Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

Монастырь Грачаница. Рождество Христово 2005 г.
Фото Г. Симоновой

    Прославление Рождества Христова в Сербии долгое время вытеснялось из сознания народа и подменялось чуждыми Православию праздниками. И нами, по большому счету, забыты рождественские обычаи, которые долгое время почитались сербами. Мы утратили рождественскую радость. Владыка, расскажите о православных сербских обычаях, связанных с празднованием Рождества.
    Всегда легче разрушать, чем создавать. И в физическом смысле, и, тем более, в духовном. Легче погубить свое здоровье, чем потом его восстановить. Это касается как всякого человека в отдельности, так и всего народа в целом. Сербы, увы, быстро и с легкостью распрощались со своими многовековыми традициями и верой: продались за чечевичную похлебку. Очень уж мы легко позволили ввести себя в заблуждение. Не имеем собственного достоинства и пренебрегаем своими духовными ценностями. А лечиться, ох, как тяжело. Не так просто вернуться к своим корням, к традициям своих предков. Суета и гордость преграждают нам путь. Так мы и пребываем вдали от Отчего Дома.
    В вашем вопросе озвучена печальная реальность, которая не делает нам чести. Но все же слышится тоска об утраченном и желание вернуться к истокам. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но часто это бывает уже невозможным. Никогда уже, например, не смогут испытать чистой детской рождественской радости те поколения, которые были лишены ее в свое время по вине взрослых.
    Все-таки попытаюсь ответить, хотя бы и кратко, ради нас, старшего поколения, которое еще в силах исправить то, что возможно.
    Рождество Христово - первый из великих христианских праздников. Не было бы Рождества - не было бы и Воскресенья, ни Сошествия Святаго Духа, ни Церкви, ни Христианства вообще.
    Во время этого праздника прославляется рождение Бога на земле, как человека, как Младенца, Богомладенца. Христос Бог родился на земле, как человек. Зачем? Чтобы Своим рождением объяснить нам смысл нашего рождения, чтобы открыть таинственную причину рождения всякого человека на земле. Святым Отцам была открыта эта великая тайна: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, «богом по благодати». В этом вся тайна удивительного Богочеловеческого рождения. В этом и все Его Евангелие, и вся Церковь, и все, что в ней: все святые Таинства, все святые добродетели, все святые божественные силы.
    С момента Рождества Господа нашего Иисуса Христа на земле среди людей пребывает вся полнота Божества, весь Бог телесно присутствует в нашем человеческом мире, дабы мы исполнились этой полнотой Божества. И через это осуществили бы цель, поставленную перед нами Самим Богом в нашем людском бытии, в нашей человеческой жизни, в нашем человеческом существовании. А какова же единственная и безсмертная цель каждого человека? Эта цель - возрастание в меру возраста Христова, наше возвращение к Богу и соединение с Ним, т.е. обожение.
Как же нам, немощным людям, достигнуть такой возвышенной цели? С помощью святых Таинств Христовых в Его Святой Церкви и исполнения святых заповедей Божиих.
    Живя в них, и с их помощью каждый из нас исполняется божественными силами, которые потребны человеческому существу для возрастания в боголюбии и жизни, как в этом мире, так и в будущем веке.
    Таким образом, каждый становится «богом по благодати» с помощью всемилостивого Господа - Богочеловека Иисуса Христа, Который есть и остается вовеки Богом по природе. Это перерождение начинается во Святом Крещении, а завершается обожением. Крещением облекаемся во Христа; в Таинстве Причастия соединяемся со Христом и становимся христоносцами и богоносцами. Рождество учит нас, как надо жить, чтобы стать «богом по благодати». Это значит - жить Христом и ради Христа, так как Он есть Единый всеразумный и всерадостный смысл всякого человеческого существования.
    Эти глубокие, превосходящие ум человеческий, тайны Рождества наш сербский народ перевел на свой национальный язык и выразил их в удивительных и торжественных рождественских обычаях. Более, чем какой-либо иной праздник, и более, чем какой-либо иной православный народ. Всюду, где живут православные сербы, эти традиции одинаковы, они отличаются лишь незначительными местными обычаями. Конечно, в урбанистической среде эти обычаи поблекли, в городах их придерживаются лишь чисто символически.
    Основные элементы рождественского обычая: бадняк (дубовые ветви), солома, рождественский хлеб и Положайник (первый мужчина, вошедший в дом с добрыми рождественскими пожеланиями).
    Остановимся подробнее на каждом из этих элементов, вникая в их духовный смысл.
