Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

 

Папство и Православная Церковь

Архиепископ Ермоген (Голубев)

Окончание. Начало в №№24(42), 1(43)

    В 1875 г. к Православию присоединились холмские и подляшские униаты.
    Разрыв в сношениях с папой, возникший в 1866 г., продолжался до 80-х годов. Папа «метал громы» на Россию. Когда началась последняя русско-турецкая война, он послал благословение туркам, повсюду интриговал против России и пытался восстановить против правительства русских граждан католического вероисповедания.
    Не теряя надежды подчинить своей власти народы Востока с Россией во главе, папа выпустил в 1895 г. энциклику о соединении церквей, при условии подчинения Греко-Восточной Церкви Риму. Восточные Патриархи дали Ватикану полный достоинства ответ. В Петербурге была издана по поводу этой энциклики брошюра со статьями А. А. Киреева, А. П. Лопухина и греческого проф. Диодмиди Кириака (Энциклика папы Льва XIII о соединении Церквей, 1896 г.) Та же энциклика вызвала появление брошюры: «Современные попытки Льва XIII к соединению церквей» (Вильна, 1896 г.).
    Несмотря на постоянные неудачи в этом направлении, Ватикан и в наши дни не оставляет своих попыток подчинить себе Православные Церкви Востока, в том числе и Русскую Православную Церковь. Он стремится использовать с этой целью каждый благоприятный момент. Натиск Ватикана на Православие не только не ослабел, но даже усилился за последние 30 лет. После Ватиканского собора все папы, начиная с Пия IX, именовали себя «ватиканскими узниками» в знак протеста против правительства Виктора Эммануила, отобравшего у пап церковную область. Именуя себя «ватиканскими узниками», папы, однако, и не думали расставаться с мечтою о восстановлении своего былого могущества. Они выжидали только более благоприятного международного положения для этого реванша. Очевидно, этот момент в данное время наступил.
    За последние 10-12 лет папы сумели заключить конкордаты с Францией, Англией, Германией, Баварией, Пруссией, Италией, Австрией, Испанией, Португалией, Голландией, Бельгией, Данией, Норвегией, Швецией, Румынией, Сербией, Польшей, Латвией, Литвой, Америкой, Мексикой, Аргентиной, Китаем, Японией, Турцией и другими странами. В каждой стране, где есть только Православные Церкви, Ватикан стремится путем насилия бороться с Православием. Это наблюдалось в Румынии, Сербии, Латвии, Литве и особенно в Польше, где католики стремились отнять у православных половину святых храмов и тем лишить более двух миллионов верующих церковной жизни.
    Каждый конкордат своими договорными статьями рисует высшую католическую иерархию во главе с папой не пастырями духовными, а, скорее, настоящими земными дельцами, стремящимися к власти и своим материальным выгодам. Причем национальные интересы своих духовных чад католические пастыри часто предают ради земных выгод.
    Папизм по самой своей природе враждебен для каждой национальности. Истинный католик не может любить отечества, в котором он родился и которое воспитало его: эта любовь незаконна, ибо отечеством для него является Рим, на котором, следовательно, он и должен сосредоточить все свое внимание, и за который, при случае, должен проливать свою кровь и идти в огонь и воду.
    Наконец, из содержания конкордатов видно, что Ватикан является разжигателем двух мировых империалистических войн, о чем также говорят и папские энциклики, выступления по радио и в печати. Особенно большую активность проявил Ватикан в подстрекательстве ко Второй мировой войне. Всем известна его роль в организации крестовых походов против России. Точно также известна и связь Ватикана с итало-немецким фашизмом, с Муссолини и Гитлером. Папа Пий XI называл публично Муссолини «человеком, ниспосланным Провидением».

    Государственный секретарь Ватикана, Эудженио Пачелли (будущий римский папа Пий XII) подписывает Конкордат между нацистской Германией и Ватиканом. Рим, 20 июля 1933 г. Слева - нацистский вицеканцлер Франц фон Папен, в центре - Пачелли, справа - Рудольф Батман - член нацистской партии. Этот конкордат сыграл немалую роль в деле признания государствами мира правительства Третьего рейха.
 

    Накануне полного и окончательного разгрома Гитлера Ватикан пытался спасти его и гитлеровцев от справедливого возмездия.

