Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Школа в Кожухове

Продолжение. Начало в №24(42)

  

    Изучается ли в вашем центре предмет «Основы Православной культуры»?
    Да, такой предмет изучается в системе дополнительного образования. Но для решения проблем воспитания нравственного человека в современных условиях этого недостаточно.
    Мы разработали новую технологию воспитания, которая называется «духовный соборный поиск». Кроме того, мы возродили предмет, традиционный для элитных школ царской России, который называется практическая философия, и смысл ее заключается в том, чтобы у каждого нашего ученика появилась потребность и способность самостоятельно определять свои убеждения и идеалы, и воплощать их в жизнь.
    Жизнь человека в значительной мере зависит от его поведения, а поведение человека определяется его ценностями. То, что для человека ценно, он стремится защищать или преумножать.
    По отношению к процессу формирования собственной системы ценностей люди делятся на две категории: активные и пассивные.
    Проблема современного российского общества в том, что оно, в основном, пассивно относится к формированию своей системы ценностей, уступая ведущую роль СМИ, недобросовестной рекламе, криминальному бизнесу и другим активным деструктивным силам. Технология духовного соборного поиска позволяет каждому участнику образовательного процесса сформировать потребность и способность самостоятельного, сознательного, активного формирования собственной системы ценностей.

 
   
 
   
 

    Естественно, что как только начинается процесс формирования этой способности, возникает вопрос, а что, мы первые занимаемся поисками тех ценностей, которые должны определять нашу жизнь? Разумеется, мы отвечаем «нет». В этом отношении, история для нас предоставляет огромную информацию о том, как наши предшественники, предыдущее поколение осуществляли поиск ценностей, и каким образом этот поиск ценностей сказывался на их жизни. И когда мы начинаем изучать историю нашего Отечества, то оказывается, что мы жили по ценностям русской Православной культуры даже в период строительства коммунизма. Отличие заключалось в атеизме, в отношении к Богу.
    Как правило, в процессе осознанного изучения нашей истории, нашей культуры и современной жизни, все, как показывает наш опыт, совершенно самостоятельно, без всякого насилия, агитации и пропаганды, выбирают ценности Православной культуры. Как дети, так и родители.
    В тех случаях, когда по каким-либо причинам в семье или в обществе намеренно или необоснованно осуществляется искусственное формирование агрессивного отрицательного отношения к ценностям Православной культуры, этого можно избежать, организовав доверительный диалог культур, основанный на взаимном уважении.

    
    Сам принцип управления нашим образовательным учреждением исключает навязывание, как со стороны учреждения, так и со стороны внешней среды. Для этого разработан метод творческого социального заказа. Все учащиеся и их родители каждый месяц формируют свой социальный заказ на образование, то есть они пишут, что им нравится и что не нравится. Органы самоуправления обобщают полученную информацию и принимают решение о том, каким должен быть, например, учебный план (или режим дня и т. д.). То есть никакого навязывания в этой ситуации быть не может. Творческим он называется потому, что после согласования заказа между учащимися, их родителями и педагогами начинается поиск возможности его выполнения за счет внутренних ресурсов, то есть силами самих заказчиков.
    Например, необходимо решить, кто будет преподавать Основы Православной культуры? Родители, сформировав заказ на изучение этого предмета, могут сами выбрать преподавателя, в том числе, пригласив духовное лицо. Именно так родилось решение обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой направить священника в школу для оказания помощи в изучении Основ Православной культуры. По благословению Патриарха от Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове помощь в изучении Основ Православной культуры оказывает священник Сергий Соколов (отец Сергий).
    Воспитание на ценностях Православной культуры позволяет решить все наиболее острые вопросы современного общества. Например, если говорить о модном сегодня слове толерантность, то именно Православная культура, в которой терпение считается одной из главных добродетелей, о безпечила возможность развития многонационального российского государства, в котором еще до революции проживало более 100 национальностей. Сегодня мы можем констатировать, что ценности русской Православной культуры с интересом изучаются и положительно воспринимаются представителями всех национальностей, обучающихся в нашем Центре образования.

