Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

 

Беззаконие на Святой Земле

В защиту Патриарха Иринея

Патриарх Ириней на службе в храме
св. первомученицы Феклы

Фото Г. Симоновой

    Продолжаем публикацию материалов в защиту Святейшего Патриарха Иерусалимского Иринея, проливающие свет на последние события в Иерусалиме.
    Статья «Признание Патриархов Государством», опубликованная в январе 2006 г. профессором Афанасием Ангелополусом, преподавателем Фессалоникийского Университета, в которой он объясняет сложившуюся ситуацию вокруг Святейшего Патриарха Иринея и назначенного незаконно вместо него епископа Феофила III с точки зрения церковных канонов и имевших место прецедентов в истории Православной Церкви.

    Анализ Иерусалимского дела (2005 г.) с точки зрения церковных канонов побудил нас к необходимости изучения подобных случаев, происходивших на протяжении истории нашей Церкви. В связи с этим мы обратились к исследованию, проведенному митрополитом Христофором Леонтопольским, опубликованному Патриархатом Александрии под названием «Признание Патриархов Государством» в 1937 г.
    Что заставило митрополита Христофора заняться изучением этого вопроса?
    В свое время, в 30-х годах, он работал над публикацией материалов по вопросу утверждения Патриархов Патриархатом Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима местными государственными властями в соответствии с различными формами прохождения данной процедуры.
    Подобная проблема возникла сегодня в Православном Патриархате Иерусалима. Интенсивные усилия по отстранению Патриарха Иринея, исходившие в основном от греческой стороны, частично проливают свет на то, что было сделано касательно выборов и возведения на патриарший престол нового претендента Феофила. Он являлся единственным кандидатом, по канонам соответствовавшим этому месту (по правилам Патриархом Иерусалима может быть лишь человек, в совершенстве владеющий арабским языком), причем в свое время Феофил получил положительную рекомендацию от Святейшего Патриарха Иринея для хиротонии в сан епископа. Это было первой ошибкой Святейшего. Если бы не эта рекомендация, то либерально настроенный Феофил даже мечтать не смог бы о патриаршем престоле.
    Остальные митрополиты, архиепископы и епископы Иерусалимской Церкви не владели в совершенстве арабским и потому не могли претендовать на Иерусалимский престол...
    Более того, выборы Феофила не были проведены должным образом, с точки зрения канонов и легитимности со стороны действующего законодательства. Очевидно, что эти выборы послужили политическим и церковным интересам администраций в Афинах и Фанаре, стремящихся иметь сильное влияние на Иерусалимскую Церковь. Поэтому Константинополь и пошел на ряд неканонических актов, незаконных процедур и спекуляций.
    По данной причине Святейший Патриарх Ириней отказался низложить с себя патриаршество.
    Государственные власти Израиля продолжают считать его действующим Патриархом и прямо отказываются признавать Феофила. Феофил же обратился в Верховный Суд Израиля с просьбой отстранить Иринея и признать себя законным Патриархом. Однако суд не признал его и постановил считать действительным Патриархом Святейшего Иринея. Феофил, в свою очередь, проигнорировал это решение и, не дожидаясь своего признания, захватническим образом приступил к «официальным обязанностям».
    Сама процедура выборов и возведения на престол Феофила проходила отнюдь не в рамках действующих правовых норм, то есть неправославно, незаконно, антиканонически.

Первое незаконное действие.

    Феофил, незаконно провозгласив себя locum tenses (временным заместителем) Патриарха (в то время как Правительство Израиля отказывает в признании правомочности его действий), он нелегально собирает церковный Собор, сомнительный с точки зрения канонов, для того чтобы освободиться от Иринея (Собор имеет право собираться лишь по благословению действующего Патриарха). Напомним, что в 2001 г. на выборах Феофил был конкурентом Иринея. Сейчас он обратился в Суд против Иринея, объявляя его лишенным сана (простым «монахом»). Все это время Феофил искал компромат на Иринея и действовал, опираясь на поддержку Константинопольского Варфоломея. Он утверждает, что церковный суд над Святейшим Иринеем был правильным и каноническим, несмотря на то, что он не получил признания местных официальных властей (хотя Феофил возлагал на это надежду).

Второе незаконное действие.

    Выборы проводятся под председательством незаконного для выборов Патриарха другой поместной церкви. Список тех, кто претендует стать кандидатом на Патриарший престол, должен сначала быть утвержден правительством страны. Но, не дожидаясь никакого утверждения, Феофил все же проводит выборы Патриарха. Несмотря на все возражения православной общественности, на выборах выдвигаются всего лишь две кандидатуры: Феофил и епископ Дамаскин из Яффы. Причем последний уклонился от выборов, когда узнал, что список кандидатов еще не утвержден правительством Израиля. Он отметил, что это является нарушением правил и церковных традиций. Тем не менее, выборы состоялись в пользу Феофила.
    Следует отметить, что многие избиратели были просто изолированы от выборов с формулировкой «в связи с их сочувствием Патриарху Иринею».

Третье незаконное действие.

    Акт возведения на престол проходил в то время, когда Феофил обратился в Верховный суд Израиля с жалобой на Святейшего Иринея и на суд, не подтвердивший его избрания на патриарший престол. Он обратился также в правительство, однако положительного ответа не получил. Правительство Израиля, посредством двух писем через министерство, советовало ему не занимать эту должность, объяснив это тем, что он уже обратился в суд против правительства, которое имеет против него обвинения. Верховный Суд тем временем вынес постановление в пользу Святейшего Иринея. Поэтому Суд должен был вынести окончательное решение, а затем только состояться законная процедура Патриаршего признания.
    Так как правительство Израиля по-прежнему считает Иринея Патриархом Иерусалимским, стоит заметить, что признание - это неотъемлемое право Государства, в данном случае Израиля. Таким образом, имеет место sine qua non (необходимое условие) для вступления Патриарха в должность.
    Патриарх Ириней всячески отрицает финансовые обвинения, выдвинутые против него (незаконная продажа или долгосрочная аренда патриаршей собственности и личную заинтересованность) и поэтому не снимает с себя сана. К тому же против него не были выдвинуты официальные обвинения, а все решается на уровне слухов. Тем самым Святейший Ириней защищает и себя, и авторитет Патриархии.
    Константинопольский синод долго тянул с решением суда, потому что не располагал необходимыми доказательствами и фактами, свидетельствующими против Святейшего Иринея. Тем не менее, он все же лишил Иринея патриаршества, при этом не имея для этого необходимого минимума голосов, а довольствуясь лишь голосами присутствовавших на заседании (14 чел.).
    Зато Патриарх Ириней предоставил факты, которые подтверждают его невиновность. Так, например, во время инвентаризации патриаршей собственности после смерти предшественника Патриарха Иринея престарелого Патриарха Диодора было обнаружено, что его окружение вело весьма расточительную политику. Ныне это же окружение, дабы обезопасить себя и остаться чистыми, когда их грязные дела всплывут наружу, призывает Иринея стать умиротворяющей жертвой, «козлом отпущения», который взял бы на себя их грехи.
    В любом случае, сегодня перед нами возникла новая сложная ситуация. Мы, вопреки всем канонам, имеем незаконно избранного Патриарха Феофила. И одновременно у нас есть Патриарх Иерусалимский Ириней, который по законным причинам отказывается снять с себя патриаршество.
    Ныне святейший Патриарх Ириней живет в своей прежней келлии в центральном Монастыре, и, пользуясь возможностью, служит в маленьком храме святой Феклы.

Материал подготовила
Галина Симонова

Продолжение в след. номере


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.