Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Сербская Церковь против экуменизма

Артемий, епископ Рашско-Призренский

    Экуменизм - исчадие XX века, зародившееся в самом его начале; примерно в середине века разродившееся в организацию под названием Всемирный Совет Церквей. В конце века экуменизм был почти на исходе, так как подвергался суровой критике, однако, после этого кризиса вновь продолжает тревожить Церковь Божию, теперь уже и в XXI веке.

    Нынешнее собрание, посвященное вопросам экуменизма, несколько запоздало, но, надеюсь, не безнадежно. Возблагодарим Бога и всех участников этого собрания, желающих рассмотреть явление экуменизма в разных аспектах, что поможет всем Поместным Православным Церквам, клиру и каждому верующему человеку определить правильное отношение к этой весьма опасной экклесиологической ереси, которую наш известный богослов, отец Иустин (Попович) называет «ВСЕЕРЕСЬЮ», поскольку она охватывает все ереси, возникавшие когда-либо в истории Церкви.
 
 
Владыка Артемий и преподобный Иустин (Попович), 1967 г.

    О Церкви «Единой, Святой, Соборной и Апостольской», Церкви Православной, а также о самом понятии «экуменизм» сказано уже немало. Поэтому не буду повторяться, но хочу ясно выразить, насколько Сербская Православная Церковь восстает против экуменизма, и в чем выражается это сопротивление.
    Больно признать, что ни одна Поместная Церковь не избежала этой заразы. Где-то ущерб оказался большим, где-то - меньшим. Но утешительным является то обстоятельство, что во всякой Православной Церкви мы находим светлые и святые примеры ее отдельных представителей или групп, которые активно - письменно или устно - противились наступлению экуменизма, ратуя за чистоту Православия. Таких примеров существует немного, и они не связаны между собой так, чтобы составить единую линию фронта, но все они, конечно, соединены с Главой Церкви - Господом нашим Иисусом Христом, со всеми святыми и ревнителями Церкви Православной, которые в веках трудились и боролись за святую Истину.
    Может быть, это и есть то «малое стадо», о котором говорил Господь в Своем Евангелии, и которому по воле Отца Небесного будет дано Царство.
    В Сербской Церкви первым и самым последовательным борцом с экуменизмом был и остается блаженно почивший преподобный отец Иустин (Попович). Он личным примером, проповедями и делами вдохновлял многих православных, делая их своими последователями.
    Свой богословско-православный взгляд на экуменизм отец Иустин в сжатой форме выразил в широко известной книге «Православная Церковь и экуменизм», которая была опубликована в Солуни в 1974 г. В этом труде отец Иустин дает исчерпывающее определение экуменизму. Он пишет, что экуменизм есть все те же псевдохристианство и псевдоцерковь западной Европы. Его сердцевиной является европейский гуманизм с папизмом во главе. Все это псевдохристианство и вся эта псевдоцерковь есть ни что иное, как ересь всех ересей, короче говоря, - всеересь.
    Отец Иустин считал, что лучший способ демонстрировать безобразие и опасность современного экуменизма, - рассматривать его в зеркале единой Святой Церкви Христовой. И он именно так и поступил, изложив самое главное учение Православной Церкви - учение об Истинной Церкви Христовой, Церкви Апостольской, святоотеческой - через Священное Предание. Только твердое знание этой Христовой науки позволяет ясно разглядеть всю ложь еретических учений.
    О возникновении экуменизма, как движения за объединение христиан, о его историческом пути и развитии, а также возможных ловушках, в которых оказываются православные христиане, а также немалое число церковного клира, не исключая и многих епископов, написал и систематически изложил иеромонах Савва Янич, насельник монастыря Дечаны, в своей книге «Экуменизм и время апостасии», вышедшей в Призрене в 1995 г.
    В этой книге экуменизм ясно определяется как экклесиологическая ересь, которая имеет целью претворить «Тело Христово - Церковь - в некую экуменическую организацию», нанеся удар по самому корню Православной веры - Церкви. Экуменизм, по словам о. Саввы, желает самовластно «перекрыть богочеловеческое учение Господа Иисуса Христа, сведя его на уровень социальной, гуманистической и пацифической идеи, покушаясь Самого Христа заменить обезбоженным, секуляризованным европейским человеком».
    Эта книга за четкое антиэкуменическое содержание претерпела многие нападки и была запрещена для продажи в церковных лавках, но никто еще не посмел письменно оспорить то, что было изложено о. Саввой.
