Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

 

Папство и Православная Церковь

Архиепископ Ермоген (Голубев)

Продолжение. Начало в № 24(42)

 

 

    Папизм принес неисчислимый вред делу Церкви Христовой на земле и вообще домостроительству нашего спасения. Он внес раскол в единство Вселенской Церкви Христовой. Властолюбие пап отторгнуло западную церковь от Вселенской Церкви (1054 г.). Западную церковь после этого потрясают лютеранство и англиканство и целый ряд сект (альбигойцев, вальденсов, янсенистов), порожденных именно папизмом. Крушение принципа соборного управления церковью превратило ее на западе из бого-человеческого организма в чисто земную политическую организацию, монархию с папой, королем во главе.
    Из церковной истории известно, что многие из пап не соответствовали своему высокому назначению и были скорее похожи на язычников, нежели на христиан. Например, Сергий III (X в.) свою папскую деятельность начал тем, что распорядился задушить своих двух предшественников, насильственно свергнутых с папского престола и брошенных на пожизненное томление в тюрьму, мотивируя убийство жалостью к обоим бывшим папам, ибо «моментальная смерть, дескать, менее страшна, чем долгое, пожизненное заключение в темнице».
    Бонифаций VII убил своего отца.
    Папа Стефан Vl (896-897) произвел суд над умершим своим предшественником. Это был папа Формоза, которого он ненавидел. Труп последнего был извлечен из могилы, одет в папское облачение и посажен на трон в зале соборных заседаний. Присутствовавшие смотрели с ужасом на начавшийся суд. Мертвецу назначили адвоката, и представитель папы предъявил ему обвинения, заключавшиеся в том, что Формоза, вопреки каноническим правилам, перешел с епископской кафедры в Портусе на папский престол. Мертвеца осудили, произнесен был приговор, лишавший его достоинства первосвященника. Вслед за тем с мертвого сорвали папское облачение, отрубили у него три пальца правой руки, которыми он раздавал благословение, вытолкали труп из залы заседания, протащили его по улицам Рима и бросили в Тибр. А вскоре после этого и сам Стефан был убит народом.
    Вышеприведенные факты с достаточной ясностью говорят о причинах падения папского авторитета среди верующих католиков и вообще христиан.
    С целью поднятия и укрепления папского авторитета римская курия решилась на невероятный с догматико-канонической точки зрения трюк. На Ватиканском соборе в 1870 г. под ее давлением был обнародован догмат о непогрешимости папы.
    Без преувеличения можно сказать, что весь христианский мир ахнул, когда узнал об обнародовании такого «сногсшибательного», с позволения сказать, «догмата».
    Самые видные и ученые члены собора протестовали против провозглашения догмата о непогрешимости. Догмат был провозглашен 13 июля 1870 г. на Ватиканском соборе большинством: 371 голоса при 52 голосах, поданных за условное признание догмата, и 88 высказавшихся против догмата.
    Догмат о непогрешимости пап находится в полном противоречии с постановлениями VI и VII Вселенских Соборов, заповедавших хранить неприкосновенной веру, переданную от богоизбранных Апостолов и от Святых Отцов, и угрожавших анафемой тем, кто решится нарушить это постановление. Следовательно, и Пий IX, творец нового догмата о непогрешимости, и последующие папы, в том числе и папа Пий XII, подлежат, по точному смыслу постановлений VI и VII Вселенских Соборов, анафеме за свое нововведение.
    Ультрамонтане пытаются оправдать свое явное противление и непочитание правил Вселенских Соборов придуманной ими теорией о развитии догматов, сущность которой заключается в утверждении, что новыми догматами католицизма в сущности ничего нового в церковную веру не приносится, а только разъясняются истины, изначала усвоенные верующими.
    Такая попытка не выдерживает критики. Христианство проявляется не в развитии верований, как думают защитники указанной теории, и ему не угрожает опасность застоя, косности и оцепенения в случае приостановки в развитии догматического учения. И вот почему. Христианство возвестило нам Истину Божественную, следовательно, абсолютную, следовательно, навеки неизменную и неподлежащую ни поправкам, ни дополнениям, ни усовершенствованиям.
    В XVIII в. Восточные Патриархи писали об этом: «Наши догматы и учение Восточной Церкви еще издавна исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми Вселенскими Соборами: прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно».
    В Окружном послании Восточные Патриархи еще яснее подтверждают свою верность традициям Вселенской Православной Церкви. «И мы предадим святую веру в грядущие поколения, какою сами приняли, без всякого изменения, дабы и они, подобно нам, непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков»...
    Догмат о непогрешимости папы никогда и ни от кого не принимался за догмат. Даже среди католиков он вызвал всеобщий единодушный протест в Швейцарии, Франции, Австрии, Германии, Испании и даже в Италии и послужил толчком для образования старокатолицизма.
    Вся история папства вопиет против учения о непогрешимости пап. История свидетельствует, что папы не раз колебались в вере, покровительствовали еретикам и даже сами разделяли еретический образ мыслей. Так, Монтан был на Востоке осужден, а в Риме был признан мужем, исполненным вдохновения, и получил от папы грамоту мира. Ошибка не замедлила обнаружиться, и грамота была взята назад. Позже в Риме снова был допущен промах по отношению к пелагианам, которые успели привлечь на свою сторону папу Зосиму (V век). VI Вселенский Собор анафематствовал папу Гонория I (VII век) по обвинению в монофелитской ереси.
