Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

    У кого, как и когда верующим следует брать благословение? Каков богословский смысл благословения, и что оно значит в жизни православного верующего?

    Попробую ответить в обратном порядке. Относительно вышеизложенных вопросов прежде всего надо разобраться в самом понятии и богословском смысле благословения и его значении в жизни христианина, а потом только говорить о практической стороне и способе взимания благословения.
    Само слово «БЛАГОСЛОВЕНИЕ» в переводе с греческого означает «доброе, благое слово», в глагольной форме слово «благословить» значит «добро говорить». По сути своей, по своему внутреннему глубокому значению, благословение есть добрая молитва или молитвенное желание того, чтобы благодать Божия сошла на просящего благословение.
    Исходя из этого, когда мы обращаемся к священному или духовному лицу (епископу или священнику) за благословением, чаще всего нам отвечают: «Бог благословит», в то время как православные греки говорят коротко «Господь», что в себе содержит тот же смысл. Такой ответ показывает смирение православного духовника и его сознание того, что источником всякого добра является Бог, а он (духовник) всего лишь посредник или проводник божественного добра, которое иначе называют «благодатью Божией».

За благословением ко Владыке Артемию

     Слово «благословение» или «благословить» имеет библейское происхождение и неоднократно употребляется в Священном Писании с самых первых страниц Библии. И благословил Бог седьмой день… (Быт. 2, 3), или: И благословил их Бог [Адама и Еву] и сказал… (Быт. 1, 28) и т.д.
    Благословляет всегда старший, а принимает благословение младший. Родители благословляют детей своих, поэтому говорится в Библии: Благословение отца утверждает домы детей (Сир. 3, 9).
    При встрече праотца Авраама с таинственным Мелхиседеком, царем Салимским, Мелхиседек благословил Авраама, а святой Павел, упоминая об этом событии, утверждает, что «больший благословил меньшего», так как Мелхиседек был прообразом самого Господа Иисуса Христа.
    Строго говоря, правильно по канону может благословить епископ или священник, который имеет право сложить персты правой руки «имясловно» (в знак Имени Иисуса Христа) и осенить того, кто просит благословения знаком Креста, произнося при этом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или «Бог благословит» (можно и молча), причем просящий благословение целует его десницу.
    В широком смысле, благословение можно просить у всякого священного или духовного лица (даже у диакона или обычного монаха), причем всегда целуется десница дающего.
    Не существует строгого правила о формах прошения благословения. Все зависит от ситуации, если епископ или священник стоит (или сидит), а верующий к нему подходит под благословение, то верующему следует совершить малый поклон перед ним, сложить ладони рук так, чтобы правая была сверху и сказать: «Преосвященный Владыка (или Отче), благословите!» Священное лицо тогда, сложив персты правой руки «имясловно», осеняет его знаком Креста, произнося благословение и опускает свою десницу на сложенные ладони просителя, и тот целует благоговейно руку. Надо знать, что, подходя под благословение к священнику, не надо налагать на себя крестное знамение. Если вместе находятся священные лица одного чина, то благословение испрашивается у каждого по порядку. Если епископ находится среди священников, то благословение берется только у епископа
    Совсем другое дело, если верующие стоят, а священное лицо находится в движении (обычно, ожидая епископа, верующие стоят вдоль пути его следования по обе стороны). Тогда верующие со стороны тянутся к руке епископа для целования. Это тоже благословение, потому что епископ, проходя мимо, благословляет народ, молясь за него. Многие из верующих часто имеют ошибочное мнение, будто бы благословение надо брать только у достойных священников, которые отличаются святостью личной жизни или народной славой (известностью), причем сами себе присваивают «право» судить или оценивать достоинство каждого священника. Это очень гордые помыслы, которые побуждают человека рассматривать чужие грехи и недостатки, при этом не обращается внимание на свои, что весьма пагубно для души.
    Каждое священное лицо до тех пор, пока оно не лишено священного сана со стороны Церкви, достойно того, чтобы у него брали благословение. Ведь священник, благословляя, не дает ничего своего, человеческого, но подает Божие, а то, что Божие, всегда достойно приятия. Священник тут выступает только посредником, через кого благословение Божие (= благодать) изливается на просителя. Отсюда и все священные действия, совершаемые священником, обладают полнотой и никак не ущербны, они всегда служат верующим во спасение, невзирая на личное достоинство священника. Но он за свои грехи как личность отвечает перед Богом так же, как и все мы остальные.
    Благословение Божие призывается не только на лица, на верующих, но благословляются все вещи и все предметы, которыми верующие пользуются или которые употребляются. Например, дом, в котором живут, семена для посева, первые плоды, а также пища и питье на трапезе. Достаточно открыть «Великий Требник», чтобы увидеть все возможное для благословения. Всякий чин имеет вначале краткий возглас: «Благословен Бог наш…», причем это совсем не значит, что мы здесь благословляем Бога (ведь не может меньшее благословлять большее), но мы только исповедуем и констатируем то, что Бог есть источник всякого благословения, которое в дальнейших молитвах мы будем испрашивать для освящаемой вещи или предмета, чтобы употребление сего было во спасение.
    Благословению противостоит проклятие, которое также неоднократно упоминается в Святом Писании (употребляется даже чаще благословения). Оно существует и в сознании народа и нередко употребляется как привычное восклицание. Это тоже молитва (или желание), чтобы Бог наказал или отомстил кому-то за зло, причиненное ближним или произнесенное в угрозах. В Дополнительном Требнике существует чин проклятия, который, к счастью, редко употребляется в церковной жизни.
    Мир вам и радость от Господа!

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Оптинские старцы о значении священнического благословения

   ...Весьма приятно то Богу, что делается с благословением, посему и мы с вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенною (преп. Антоний).

    Одобряю твое благоразумие, что без благословения не входишь ни в какие сношения с другими. Так будешь делать, легче сохранишь и спасешь себя (преп. Анатолий).

     ...Не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании (преп. Варсонофий).

    Пишешь, что не посмела без моего благословения поднести Владыке делаемые в вашей обители четки из росного ладана. И не следует. Не следовало бы тебе также подносить Преосвященному и просфору от себя (преп. Иларион).

    ...Ты пишешь, что, соображая все, думаешь, лучше несколько раз благословиться на одно и то же дело, чтобы Матушка как-нибудь, забывши, не подумала, что дело сделано без ее благословения (это хорошо, так и делай). А относительно того, что Матушка недовольна бывает и тем, ежели из пустяков благословляются, и тем, ежели не благословляются, то лучше пусть уж будешь виновата в том, что докучаешь (преп. Иларион).

     ...<Нужно> умудряться; иногда по видимому покажется дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному послужит... (преп. Лев).

Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т.1.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.