Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДОГМАТИКА

 

Нравственное богословие евреев-талмудистов

Профессор Ролинг

Перевод с немецкого протоиерея А. Ковальницкого
От Московского Духовного Цензурного Комитета печатать дозволяется
Москва, Мая 15-го дня 1897 года
Цензор Протоирей Иоанн Петропавловский

Продолжение. Начало в № 23(41)

Найденные вещи

    Талмуд говорит: «Кто гою возвращает потерянную вещь, того Господь Бог не простит; по этому закону запрещено возвращать гою украденную вещь» [Tr. Jowa f. 88, 1, pisk. Tos 62]. Поэтому же раввин Моисей учит [Там же. F. 132]: «Евреи грешат, когда возвращают потерянные вещи отступникам и язычникам, равно и всем, которые шабаша не почитают». А обожаемый Рашши говорит [Tr. Sanh 1 c.]: «Кто гою возвращает потерянные гоем вещи, тот гоя считает равным еврею» (то есть восстает против Бога). Маймонид же возвещает [Jdd. ch. 4, 11, 3. f. 31, 1]: «Грешит тот, кто возвращает потерянные вещи нееврею, потому что в таком случае он увеличивает силу безбожных». А раввин Иерухет прибавляет [Sephmesch 51, 4]: «Если гой держит у себя залог еврея, залог, за который еврей одолжит ему деньги, и гой потеряет этот залог, и еврей его найдет, то еврей не должен возвращать гою найденного залога, потому что обязанность возвратить потерянную вещь прекратилась с того момента, как еврей нашел этот залог. Если бы нашедший подумал, что надо найденную вещь возвратить гою для славы имени Божия, то ему нужно сказать: если хочешь прославлять имя Божие, имей дело с тем, что тебе принадлежит».

