Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
АПОСТАСИЯ

 

«ДА БУДЕТ СЛОВО ВАШЕ: ДА, ДА; НЕТ, НЕТ...»

    В канун великого праздника Рождества Христова, мы попросили главного редактора нашей газеты Дмитрия Дмитриевича Морозова ответить на ряд вопросов, волнующих наших читателей, а также рассказать о дальнейших планах газеты в сфере информационно-издательской деятельности.

    Дмитрий Дмитриевич, расскажите о названии газеты. Почему выбрали «Дух христианина»?
    Что такое дух христианина? Это дерзновение, смелость, решительность, готовность пойти на смерть за Христа. Очевидно, что для христианина нет ничего выше, чем мученический подвиг. Поэтому, как говорят Святые Отцы, необходимо совершить свою куплю еще здесь, на земле. Надо постараться приложить все усилия, чтобы сохранить веру в первоначальной чистоте, чтобы там, в Небесном Отечестве, не оказаться в грязной (небрачной) одежде.
    Неважно, кто ты - монах или мирянин - спрос будет с каждого по делам его. Например, в Житии святителя Кирилла Александрийского есть образец того, как поступили монахи в ответ на беззаконные действия иудеев. Бывший тогда в Александрии Святейший Патриарх Кирилл защищал христиан, а правитель города содействовал иудеям. И каждый из христиан писал от себя императору Феодосию Младшему до тех пор, пока от последнего не вышел указ, запрещавший иудеям проживать в городе. Вот какое было единодушие и твердость. А сейчас нам внушают, что подобные действия неправославны.
    Когда слух о беззаконных поступках правителя дошел до иноков Нитрийской горы, то они, «собравшись в количестве до пятисот человек, пришли из пустыни в город, желая защищать Патриарха. Увидя правителя, ехавшего в колеснице, иноки стали кричать ему, укоряя его и называя еллином и идолопоклонником, потому что раньше он придерживался еллинской веры и лишь недавно принял крещение в Константинополе. Один из иноков бросил в епарха камнем и попал ему в голову...» (Жития святых свт. Димитрия Ростовского. Июнь, день девятый).
   Отчего же сейчас такое нестроение в Церкви? Отчего одни батюшки говорят одно, другие - другое? Оттого, что верные опираются во всем на догматы и каноны, другие же - на собственное мнение. Каким образом это происходит? Например, существует 6-е правило Лаодикийского Поместного Собора, которое повелевает: «Несть достойно еретиком в церковь Божию входити». Все ясно и понятно - черным по белому - неправославным в наших храмах делать нечего.
    Однако находятся люди, которые считают, что подобными действиями могут быть оскорблены чувства еретиков. Тогда они начинают искать примеры из жизни каких-либо непрославленных епископов или старцев, дозволявших, вопреки канонам, посещать храмы еретикам. Нередко можно услышать какую-нибудь историю, что такой-то епископ разрешил войти в храм католикам, но в алтарь не пустил. Вот какой он молодец.
    Но разве правило говорит про алтарь? Нет. Сказано, что запрещено «в церковь Божию входити». Вот и получается, что если бы все руководствовались канонами, как это и положено на самом деле, то никаких разногласий не было бы. Своеволие, конечно же, сеет лишь смуту и раздор.

    Но, быть может, люди, нарушающие каноны, стараются таким образом проявить любовь, жертвуя канонами?
    Сегодня под маской любви активно проповедуется дух приспособленчества и либерализма. Разве родитель, наказывающий ребенка, не имеет к нему любви? Само понятие любви искажается нарушителями. Неужели апостолы - основоположники канонической дисциплины - имели любви меньше, чем те, кто сейчас старается перекроить каноны и отменить их действие? Это самая настоящая бесовская прелесть, когда кто-либо считает, что, нарушив каноническое правило, он совершил добродетель.
    Икономия всегда имела место в Церкви лишь в области смягчения наказания, но отнюдь, ни в области вероучения. Когда же икономией прикрывается вседозволенность, то это уже не икономия, а сатанизм чистейшей воды.
    Пусть знают либералы, что за ними сквозь широкие врата пойдут разве что такие же приспособленцы, погрязшие в самооправдании и саможалении, не знающие, что значит - гореть сердцем.
    Дух христианина - это то, что связывает Небесную Церковь и земную. Нередко люди, боящиеся раскола в земной Церкови, вступают в раскол с Небесной. Небесная Церковь - это Ангелы и Архангелы, Апостолы и Пророки, Мученики и Исповедники, Святые Отцы и Подвижники благочестия. Одним словом, все, кто служит Христу в Царствии Небесном. И если кто-то, живя на земле, уклоняется от учения Христа, некогда проповеданного апостолами, тот вступает в раскол со всей Церковью Небесной и невидимо подпадает под анафему.

