Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Школа в Кожухове

Андрей Всеволодович и Людмила Анатольевна Курбатовы
Фото Г. Симоновой

     В1990 г. в одном из самых криминогенных районов города Москвы, в Кожухове, получили квартиры рабочие различных предприятий, учителя, врачи, инженеры, ученые... А до этого, [оставив свои профессии, они вынуждены были, в соответствии с предложенной Исполкомом города программой, отрабатывать свое безплатное жилье чернорабочими в течение четырех |лет на стройках столицы. Тогда же и возникла идея строительства Учебно-воспитательного комплекса (ныне Центр образования «Школа здоровья») №1804 «Кожухово» Юго-росточного округа Москвы. По авторскому проекту комплекс XXI века состоял из многопрофильной школы, детсада и центра творчества. После открытия образовательного учреждения нового типа вместе с талантливыми педагогами и воспитателями в нем продолжили свою трудовую деятельность и те, кто задумал згу уникальную систему образования - семья Курбатовых, Андрей Всеволодович и Людмила Анатольевна. Андрею и Людмиле в 1987 г., когда только начиналась работа над проектом новой системы образования, было по 33 года. Он возглавлял сектор в научно-исследовательском институте, а она была педагогом с консерваторским образованием, концертирующим пианистом. У них было двое детей, и желание дать детям хорошее образование стало началом дальнейших событий.
    Авторский проект получил статус социального заказа, и его сторонники - будущие жители этого района - сами подключились к его дальнейшей разработке. Многие из них и сейчас там трудятся.
    Примечательно, что кожуховская система возникла как первый успешный ответ на требование времени, прозвучавшее в решениях Всесоюзного съезда работников народного образования, состоявшегося в декабре 1988 г.: «Создание единой системы непрерывного образования, ее построения на государственно-общественных началах». Термин «государственно-общественное управление образованием», впервые произнесенный на Съезде, впоследствии стал основополагающим принципом государственной образовательной политики, закрепленным в Законе РФ «Об образовании». По признанию Министерства образования РФ, реализация этого принципа до сих пор вызывает затруднения, однако в микрорайоне-новостройке «Кожухово» эта проблема была решена сразу с уникальным результатом. Разработка проекта, строительство и открытие образовательного учреждения, дальнейшее его развитие всегда осуществлялось на принципах государственно-общественного управления. В первом варианте устава Центр образования определялся даже как общественно-государственное образовательное учреждение. Поэтому отношения между учащимися, их родителями, педагогами и администрацией Центра строились по традиционным принципам организации общины. Все ключевые должности, в том числе и директора, в Центре образования - выборные, а главным критерием выборов является компетентность претендентов. Поэтому не случайно, что автор проекта Людмила Курбатова была выбрана директором, а ее муж Андрей Курбатов стал научным руководителем. В течение 16 лет существования принципиально нового учебного заведения у его воспитанников одновременно формируются воспитанность, интеллект, обученность и здоровье, несмотря ни на какие трудности переходного периода. Сын и дочь Людмилы и Андрея, которые на момент открытия Центра посещали дошкольное подразделение, сегодня закончили Московский городской педагогический университет и пришли преподавать в свою родную школу.