    Сколько детей обучается в вашем центре?
    В дошкольном подразделении учатся 230 человек, в школе - 500 и в центре творчества - 850. Центр образования предоставляет детям огромные возможности безплатного дополнительного образования, - это художественное, музыкальное и хореографическое отделения, творческие объединения спортивно-технической, физкультур-но-спортивной, военно-патриотической, эколого-биологической, культурологической, социально-педагогической, социально-экономической направленностей. В педагогическом коллективе трудятся пять заслуженных учителей Российской Федерации, девять лауреатов конкурса «Грант Москвы», три лауреата Премии Президента РФ.
    Центром образования совместно с Детской городской поликлиникой № 61 разработана специальная программа, позволяющая эффективно осуществлять диагностику и профилактику состояния здоровья учащихся. Кроме того, реализуются специальные программы диагностики повышения резервов здоровья и работоспособности учащихся. Результаты внедрения развивающих технологий позволили Центру завоевать звание лучшего коллектива по спортивной и физкультурно-оздоровительной работе и с самыми высокими показателями пройти аккредитацию на статус Центра образования «Школа здоровья». Центр работает в режиме полного дня, и все дети получают двухразовое безплатное горячее питание.

    Кто вас финансирует?
    Центр образования «Школа здоровья» №1804 «Кожухово» является государственным образовательным учреждением, объединяющим возможности трех типовых учреждений: дошкольного образовательного учреждения, многопрофильной общеобразовательной школы и центра творчества, поэтому проект финансируется государством.

    Вскоре в кабинет вошла Людмила Анатольевна, и мы попросили рассказать ее об отношениях учителей с учениками, как решаются возникающие конфликты? Вот что она ответила:
    Метод творческого социального заказа является наименее конфликтным из всех возможных подходов к установлению отношений между семьями учащихся и педагогическим коллективом. А в тех единичных случаях, когда возникает стойкое непонимание между учителем и каким-то определенным классом, производятся кадровые перестановки, но за 16 лет интенсивной педагогической деятельности такие случаи возникали всего несколько раз и решались с положительным результатом как для детей, так и для педагогов.

    В школе есть проблемные дети?
    Есть, конечно, но их сейчас мало, не так как было раньше. На момент открытия Центра каждый пятый учащийся был неуспевающим, многие стояли на учете в милиции. Однако благодаря новой системе образования уже через два года эти проблемы были решены. А еще через два года каждый четвертый ученик стал победителем олимпиад, творческих конкурсов и спортивных соревнований от районного до международного уровня.
    А сегодня в среднем каждый учащийся три-четыре раза в год побеждает в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях.
    Однако из-за того, что в Центр часто приходят дети из других школ (например, при перемене места жительства родителей), проблемные случаи бывают. Это те дети, которыми, как правило, не занимается семья. Либо родители не хотят, либо не могут заниматься своими детьми в силу своей занятости, когда дети предоставлены самим себе.
    Не так давно мы занимались ситуацией с новой ученицей, которая в возрасте 15 лет попала в плохую компанию. Она начала прогуливать школу, перестала ночевать дома, и пришлось приложить много усилий, чтобы изменить ее образ жизни. Был даже такой период, когда отчаявшаяся мама согласилась на то, чтобы девочка пожила некоторое время в другой семье, у одного из педагогов. В итоге ситуация нормализовалась.
    Успех достигается всегда, когда сама семья идет навстречу школе, чтобы сообща помочь ребенку учиться и обрести свое место в жизни.
    Шестнадцать лет назад было гораздо сложнее найти контакт с родителями, сейчас, когда мы в течение 16 лет совершенствуем технологию творческого социального заказа, все решается значительно проще.
    Вместе мы всегда находим выход из непростых ситуаций. Например, проблема с увеличением гиперактивных детей (эта тенденция сейчас отмечается во многих школах) была решена за счет совместного решения родителей и педагогов об оборудовании классов конторками, которые позволяют работать стоя. Кроме того, специально подбирались формы и методы работы, обезпечивающие необходимый темп для позитивного развития гиперактивных детей. Была разработана система специальных занятий с такими детьми, позволяющую повысить их мотивацию к обучению. В классах были установлены шведские стенки, диваны, ковры, позволяющие гиперактивным детям при необходимости изменять позу во время уроков. В итоге все проблемы, связанные с гиперактивностью, были решены.

Беседовала
Галина Симонова

Окончание в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.