    Папа Марцеллин I (296-304) принес языческую жертву Юпитеру и т. д.
    Само положение о непогрешимости папы имеет много туманного и неопределенного. Неясно, когда папа говорит «ex cathedra» и когда произносит частное суждение. Мюнхенский факультет на вопрос баварского правительства по этому поводу ответил: «Всеобщего критерия, по которому можно было бы судить с достоверностью, что такое-то определение папы последовало ex cathedra, не существует». Ультрамонтане говорят, что папские определения обладают всеми свойствами декретов ex cathedra в тех случаях, когда папа изрекает их под внушением Святаго Духа. При этом делается даже нелестное для пап сравнение с валаамовой ослицей.
    Профессор богословия в Майнце, иезуит Эберман, говорит на эту тему: «Непогрешимым может быть и совершенно невежественный папа, ибо Бог указал некогда людям истинный путь через предрекшую ослицу». Совсем иначе расценивает ватиканский догмат наиболее просвещенная часть верующих католиков. Проф. Деллингер с безпощадной ясностью доказывает несостоятельность нового догмата, как противоречащего Священному Писанию и всей истории Церкви. «Как христианин, как богослов, как историк и как гражданин, я не могу, - пишет Деллингер, - принять новый догмат. Как христианин: ибо он не совместим с духом евангельских изречений Христа и апостолов; как богослов: ибо он состоит в непримиримом противоречии со всем истинным Преданием Церкви; как историк: ибо я знаю, что стремление осуществить выражающуюся в этом догмате теорию мирового господства, зальет Европу потоками крови, опустошит страны и разрушит прекрасное здание древней Церкви».
    Догмат о непогрешимости папы явился завершением многовековой борьбы пап из-за главенства в Церкви. Жажда власти теперь в них еще больше окрепла и усилилась. После 1870 г. и до наших дней папы проявляют самое живое непосредственное участие в международной политической жизни народов.
    Но времена былого (средневекового) величия для пап давно миновали. Папа после национального объединения Италии и объявления Рима столицей объединенного государства жил «ватиканским узником». Римской курии был нанесен тяжелый удар. Все же, несмотря на это, папы продолжали вести политику расширения и усиления своей власти. С наступлением новых политических обстоятельств они лишь стали искать новых путей и способов для приспособления к духу времени.
    Папа Лев XIII все более склонялся к тому, что наместничество св. Петра может быть восстановлено в своих правах лишь в результате всеобщей войны. Поэтому, когда в 1914 г. между Сербией и Австрией возник вооруженный конфликт, римская курия с легким сердцем одобрила австрийский ультиматум Сербии. Впоследствии Бенедикт XV несколько раз обращался к воюющим народам с воззванием о прекращении войны, но это делалось только для прикрытия подлинной роли Ватикана как поджигателя и пособника немцев в первой империалистической войне.
    Союз Ватикана с немецкими капиталистами и помещиками неудивителен. Их объединяет общая ненависть к славянским народам. Папы всегда стремились подчинить славян своей церковной власти. В погоне за «жизненным пространством» немцы устремлялись всегда на восток, на славян. На всем протяжении своего исторического существования римская курия постоянно участвовала во всех политических интригах против славян и в особенности против России.
    В прошлом, вплоть до наших дней, папство терпело неудачи при попытках подчинить Россию своему церковному влиянию. Отстаивая православную веру и родную землю, Россия неоднократно отражала нашествие немецких рыцарских орденов, союзников папы. Так было при Александре Невском: в 1242 г., когда немцам Ливонского рыцарского ордена на льду Чудского озера нанесено было тяжелое поражение, а шведы были разбиты в Невской битве. Тогда же на юге, тоже пока безуспешно, папа стремился подчинить Галицию при Данииле Романовиче Галицком. В XIV и XV вв. не прекращаются попытки пап подчинить себе Русскую Церковь.
    В середине XIV в. король Магнус, исполняя волю папы, задумал было обратить Новгород в католичество, а в 1387 г. являлись в Москву папские легаты. В западно-русских областях в конце ХIV в. открылись гонения на Православие. В 1437 г. на Флорентийском соборе вовлекли в унию Московского Митрополита Исидора, но русские не признали этой унии. Исидор же бежал в Рим, где и умер в 1462 г. В 1465 г. у Ватикана созрел план: выдать дочь Византийского императора Фомы Палеолога Софию за великого князя московского Иоанна III. София Палеолог воспитывалась в Риме, и папа надеялся путем этого брака подчинить себе Русь. Брак состоялся, но обратить Русь в католичество не пришлось: Coфия выказала себя ревностной дочерью Православной Церкви.
    В XVI в. папа присылал к Иоанну Грозному иезуита Поссевина, но из этого тоже ничего не вышло. Поссевин достиг успеха только в Литве, где в 1596 г. была заключена Брестская уния.
    Также провалились планы Ватикана обратить Русь в католичество при Лжедимитрии I и II и Сигизмунде III, короле Польском.
    Дальнейшие попытки укрепить католичество в России мирным путем были сделаны папой при Михаиле Феодоровиче и также безуспешно. Между тем в Западной Руси шла ожесточенная борьба за веру. Даже белоруссы не выдержали притеснений и убили в Витебске ярого местного проповедника католичества и унии Иосафата Кунцевича, бросив его тело в Двину. Украинские казаки с оружием в руках отстаивали православную веру и отбили у униатов захваченную ими Киево-Печерскую Лавру, но древняя волынская святыня Почаевская Лавра, надолго осталась в руках базилиан - униатских монахов.

Журнал Московской
Патриархии, №4 за 1948 г.

Продолжение в след. номере

  

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.