    На вопрос, как всем работалось в то далекое время, и какие были поставлены цели, Андрей Всеволодович ответил:
    Я должен сказать, что все члены общественной организации МЖК «Кожухово» очень заинтересованно относились к проектированию будущего для своих детей, не жалея на это времени и сил. Несмотря на то, что физически было трудно, духом никто не падал. С первых шагов стало ясно, что после того, как квартирный вопрос будет решен, главной заботой станут дети.
    И когда мы стали анализировать свои требования к системе образования, то выяснилось, что старая система образования никого не устраивает: снижается уровень интеллекта, воспитанности, и, главное, - возникают большие проблемы со здоровьем. Оказалось, что более 80% детей нуждаются в корректировке этих показателей. Сразу же стало понятно, что традиционной системе образования с такими задачами не справиться. Прежде всего потому, что в традиционной системе образования до сих пор не решена проблема преемственности. Для того, чтобы обезпечить возможность индивидуального подхода к развитию каждого ребенка на протяжении всего обучения, от дошкольного детства до получения аттестата, мы и начали разрабатывать новый проект образовательного учреждения. В процессе работы нам далось решить не только эту проблему, но и целый ряд не менее сложных и важных вопросов. Что же касается преемственности, то парадокс заключается в том, что если детский сад является самостоятельным учреждением, то, даже работая по прогрессивным методикам, в итоге он может приносить больше вреда, чем пользы. Почему? Да потому, что в период дошкольного детства он действительно приносит только пользу, и воспитанник быстро развивается. Но если потом ребенок попадает в школу, в которой отсутствует преемственность с системой работы детского сада, то у него может возникнуть стресс, вызванный сменой обстановки и среды, который приводит к замедлению развития. В итоге все преимущества интенсивного развития в детском саду оборачиваются задержкой развития в начальной школе, что в целом приводит к отрицательному результату. Примечательно, что дети, не посещавшие детский сад, могут оказаться в лучшем положении, Поскольку, во-первых, они психологически настроены на включение в новую систему отношений: «ученик - школа», а, во-вторых, не имели опыта системы отношений «воспитанник - детский сад», и потому действительность в большей степени соответствует их ожиданиям. Обратите внимание на то, что, строго говоря, за адаптацию никто не отвечает, поэтому и получается такой парадокс: чем лучше работает детский сад, тем больше вреда он может нанести ребенку. И лучший способ решения этой проблемы - организация единой образовательной системы: с одним руководителем, с единым коллективом, который отвечает как за каждый участок в отдельности, так и за конечный результат в целом. Поэтому и появилась идея объединения детского сада и школы.
    Кроме того, в Советском Союзе сложились три самобытных системы образования - общеобразовательная школа, школа искусств и спортивная школа. Если традиционная общеобразовательная школа, нацеленная на передачу знаний, развивает, в основном, формально-логическое мышление, то система образовательных учреждений культуры преимущественно формирует эмоционально-образное восприятие окружающего мира, тогда как спортивные школы, акцентируя внимание на физическом развитии, формируют деятельностный подход к восприятию и преобразованию окружающего мира. В связи с усилением общемировой тенденции ускорения изменений условий жизни современному человеку жизненно необходимы все вышеперечисленные качества, поэтому мы решили объединить три традиционные системы советского образования в целях обезпечения гармоничного развития личности каждого ребенка.

    Быстро меняющейся среде личность может соответствовать только в том случае, если обладает способностью к принятию решений в нестандартных ситуациях. Для формирования этого качества развивающая среда должна обезпечивать возможность совершенствования в науке, искусстве и спорте в соответствии с индивидуальной программой развития личности. Чтобы осуществить задуманное, нужны первоклассные специалисты. Как вам удалось собрать коллектив единомышленников?
    Мы пригласили к участию в разработке проекта открытого образования всех тех, кто видел недостатки в традиционной организации образования, поэтому у нас не было недостатка в специалистах-новаторах самого высокого уровня. Кроме того, многие родители поняли, что если традиционная школа не может решить проблемы их детей, то они сами могут получить педагогическое образование и научиться работать по-новому в экспериментальном образовательном учреждении.
    Поэтому с момента открытия первого сентября 1990 г. и до настоящего времени у нас 70% коллектива составляют родители. Это еще одна уникальная особенность нашего учреждения. При таком подходе к подготовке и комплектованию кадров взаимодействие между педагогическим коллективом и родительским сообществом осуществляется значительно эффективнее.
    Кроме того, в Центре образования никогда не было авторитарного управления. Действует развитая система взаимодействия ученических, родительских и педагогических советов под эгидой общественного совета, в который входят представители всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и учащихся. Не каждый учитель, получивший традиционное педагогическое образование, сможет без определенной подготовки работать в такой системе. Особенно в том случае, если главной заботой общественного управления является повышение качества образования. Именно благодаря общественному управлению образованием впервые удалось разработать и реализовать концепцию опорного уровня образования, позволившую преодолеть одну из самых актуальных проблем мирового образования - рост дидактогении (дидактогения - явление роста заболеваний, вызванных «школьным стрессом», возникающим от перегрузки содержания образования). Достижение опорного уровня образования в какой-либо одной дисциплине помогает овладевать другой учебной дисциплиной. Благодаря концепции опорного уровня, учащиеся, наряду со стабильным повышением качества образования, по критериям воспитанности, интеллекта, обученности и здоровья, показывают уникальные результаты в олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.