    И все же в последнее время главным носителем борьбы и отпора экуменизму в Сербской Православной Церкви был и остается журнал Рашско-Призренской епархии «Святой Князь Лазарь», который издается вот уже 12 лет. Журнал отслеживает все движения экуменизма, комментируя их в своих статьях, ратуя за чистоту веры Православной. Здесь публикуются письма, решения и свидетельства святогорских монастырей по разным поводам.
    Если на поле богословского диалога православных с неправославными или в зонах влияния экуменизма переступались границы, ответственные за чистоту и неприкосновенность Православной веры и Церкви, то на страницах журнала сразу поднимались эти вопросы. Звучал голос церковной совести, например, в лице монахов со Святой Горы, а также отдельных богословов из других Поместных Церквей.
    Журнал «Святой Князь Лазарь», находясь под крылом Сербской Православной Церкви, публикуя такие материалы на своих страницах, вел все нарастающую борьбу со всеми проявлениями экуменизма. Например, в конце 1993 г. в журнале было опубликовано обращение Священного Кинота Святой Горы к Константинопольскому Патриарху Варфоломею о диалоге между православными и монофизитами, состоявшемся в Шамбези в 1993 г. и т. д.
    Большую пользу оказала статья монаха Илии под заглавием: «Нет ничего страшнее экуменизма», в которой было приведено свидетельство экуменических совместных молитв православных, римо-католиков и мусульман в начале 1992 г. в Боснии и Герцеговине.
    В связи с этим была опубликована статья «Бог поругаем не бывает», в которой говорилось о попрании святоотеческого Предания и канонов Святой Православной Церкви, что по Божиему попущению такие действия могут привести к межэтническим столкновениям и кровопролитию.
    Вопрос о членстве Сербской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей, благодаря публикациям в журнале «Святой Князь Лазарь», неоднократно поднимался на архиерейских соборах. Вследствие этого было принято решение составить краткий исторический обзор возникновения ВСЦ, и поднят вопрос о членстве Святой Православной Церкви в этой организации.
    В мае 1995 г. священный Архиерейский Собор сделал заявление, в котором было ясно изложено наше личное отношение к ВСЦ, как к организации экуменической.
    Это заявление гласит: «Исполняя решение Священного Синода, мы, от лица священного Архиерейского Собора 1995 г., выражаем несогласие с самим понятием „Всемирный Совет Церквей", придерживаясь догмата веры православной в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, утвержденного Святыми Отцами на Втором Вселенском Соборе; нет тех „многих", которым требуется совет, и невозможен какой-то „союз", который мог бы стать некоей „над-церковью".
    История возникновения ВСЦ имеет свое начало в 1948 г. и опирается на модернистскую ересь экуменизма, которая, в свою очередь, является ответвлением протестантизма конца XIX в. По некоему антицерковному течению „Теории ветвей" в эту организацию вовлекались отдельные Поместные Православные Церкви, будто бы становясь ответвлениями некоего древа.
    Сербская Православная Церковь, долгое время сопротивляясь экуменизму, имела несчастье вступить во Всемирный Совет Церквей в 1965 г., следуя примеру других Поместных Православных Церквей, нарушив тем самым святоотеческое Предание и каноны.
    Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви объявляет о своем решении выйти из ВСЦ и всех других межцерковных организаций (типа КЕК), чтобы прекратить всякое содействие экуменизму и не принимать участие в безбожных манифестациях. Так мы поступаем по нижеизложенным причинам:
    1. Из послушания святому апостолу Павлу, который советует уклоняться от человека-еретика после первого и второго вразумления.
    2. Из желания находиться в согласии со всеми святыми канонами Православной Церкви, которые мы до сих пор нарушали.
    3. Нам не известен ни один пример Святых Отцов Церкви, которые бы своим учением, жизнью и делами могли бы послужить нам, оправдывая наше членство в нецерковной организации ВСЦ и ей подобных.
    4. Ради спасения собственных душ, а также душ вверенной нам паствы, которую мы до сих пор соблазняли и духовно повреждали, а также ради спасения всех тех, которые все еще пребывают за пределами Кивота спасения - Единой Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви, которым больше может помочь наш решительный поступок на пути к Истине и спасению, чем наше безбожное содружество с неправдой».

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

        

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.