    Сегодня часто приходится слышать от людей, облаченных саном: «Ходите в храм, молитесь, и ни во что не вникайте. Главное - это послушание священноначалию». Так ли это?
    Такое учение - не православно. Это в отпавшем от Истины католичестве мирянам запрещают читать Библию и святоотеческие книги и призывают к слепому послушанию папе римскому. Но вера не может быть слепой. Настоящая вера горит в сердце человека и побуждает его отречься от безмятежного широкого пути дружбы с миром и следовать сквозь узкие врата. Апостол Павел говорит: Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5, 19-21).
    Ни о каком слепом послушании священноначалию здесь нет и речи. И если кто-то по благословению, - будь то духовника, или старца, или Патриарха, - нарушает каноны и заповеди Божии, то за это не только отступивший от Истины служитель будет держать ответ, но и соблазненный им также будет наказан.
    Не только Арий был предан анафеме, но и все ариане, последовавшие этому еретическому учению. Не только Константинопольский Патриарх Несторий был осужден на вечные муки, но и все несториане, бывшие у него в слепом послушании.
    Необходима, крайне необходима твердость в вере. И главное - чтобы вера не ослабевала. Болезнь современного человечества как раз-таки и заключается в ослаблении веры. И беда эта возрастает вследствие недоверия епископату и священству.

    Откуда берется недоверие в простом народе к священноначалию?
    Почему мы, простые и грешные люди, не доверяем некоторым епископам и священникам? Потому что они не тверды в слове. Потому что обременили себя мирскими попечениями и более занимаются своим благополучием, чем спасением душ.
Многие из них нерешительны и предпочитают пребывать в слепом послушании неправде, нежели стоять за Истину до конца; либо же, подобно хамелеону, меняют свое мнение то в одну, то в другую, более выгодную, сторону.
    В вере не должно быть шатаний «то да, то нет», как и апостол Павел говорит об этом: Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», - ибо все обетования Божии в Нем «да», и в Нем «аминь»... (2 Кор. 1, 18-20).
    Когда же иерархи говорят о том, что необходимо противостоять секуляризации мира, и ради этого лобызаются с еретиками и распинателями Христа, то становится так муторно на душе... Причем уже слышны призывы к необходимости жертвовать канонами и даже догматами Церкви, ради сближения с католиками и прочими еретиками...
    Христианин должен жертвовать собой ради Истины, а не приносить в жертву Истину ради своего благоденствия. К сожалению, сегодня мало таких православных изданий, которые смело бы обличали проявления экуменизма, глобализма и прочих современных ересей. А те, которые существуют, - гонимы. И если в ХХ веке говорящих правду гнали безбожники, то теперь гонят свои же, то есть именующие себя православными.
    Вот мы и решили сделать такое издание, которое отвечало бы на вопросы верующих. Так и появилась газета «Дух христианина», в которой мы стараемся называть вещи своими именами.

    А почему газета сербско-русская?
    Дело в том, что мы все, сотрудники редакции, очень любим Сербию и сербский народ, который перенес много испытаний, особенно пострадав в последнее время на Косове. И если у нас в России мученичество за веру - редкость, то там практически каждый день кого-нибудь убивают, разрушают древние храмы и монастыри, оскверняют православные святыни. Сербия - это испытание каждому христианину. Если человек равнодушен к сербской проблеме, значит он еще не совсем христианин.
    Нашим духовным попечителем является владыка Артемий, епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский. В Православии не принято говорить о живых людях, что они святой жизни, чтобы этим не помешать их спасению. Но есть люди, которым уже не навредит похвала. Да простит меня Господь, но Владыка, я бы сказал, - воистину воин христианского духа. Это неутомимый боец за Православную веру и свой народ; подлинный продолжатель свято-саввских традиций.
    Сегодня некоторые недалекие политики пытаются независимость Косова сравнить с независимостью Абхазии. Очевидно, что это абсолютно разные понятия. В Абхазии коренное население отстаивает независимость своей страны, а на Косове независимости требуют террористы, незаконно захватившие сербскую территорию. Это все равно, что, например, таджики захватили бы силой Санкт-Петербург и потребовали бы признать его независимой таджикской республикой.