    Как это понять?
    Скажем, за прошлый 2005/2006 учебный год число побед, которые одержали наши
учащиеся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, составляет 390% от числа учащихся.

    А если ученик неуспевающий?
    Поступив в наш Центр, ученик очень быстро перестанет быть таковым. Потому, что при формировании педагогического коллектива, первым условием является отношение педагога к ответственности за результат обучения. В нашем коллективе работают только такие учителя, которые согласны с тем, что неталантливых учеников нет - есть несостоявшиеся педагоги. Подход к ученику строго индивидуален. При этом осуществляется мониторинг результативности обучения, и педагог отчитывается за его результаты. Самое главное то, что смещены акценты ответственности. В традиционной школе, если ученик не показывает хороших результатов, то ответственность, как правило, несет сам ученик. То есть он объявляется или лодырем, или неспособным к обучению. Но у нас есть нормы и требования к учителю, и задача педагога, если он профессионал, заключается в раскрытии способности ученика и увеличения его возможностей. Если нет положительных результатов, то виноват не ученик, а педагог. В этом наша жесткая позиция, и если мы не понимаем друг друга, тогда педагог освобождается от работы в нашей школе.
    И самое главное для нас в педагогике - это система воспитания. К сожалению, новое законодательство в образовании лишило нас возможности использовать старый опыт воспитания. Всегда в России воспитание в государственных образовательных учреждениях было идеологическим. То есть воспитать - означало сформировать мировоззрение, соответствующее государственной идеологии. Но с тех пор, как Конституция запретила какую-либо идеологию объявлять государственной или всеобщей, такое понятие воспитания просто потеряло смысл.
    Таким образом, у нас и дореволюционные традиции, когда государственной идеологией было Православие, не могут быть использованы, и советские традиции коммунистического воспитания в условиях нового законодательства неприменимы.
    В условиях, когда агрессивность информационной среды неуклонно растет, средства массовой информации предлагают детям и подросткам передачи не самого высокого качества, а в сети Интернет и на рынке видеопродукции имеют широкое хождение безнравственные произведения псевдокультуры, лишение школы возможности использовать традиционные подходы к воспитанию, безо всякого преувеличения, представляют угрозу национальной безопасности. Общественность ощущает эту угрозу, и специалисты Российской академии образования хорошо знают, что первый вопрос, который Задают педагоги российских школ, это вопрос о том, как в современных условиях воспитывать подрастающее поколение.
    Проектируя новое образовательное учреждение, мы тоже задавали себе этот вопрос и нашли на него ответ. Если никакая идеология не может быть объявлена государственной или всеобщей сверху, то нужно сформировать у ученика потребность и способность самостоятельно определять свои идеалы и претворять их в жизнь. Наиболее эффективно формирование этой потребности и способности происходит в процессе изучения истории, который постепенно превращается в процесс созидания нового мира. Поэтому все учащиеся, их родители и педагоги являются участниками общего проекта «От изучения истории к ее творчеству».
    Вполне естественно, что одним из результатов этого проекта стало создание школьного музея «Заступники, подвижники и защитники Земли русской», в котором представлены вехи развития истории российской духовности от Крещения Руси до настоящего времени. Разумеется, музей не смог вместить все результаты проектной деятельности, поэтому они представлены во всех помещениях Центра. Например, в актовом зале располагается макет старинной часовни, которая была обнаружена в одной из экспедиций по северным областям Нашей страны. От создания макета старинной часовни учащиеся перешли к созданию Проекта нового Храма, который в настоящее время уже возводится в нашем районе.

Беседовала Галина Симонова
Продолжение в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.