    Бадняк - молодое дубовое дерево, которое накануне Рождества (в Сочельник) очень рано, еще до восхода солнца, срубается в лесу. Ствол очищается от ветвей, а верхушка останется нетронутой. Такое дерево приносится и ставится у стены дома. Этот момент очень радостный для домочадцев, особенно для детей, так как он возвещает о начале долгожданного праздника. Дети выбегают во двор, чтобы посмотреть, достигает ли бадняк потолка? Дерево оставляется прислоненным к стене дома до вечера. Вечером хозяин дома (а это непременно должен делать только он) рубит бадняк на части и торжественно вносит их в дом, приветствуя домочадцев словами: «Добрый вечер, счастливого вам Бадня-вечера!» Хозяйка с детьми, встречая хозяина, отвечают на приветствие и обсыпают его житом. В доме при этом должно быть светло и тепло. Бадняк кладется на огонь (в камин или печь), который поддерживается всю ночь. После бадняка (который приносится в три приема), хозяин вносит в дом свежую ароматную солому, с теми же поздравлениями. Для детей это наиболее радостный момент, потому что мать бросает на солому орехи, яблоки и конфеты, а дети, в поисках угощения, с радостным смехом растаскивают солому по всему дому. После этого накрывается праздничный стол для всей семьи. На столе - только постная еда. Перед началом ужина звучит общая семейная молитва. После ужина дети собирают солому в кучки. Кто больше соломы соберет - тот будет ночью на ней спать, а это - особая честь.
    Бадняк и солома, разумеется, по смыслу тесно связаны с Рождением Богомладенца в Вифлиемской пещере и обладают глубоким духовным содержанием. Бадняк - молодое дубовое дерево символизирует Самого Богомладенца Христа. Подобно тому, как бадняк ночью освещает и согревает весь дом, так и Христос Своим Божественным учением и Своей благодатию освящает и согревает души тех, которые в Него веруют и идут за Ним, не желая блуждать во тьме, но иметь Свет жизни. Кроме того, бадняк мысленно возвращает нас в ту холодную вифлиемскую ночь, когда праведный Иосиф разжигал огонь в загоне для скота, чтобы обогреть новорожденного Младенца и Его Святую Матерь. Солома напоминает нам о яслях, в которые руками Пресвятой Богородицы был положен Богомладенец Христос.
    Утром, в день Рождества, пока Бадняк еще горит в печи, в дом приходит Положайник - это либо кто-то из родственников, либо сосед, - который начинает ворошить угли в печи верхушкой Бадняка, специально оставленной для него, и при этом произносит молитвенные пожелания всему дому, хозяину и домочадцам: «Сколько искр - столько благословений Божиих, столько добра и успеха, столько счастья и здоровья» и т.д., после чего хозяйка дома дарит Положайнику рубашку, носки и полотенце.
    В праздновании Рождества Положайник является прообразом самих Ангелов Божиих, явившихся вифлиемским пастырям в поле и объявившим им радостную весть о рождении Христовом. Он символизирует также и вифлиемских пастухов, которые первые поклонились новорожденному Богомладенцу, и, в некотором смысле, - восточных мудрецов, принесших Ему в дар золото, ладан и смирну.
    В день Рождества хозяйка встает раньше обычного, приносит из источника свежую воду и замешивает на ней Чесницу - пшеничную лепешку, в которую кладет серебряную монетку. По приходе хозяина из церкви с ранней Литургии все собираются на рождественскую трапезу. Хозяин разламывает Чесницу на равные части и раздает их каждому члену семьи. Дети, съедая свой кусок, надеются найти в нем серебряную монетку. Считается, что тот, кому достался кусок Чесницы с монетой, будет иметь особое благословение Божие.
    Ясно, что Чесница символизирует Самого Христа, Хлеб Небесный, Который сошел с Небес для принесения Себя людям. Так Он Сам говорит о Себе в Евангелии. Кроме того, на Тайной Вечери перед Своей Крестной Жертвой, Христос дает Себя верным людям под видом хлеба и вина и произносит: Приимите... Сие есть тело Мое... Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови... (Лк. 22, 17-20).
    А теперь коротко отвечу на вопрос о том, как следует праздновать Рождество Христово. Из всего вышесказанного ясно, что нам следует в своей жизни и в жизни нашей семьи возродить эти удивительные рождественские обычаи настолько, насколько это возможно.
    Но гораздо важнее подготовить себя и своих домочадцев (особенно детей) к встрече с Богомладенцем Христом в течение шести недель Рождественского поста, который Святая Церковь определила для очищения души и тела, - постом, молитвой, святыми Таинствами Покаяния и Причащения святых Христовых Таин. Таким образом, мы свою душу и сердце подготовим к тому, чтобы Богомладенец родился в нас, чтобы Ему было тепло и светло в нашей душе. Такая подготовка будет достаточной для достойного прославления Рождества, даже если вышеупомянутые обычаи не будут соблюдены, но о них просто надо не забывать. Надо помнить, что если для очищения души не будет приложен внутренний труд, то никакие внешние обычаи не пойдут нам на пользу, и Богомладенцу Христу не будут приятны.
    И еще. От Рождества до Богоявления православные сербы приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» - «Воистину родился!» Тем самым мы исповедуем свою веру в Господа Иисуса Христа, как Сына Божиего, Который ради нас, грешных, воплотился, в пещере родился и лежал в яслях, чтобы нас, падших, от греха восставить.
    С этой верой приветствую вас всерадостным Рождественским поздравлением: «Христос родился!» - «Воистину родился!»

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

     

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.