    Некоторые считают, что газета «Дух христианина» имеет экстремистскую направленность. Что вы можете сказать по этому поводу?
    Обычно так утверждают люди, никогда не читавшие нашу газету, или же те, кто просматривал ее с заведомой целью найти какой-нибудь компромат. Термин «экстремизм» недавно вошел в нашу жизнь, и, видимо, эти люди, обвиняющие нас в экстремизме, не совсем понимают значение данного слова.
    Экстремизм - это призыв к насилию, разжигание вражды. А мы на страницах нашей газеты призываем защищать Отечество от всякой нечисти. Это не экстремизм, а долг каждого христианина. Конечно, кто-то панически боится, что Россия юридически вновь станет русской. Ведь тогда этим господам «хорошим» придется расстаться со своими доходными местами.
    Если быть предельно откровенным и обратиться к статистике, то легко можно отследить, что вся российская недвижимость находится в руках кучки евреев. Они сдают ее в аренду торговцам с Кавказа и Средней Азии. Те, в свою очередь, покупают готовую отечественную продукцию, накручивают цены и продают. Так кто же тогда работает в нашей многонациональной стране?
    Ответ банально прост - работают по-настоящему в России только русские люди. А все эти многонационалисты просто пиявки на теле страны. Спросите у металлургов: есть среди них нерусские? Или горняков, трудятся ли в шахтах евреи или азербайджанцы?
    Конечно, спокойнее - закрыть глаза и не говорить, не вникать, стараться просто не думать об этом. Но неминуемо придет время, когда придется очнуться от спячки. Ведь как было на Косове? Тогда тоже не верили, что албанцы-переселенцы в скором времени будут осквернять алтари, разрушать древние православные храмы, насиловать сербских женщин, убивать детей и изгонять всех сербов с их родной земли.
    Так что мы не разжигаем межнациональную рознь. Мы лишь стараемся защитить своих матерей, жен и детей и внести свою посильную лепту, чтобы эта ситуация не повторилась. Писать правду о Боге, о вере, о русском народе, о роли и месте его в России - это наш священный долг, а не экстремизм.
    Что же касается межрелигиозной вражды, то мы не призываем к расправе над последователями других религий, а обличаем их неправду. Статьи в области обличительного богословия - это древняя традиция православия. Почитайте свт. Иоанна Златоуста «против иудеев», или же труды преп. Максима Грека и увидите, что наша газета придерживается строгих православных традиций.
    Причем, само название газеты «Дух христианина», говорит о том, что она издается для христиан, и ни в мечетях, ни в синагогах не распространяется.
    В храмах же и монастырях, где служат священники-евреи, нашу газету не берут для распространения, несмотря на благословение трех Патриархов.

    После клеветнической публикации в «Даниловце» некоторые недоброжелатели стали распускать слухи, что якобы у газеты нет благословения Святейшего Патриарха Алексия II, а если и есть, то только устное, а не письменное.
    Вообще-то эта проблема возникла на ровном месте. Благословение Святейшего было получено в устной форме, и этого было достаточно. Все, кто каким-то образом связан с православной издательской деятельностью, знают, что последние несколько лет Святейший не дает письменных благословений на издания. Если на обложке книги, газеты или журнала стоит гриф «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II», то это означает, что благословение было дано в устной форме. Вся процедура получения письменного благословения обычно заканчивается грифом: «Разрешено к печати Издательским Советом РПЦ», что, конечно, принижает авторитет издания. Поэтому многие православные издательства просто встречаются с Патриархом и берут у него благословение на издательскую деятельность лично.
    Люди, поднявшие тему отсутствия у нас письменного благословения Патриарха, прекрасно знали об этом, но у них была иная цель - опорочить сотрудников газеты и выставить нас лжецами. Это спланированная акция.
    К сожалению, дружба некоторых иерархов с раввинами, видимо, не проходит безследно. У иудеев ежегодно выдается письменный сертификат кашерности, так как они не доверяют друг другу, потому что имеют огромный талант в области махинаций и афер.
    У нас же совесть чиста. Мы никого не обманывали и считаем, что наша газета вправе и дальше безпрепятственно ставить гриф «По благословению Святейшего Патриарха».
    Тем не менее, обсудив на собрании редакторов данный вопрос, мы решили оставить лишь благословение духовного попечителя нашей газеты владыки Рашско-Призренского Артемия. Для верующего человека этого вполне достаточно и не будет вызывать недоумений.
    Кстати, хотелось бы отметить парадоксальное явление. Журнал «Даниловский благовестник» никогда не пользовался популярностью. Он издавался небольшим тиражом, да и тот весь оседал на складе. По этой причине издательство Данилова монастыря вместо журнала стало издавать листовку под названием «Даниловцы» тиражом в 1500 экз. Но и эта листовка практически не имеет читательского спроса.
    Когда же в ней была напечатана анонимная клеветническая статья про нашу газету, то весь тираж мгновенно «разошелся», так что люди, затеявшие провокацию, еще допечатывали на принтере дополнительный тираж в одном из известных монастырей.
    Затем, продолжая порочить газету, автор внес кое-какие коррективы в статью и напечатал новую клеветническую уже в другой, также малоизвестной газете (видимо тоже ищущей славы), теперь уже под псевдонимом Георгий Преображенский. Но как бы ни преображался этот человек, правда все равно его нашла и обличила.
    Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его и его верных помощников за помощь в деле популяризации нашей газеты. Благодаря их действиям в новом, 2007 году, подписка на «Дух христианина» увеличилась почти вдвое. Такова сила промысла Божия. Мы воочию убедились, как Господь любое зло оборачивает на пользу верным Ему.

