк Давид говорит, что блажен тот, кто не идет на совет нечестивых, т. е. не общается с ними. Ведь когда мы видим, как кто-то часто встречается с бандитами, то невольно и его начинаем считать бандитом. Так и в случае с еретиками, когда мы видим, что кто-то имеет частое общение с еретиками, то невольно его также относим к еретикам. Это духовный закон человеческой природы, как, например, когда кого начинаешь осуждать, то и сам через какое-то время впадаешь в подобные искушения.

    Значит, встречи с иудейскими, католическими, мусульманскими лидерами Православной Церкви не нужны?
    Священник Виктор: Я думаю, что эти встречи нужны самим этим иноверным лидерам. Им необходимо как-то утвердиться в России, поэтому они стараются показать, что они если уж не выше, то, по крайней мере, не ниже нашего Патриарха.
Политолог И.М. Иванов: Вообще, сегодня в России действует система так называемого пирога, когда общество, называя себя демократическим, выстроилось в некие уровни влиятельных людей. Например, люди из правительства представляют собой один слой, депутаты и прочие чиновники - другой, менее значимый, затем еще менее влиятельные и так далее, до самого низа. Карьерный рост практически каждого зависит либо от приличной суммы денег, либо от связей. В чем заключается этот рост? - В том, чтобы каким-то образом пролезть в ближайший верхний слой влияния.
    Подобное происходит и с представителями других религий. Они себе придумывают громкие титулы, чтобы оказаться в самом верхнем религиозно-политическом слое. Возьмите, например, титул Б. Лазара - «Главный раввин России». Это же просто абсурд какой-то! Россия - не синагога, чтобы у нее был главный раввин. Ну, назвался бы «Главный раввин синагог России». Это было бы понятно. Просто все эти так называемые традиционные религии здесь у нас пришлые, и потому они всячески хотят утвердиться, показать, что они якобы имеют влияние на массы. Но в то же время, почему-то эти «влиятельные лица» просят помощи у государства по охране синагог.

    Некоторые считают, что, перестав общаться с иноверцами, Церковь может остаться в изоляции. Так ли это на самом деле?
    Преподаватель истории М.И. Тельцова: Русская Церковь в изоляции? На протяжении всей истории Русской Церкви, она никогда не имела общения с иноверцами. Только в последние сорок лет, благодаря митрополиту Никодиму (Ротову), втянувшему РПЦ во всесоюзный совет церквей (ВСЦ), некоторые епископы стали открыто общаться с представителями других религий. Если речь идет об их изоляции, тогда понятно.
    Священник Виктор: У Русской Православной Церкви огромное количество чад и, ни епископам, ни священникам некогда скучать. Главное, чтобы не оказаться в изоляции от своей паствы. Ведь нередко, общаясь с иноверцами, якобы с целью проповеди Православия миру, некоторые епископы и не заботятся о том, чтобы не соблазнить свою паству нарушением канонов.
    К сожалению, сегодня есть такие епископы и священники, которые забыли, что Христос умывал ноги Своим ученикам, чем показал пример того, как должны мы заботиться о своих чадах. Епископы и священники призваны служить Богу и людям, а не быть князьками, которым прислуживает паства.
    В основе нашего православного учения всегда была незыблемая Истина, выраженная в догматах и канонах. И даже если ангелы с неба будет проповедовать не то, что преподали первоначально апостолы - «да будут анафема». Это у католиков папа римский является земным божком, чьи повеления и определения должны выполняться адептами без рассуждения. Это одна из ересей католицизма.
    Тем не менее, если вы увидите, что в вашем храме или епархии учат не так, как учили апостолы, то не уходите в другие собрания. Наша Церковь истинная. А если в ней и завелись еретики, то не надо уходить из Церкви. Оставайтесь верными ее чадами до конца и старайтесь сами исполнять все повеленное Господом, святыми Вселенскими Соборами и Святыми Отцами. Да поможет нам в этом Христос Господь.

Беседовал Дмитрий Морозов

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.