Лихва

    Закон Божий обязывает богатых помогать бедным подарками или одолжением. Одолжение состоит в том, чтобы давать кому-нибудь для употребления вещи, а берущий в долг обязывается в означенный срок возвращать взятую в долг вещь того же самого рода и той же доброты. Было бы несправедливостью, если бы кредитор потребовал от своего должника более, чем сколько стоит одолженная вещь, так как он должнику не давал вещи, стоящие более, чем сколько требовал должник. Требовать больше было бы лихвою. Но часто случается, что кредитор, вследствие того, что деньги находятся у должника, а не у него, несет убыток, или же в течение этого времени сам испытывает нужду или же должен отречься от очевидной для себя прибыли. В последнем случае занимают видное место вещи, которые приносят прибыль, преимущественно деньги, которые умножаются посредством торговли и частых оборотов. В таких случаях кредитор, если он не несет обязанности прямо пособлять, может требовать от одолжающего у него более действительной стоимости вещи, потому что вследствие означенных причин, он сам дает «больше». Это «больше» есть истинный процент; истинность его оценивается, насколько кредитор, давший деньги в долг, может терпеть убыток, или быть в опасности, или потерять известную прибыль, – в противном случае, чинш, или процент, будет называться лихвою. Так, без сомнения, пред Богом было бы лихвою, если бы кто вместо обыкновенно взимаемого 5 или 6% от ста при таких же условиях потребовал бы от своего должника большого процента, потому что в таком случае кредитор требовал бы от своего должника больше, чем сколько принес бы ему капитал, вследствие обыкновенной процентной стоимости – биржевой денежной цены. Требование его, очевидно, превышало бы действительную производительную силу капитала, и только крайняя нужда ближнего побуждает такого кредитора настаивать на своем от должника требовании. Зато «больше», которое кредитор вручает с капиталом, может, как еврей от еврея, так и от нееврея брать соответственный процент. Господь Бог, по особым обстоятельствам в силу Своего высшего права над всем существующим, в Ветхом Завете позволил иудеям брать от неевреев «больше» кроме одолженной вещи за пользование этою вещию. При этом, конечно, разумелось, что это «больше» (процент от капитала) должно находиться в соответствии стоимости вещи в состоятельности должника и проч., иначе это было бы притеснением ближнего, словом: Бог дозволил евреям брать с нееврея только законный процент.
    Послушаем же, как об этом предмете говорят раввины.
    Моисей позволил, как уже сказано, брать от нееврея (конечно, справедливый) процент (Втор. XXIII, 20). Но огромная каста наших «непогрешимых» раввинов учит, будто бы Моисей запретил евреям не брать с неевреев проценты. Моисей, говорят они, сказал так: «Ты обязан брать процент с иноплеменника». Раввин Маймонид – орел иудейства, пишет: «Бог наш приказал брать от гоя лихву и только в таком случае оказывать ему одолжение (если хочет платить требуемую лихву). Это для того, чтобы мы не оказывали гою помощи, так как мы обязаны ему причинять вред даже в таком деле, в котором он нам может быть полезным; еврею же этого мы не должны делать» [Seph. mizv. f. 73, 4].
    «Слово Моисея (Втор. XXIII, 20), – говорит раввин Рабби, – есть слово для нас обязательное» [Psiktarab. f. 80, 3 Teze]. То же самое пишет талмуд: «Запрещено одалживать гоям без лихвы, а с лихвой можно» [Tr. Aboda s. f. 77, 1 psik. Tos.1]. Леви [Толковн. Пятокн. f. 234, 1 Teze] и другие повторяют то же самое. Вследствие этого извращения смысла Св. Писания оставался только один шаг до безнравственного вымогательства огромного размера процентов, основанного единственно на притеснении ближнего. За это притеснение еврей не только не чувствует укора совести, а наоборот, ощущает в своей душе довольство, основанное на его религиозном духе, происходящее от сознания того, что он притесняет гоя (иноплеменника). Знаменитый раввин Бешай заявляет, что раввинам известно, что Моисей воспретил ростовщичество, но, однако, этот раввин пишет: «Раввины благословенной памяти заповедали, что от гоя позволительно взимать только такой рост, какой требуется содержанием жизни еврея» [Там же. F. 213, 4 Teze]. Но, находясь под влиянием духа противоречия, и в то же время, будучи уверен в своей непогрешимости, этот же самый раввин говорит еврею об отступнике (отступившем от иудейства), а потому и вообще об иноверцах, к которым еврей-отступник себя присоединил: «Жизнь его находится в твоих руках, а тем более деньги его» [Там же. 214], что, очевидно, узаконивает безграничный процент, даже воровство и грабеж, потому что имущество и кровь приносятся в жертву произвола. Талмуд учит: «Самуил сказал, что мудрецы (ученые раввины) могут друг другу от себя давать в рост». Почему, спросите, ведь они ясно видят, что рост между евреями воспрещен законом Моисея? Потому, видите, что «процент есть подарок, который они один другому» (как подарок за одолжение) дают. «Самуил, – сказал Аврааму Бен – иди и одолжи мне 100 фунтов перцу за 120 фунтов, так как это справедливо» (как подарок в знак благодарности). Раввин Егуда говорит, что раб сказал, что «позволительно человеку, т. е. еврею, одолжать детям и домашним своим в рост с целью, чтобы они узнали приятность роста» [Tr. Baba m. f. 75, 1].
    Трактат этот не говорит о дозволенном проценте, так как озаглавлен: «О запрещении лихвы», который Моисей дал для всех, не исключая и раввинов. Трактат тот говорит о неправедном росте относительно употребления одолженной вещи, как показывает пример «о перце», во-вторых, о проценте слишком высоком, 20% от ста, и в-третьих, трактат этот вводит в грех ложною игрою названия процента с титлом подарка, так как Mоисей ясно запретил евреям от еврея проценты за пользование одолженными вещами, или, кратко говоря, так как Моисей запретил и тайную лихву. Трактат этот, наконец, есть хитро обдуманный урок о лихве, потому что если раввин раввину принес в подарок запрещенный процент (как умеренный и справедливый 20% от ста) и при том в давние времена, то насколько крепче этим уроком можно привить этот вкус у детей для того, чтобы взимать страшные проценты с иноплеменника (как это недавно было с одним бедным человеком, а с виновным, говорит автор, и суд ничего не мог сделать, когда еврей за 70 талеров велел написать в расписке 100 талеров, а от этих 100 талеров уплатить ему 8% от ста). Так как раввин Кроннер утешается тем, что наши теперешние евреи имеют другия понятия о лихве, а не те, которые выше мною изложены, то приведенный мною пример еврейского ростовщичества пусть убедит его, что у современных нам евреев понятия о лихве не изменились к лучшему, и для нас понятно, что евреи, воспитанные на талмуде (Ваbа f. 70, 2 стих 20 гл. XXIII Второзакония), так изменяют: «Ты должен брать лихву» (вместо «Ты можешь брать правильный рост»). Это неправильное толкование места Св. Писания так вкоренилось у раввинов, что Абарбанел для покрытия мошенничества евреев говорит: «Тора, однако, позволяет брать проценты». Абарбанел не скрывает того, что евреи закон Моисея так понимают, что евреям позволительно взимать с иноплеменника как можно более высокий процент, но в оправдание свое говорит: под иноплеменниками, которых нам дозволяется законом Моисеевым грабить посредством взимания высоких процентов, мы не разумеем христиан, которые все-таки пред Отцем Небесным по отношению к евреям не иноплеменники! Но потом тот же великий Абарбанел, некогда министр государственных имуществ в Испании, свои только что приведенные слова, что христиане не иноплеменники, объяснил, что он высказал их для того, чтобы евреи спокойно и без неприятностей могли жить между христианами [Mark. hammisch, f. 77, 4 Teze]. Действительно, человек этот вполне понял учение талмуда о дозволенном обмане.
    Другой раввин пишет опять без ограничения: наши мудрецы постигли правду, когда дозволили еврею брать лихву с христианина-гоя [Maggon Abrahep. 72]. Поэтому раввин Швабе, обращенный в христианство, имел основание сказать [JnlischerDeckmantel, str. 171]: «Если христианин нуждается в деньгах, еврей искусно умеет к нему подойти: прикладывает еврей лихву к лихве, пока сумма не дойдет до той высоты, что христианин ее не может уплатить, не продавши своего имущества, и, когда сумма нарастает в несколько сот или несколько тысяч, смотря по имуществу, тогда еврей обращается к судебной власти, чтобы ему было отдано имущество христианина во владение».

Продолжение в след. номере

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.