    Некоторые обвиняют газету в том, что на ее страницах люди, не имеющие сана и богословского образования, осуждают священство и епископат.
    В Православии нет такого правила, что о поступках епископа или священника никто из непосвященных не имеет права говорить. По плодам их узнаете их (Мф. 7, 20), - говорит Господь. Преподобный Антоний Великий не имел священного сана, но он оставил свою пустынную келлию и пришел в Александрию, чтобы публично обличить Ария, имевшего сан священника. Святитель Иоанн Златоуст поэтому говорит, что, «обличая нечестивого священника, мы порицаем не сан, а того, кто худо пользуется священным саном».
    И если имеющий сан позорит Православие, то не важно, кто он: священник, епископ, или даже Патриарх, по слову апостола Павла, пусть это будет хоть Ангел с неба - да будет анафема (см.: Гал. 1, 8).
    Церковная история повествует нам о том, что родоначальниками монофелитской ереси были Патриархи: Александрийский Кир и Константинопольский Сергий... По смерти Сергия Патриархом Константинополя был поставлен Пирр, а после него Павел, - оба еретики-монофелиты.
    По совету Павла царь Констанс написал книжку, содержавшую в себе еретическое учение монофелитов и названную им «типос»; он разослал ее повсюду, повелевая содержать согласное с ней вероучение относительно Лица Господа нашего Иисуса Христа. Многие из православных, не разделявших ереси, за свое сопротивление нечестивому повелению царя подверглись изгнанию или побоям или даже смерти; к числу их принадлежит преподобный Максим Исповедник, как это подробно изложено в его житии, и святой епископ Рима Мартин.
    Еретики захватили власть в Церкви и хотели, чтобы святой Мартин тоже подтвердил истинность еретического учения на Соборе. Но блаженный Мартин отверг ее, говоря:
- Если бы даже весь мир принял это противное Православию учение, то и в таком случае я бы его не принял, и хотя бы пришлось претерпеть смерть, не отступлю от евангельского и апостольского учения и святоотеческого предания.
    Вот так святые стояли за Истину, не взирая на то, что уже практически все епископы согласились и признали еретическое учение истинным.
    Что же касается титулованных богословов, то это тоже проблема нашей Церкви. Часто люди, добившись званий кандидатов, магистров или профессоров, не имеют даже обыкновенной веры в Бога. Преподобный Макарий Великий говорит, что «богослов - это тот, кто святостью жизни своей доказал, что он богослов». А нынешние титулы - человеческое изобретение, заимствованное у запада. Это все только порождает в душах этих «богословов» тщеславие и презрение к простому народу.

    Некоторые считают, что, публикуя обличительную статью о том или ином иеромонахе, архимандрите или епископе, газета бросает тень на монастырь и на Церковь.
    Весьма странная тенденция - видеть вину в публикациях газеты, а не в том, кто своим беззаконным поступком привносит соблазн в Церковь и позорит монастырь и Православие в целом. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу (Мк. 4, 22), - говорит Господь. Поэтому если люди, имеющие сан, не хотят попасть на наши страницы пусть не совершают незаконныех действий. Раз они не боятся Бога, то, быть может, наши публикации остановят их в делах нечестия.

    Мы слышали, что Вам угрожали, что якобы тайный конгресс людей известной национальности приговорил вас к смертной казни?
    Слухи всегда преувеличены. Тем не менее, если это так, то неудивительно. Это даже радует в какой-то степени, потому что говорит о том, что не напрасен наш труд, если враги Христовы ищут нашей смерти. Мы, православные, верим, что все зависит от святой воли Господа. Сколько кому осталось жить, знает Господь, сказавший: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28).

    Расскажите читателям о себе и о Ваших планах на будущее.
    Что я могу сказать? Только то, что я христианин и офицер запаса. Каждый день, как и все православные, начинаю с мысли: «Господи, положи доброе начало жизни моей, научи меня верить, молиться, терпеть и любить».
    Что же касается будущего, то оно всецело зависит от Господа Бога. Если же будем живы, то будем трудиться, издаваться и благодарить за все Святую Троицу. Как говорят на войне: «Бог даст - прорвемся».
    В эти светлые дни Рождества Христова, мне хотелось бы от лица всей редакции пожелать нашим авторам и читателям быть духом бодрыми и телесно здоровыми. Мира душевного, Вам, дорогие наши отцы, братья и сестры! Благополучия в делах на благо Церкви и Отечества.
     Просим Ваших святых молитв и благодарим за духовную и материальную поддержку.

Беседовала
Наталья Шапошникова

Поклонный Крест на Перевале Мужества (Кабардино-Балкария, ущелье Адыл-Су)
Фото И. Светлова
        
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.