Католические священники приветствуют Гитлера
 

     Уже давно Ватикан перестал быть религиозным центром, объединяющим католиков разных стран. Колоссальные богатства, которые Ватикан получает со всех частей земного шара, сделали из него скорее крупное капиталистическое предприятие. Основным источником дохода у римских пап является «рента Святого Петра», которая систематически собирается во всех католических церквах в пользу папского престола. Размер этой «ренты» трудно указать, так как это составляет тайну Ватикана и официально в отчетах не показывается, но, во всяком случае, по мнению некоторых финансовых экспертов, она определяется в несколько сот миллионов лир в год.
    Ватикан, кроме того, является отчасти владельцем, отчасти участником ряда крупных банковских предприятий. Огромные ватиканские капиталы вложены в разных странах, особенно в США, где папа опирается на банк Моргана.
    Римская курия по праву считается одной из самых крупных финансовых монополий в мире и владельцем баснословных богатств. Во всех антидемократических происках мировой реакции есть следы тесного сотрудничества с Ватиканом.
    Централизованная форма управления римско-католической церкви и огромные денежные средства дают возможность Ватикану выступать на арене всемирно-общественной жизни с известной моральной силой и значением. Римская курия весьма умело использует в своих целях эти выгодно сложившиеся для нее обстоятельства. Прежде всего, обращается самое серьезное внимание на развитие миссионерского дела. На миссию в год тратится до 250 млн. долларов; в миссиях занято до 60000 священников и инструкторов, свыше 24000 монахинь, 65640 учителей-катехизаторов. Миссии имеют в своем распоряжении множество школ, начальных и средних, восемь университетов, больницы, аптеки, детские приюты, фермы, фабрики, мастерские и прочее.
    Еще со времен Льва XIII римская курия пыталась влиять на социальную жизнь народов и, в частности, на рабочий вопрос. Ватикан принимает серьезные меры к организации христианских профсоюзов, количество членов которых доходит в настоящее время до 3 млн. Римская курия берет в свои руки также сельскохозяйственную кооперацию. Заслуживает внимания и просветительная деятельность Ватикана, которая, кроме школ разного типа: академий, семинарий, заключается в организации библейских обществ, в издательстве книг и газет.
    Таким образом, мы видим, что римско-католическая церковь значительно превосходит православные автокефальные Церкви по своей организации, по финансовой мощи, размеру миссионерско-просветительской деятельности и, наконец, по своим мировым связям со многими иностранными государствами.
    Сколь бы ни казалась мощной и величественной организация католической церкви, она не может быть признана долговечной и непобедимой. Папизм своим властолюбием, гордостью и корыстолюбием подтачивает силу и крепость католицизма.
Вне благодатного общения с Восточной Православной Церковью, хранительницей древне-вселенского Православия, римско-католическая церковь, предоставленная слабому человеческому разуму, заблуждается в своем догматическом учении, в своей практике церковной жизни, в признании главенства и непогрешимости пап. Она идет по ложному пути, который в конечном итоге и приведет ее к гибели.
    Православная Церковь, уступая католической вдвое по численности верующих и во много раз по богатству своих материальных средств, по своей церковной организации и по своей просветительно-миссионерской деятельности, тем не менее, стоит выше римско-католической церкви, так как хранит в чистоте и неповрежденности учение Господа нашего Иисуса Христа. Она не запятнала себя ни политическими интригами, ни привнесением в Православие каких-либо новых догматов, несродных духу и смыслу Священного Писания и Священного Предания. Она приемлет и неложно исповедует только те догматы, которые, по выражению Викентия Лирийского, «всегда, везде и всеми были исповедуемы».
    Православная Церковь никогда не предавала интересов своей страны. Любая из существующих Православных Церквей никогда не домогалась для себя светской власти, никогда не проводила самостоятельной от своей нации политики, но всегда вместе с ней переживала горе и радость, славу и унижение (от иноплеменников) родной своей страны.
    Православная Церковь по безупречности, по верности заветам Христа, по созвучию своей деятельности с общенародною совестью, действительно по праву считается Матерью и Учительницей своих духовных чад.
    Непреодоленность Православия является заслуженным следствием преданности делу Христа. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин. 15, 7).
    Обещание Спасителя дает нам радостную надежду, что мы, православные, сможем преодолеть натиск современного католичества, ибо сила Божия в «немощи» совершается. Да мы не так уже и маломощны. У нас нет точных сведений о количестве всех православных христиан, но во всяком случае их не меньше 150 млн. Согласитесь сами - сила огромная!
    Сейчас католичество, используя международную обстановку, временно торжествует. Но мы не должны унывать! Сейчас мы особенно должны помнить заветы апостола Павла: Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15) и если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8).
    Нам невольно вспоминаются слова великого отца и учителя Западной Церкви, блаженного Иеронима Стридонского. Он говорит: «Смотри, каков конец этого города: в нем воистину была святая Церковь, в которой хранились лавры апостолов и мучеников, где исповедовали имя Иисуса Христа и апостольское учение, но гордость и заносчивость его главы отвратили верных от истинного благочестия. Когда я, - пишет блаженный Иероним, - явился в Римский Вавилон, один из придворных этой старой блудницы захотел заставить меня принять их догматические теории, которые являются сплошным заблуждением. Тогда я написал свое сочинение и посвятил его самому папе. Я покинул этот проклятый город и вернулся в Иерусалим; я оставил эти проклятые места (Рим, Ватикан), я предпочитаю им пещеру Младенца Иисуса (Migne. ТТ. XXII—XXIII, Hieronym, I-II. В предисловии к Дидиму в книге о Св.ятом Духе).
    Как тогда блаженный Иероним, по своему происхождению славянин, бежал для успокоения своей мятущейся души из Рима на Восток, в Иерусалим, так и мы вместе с ним обращаем свой взор к Матери нашей Восточной Церкви и в сладостной надежде на неизреченную милость Господню восклицаем: «Ex Oriente lux» (С Востока - свет).

Журнал Московской
Патриархии №4 за 1948 г.

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.