Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

 

    Кто такие монахи? Зачем и как становятся монахами? Каким образом монахи, отрекаясь этого мира, воздействуют на него так, что он преображается к лучшему?
    Вы задали очень глубокий вопрос. Поэтому ответ на него требуется обстоятельный, который невозможно вместить в рамки, представляемые рубрикой «Практическая веронаука». Но все же хотя бы о самом главном я постараюсь рассказать.
    Итак, кто такие монахи? Говоря простым языком современных людей, монахи - это люди, которые ради достижения высших христианских идеалов (Царства Небесного и спасения своей души) отреклись от мира и всего, что в мире (мирских благ и забот). Ради достижения этих возвышенных целей монахи всю свою жизнь проводят в особых местах, которые называют монастырями.
    Ради лучшего рассмотрения сего образа человеческого бытия в Православной Церкви, нам следует обратиться к истории возникновения монашества.
    Идеал монашеской жизни неразрывно связан с организмом Православной Церкви. Это есть труд ради достижения идеала (христианской жизни), ведь будучи монахом тяжелее исполнить все прописные христианские заповеди. Отсюда, монах не кто иной, как христианин, который трудится над тем, чтобы полностью оправдать смысл этого звания. Он не пребывает «вне» или «над» Церковью, но является самым здоровым ее членом. Монах - не трус, но герой и храбрый борец. Он непрестанно сражается против зла в себе самом, а затем и в мире (но не против мира, как творения Божия). Монах ревностно трудится, стремясь к святой жизни и ко спасению своей души. Отсюда, по праву, монашеская жизнь воспета в веках, как самая возвышенная философия.
    Монах ради развития в себе добродетелей, разрывает связь с материальным миром и начинает жить странной («чудной», иной) жизнью, в уединении (монах = одиночка, который живет сам, отдельно), скрываясь в пустыни, оставляя родственников, свое имущество и привязанности.
    Особым отличием этого отвержения мира является добровольное сохранение девственности и нестяжательность, что, в принципе, превосходит обязанности человека по отношению к Богу и не является заповедями Божиими, но исключением; и со стороны монаха Богу приносятся дары, превосходящие эту меру.
    С отречением от мира связано смиренномудрие, которое и является как первопричиной, так и плодом самого отречения. Нельзя себе представить отречения без смиренномудрия, а также монашескую жизнь без отречения. Средством, с помощью которого монахи достигают смирения, становятся телесные труды. «Усталость по природе смиряет тело, а в усмиренном теле смиряется и душа», - так говорили, опираясь на опыт, Святые Отцы-подвижники.
    Умершим для мира, отечеством становится Небо, куда умной молитвой по таинственной лестнице, руководствуясь великими учителями монашеской жизни, восходят «граждане Неба», ступень за ступенью. На этом пути положено послушание игумену или духовнику (авве) в пустыне, что всегда было главной заботой монаха. Его личное, эгоистичное мышление, особенно своеволие, как явление мирское, ветхое, монах должен полностью в себе искоренить.
    Необходимо сказать несколько слов об исторических судьбах монашества. Монашеский образ жизни, фактически, появляется в IV в., хотя корни его исходят из апостольских времен. Христианский образ жизни описан в священных текстах Нового Завета и представляет собой первый аскетический Типикон под крылом Церкви. Зачатки монашеской жизни появляются уже в первохристианские времена. Многие верующие тогда себя полностью посвящали Богу, жили очень строгой жизнью в христианских общинах, подвизаясь в воздержании и молитвах. Такие христиане, воздерживающиеся от самоугождения, назывались подвижниками. Согласно христианскому учению, только одно в человеке имеет ценность - это его душа, в сравнении с которой весь мир ничего не стоит, как и Сам Господь говорил: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). Христианина ожидает суровая борьба ради освобождения от безсмысленных вещей этого мира, чтобы мог он приобрести облик вышнего, нового человека, по лику Христову, с которым бы он смело мог появиться перед Богом. Но это требует многих жертв от христианина, прежде всего, полного самоконтроля, потом удаления от мирских вещей и отказ от них, наконец, очищение своей воли.
    На основе этих принципов первые христиане устраивали свою жизнь, но некоторые из них, движимые внутренней ревностию, стремясь к христианскому совершенству, желали идти еще на большие жертвы, добровольно лишая себя различных жизненных благ, накладывали на себя более серьезное воздержание, строгий пост и молитву.
    Брак для христианина есть частное установление, тайна сия велика (Еф. 5, 32), но все-таки установление мира сего. Поэтому многие из христиан избегали брака (при этом, не презирая его), чтобы проводить жизнь в чистоте. И такие случаи не были редкими, о чем свидетельствуют христианские писатели тех времен, такие, как Иустин Философ, Афинагора и др., говоря о «многих», которые жили безбрачно, среди них были и мужчины, и женщины.
    Вначале христиане, ведущие воздержанный образ жизни, пребывали в уединении, но не в пустынях, а вблизи своего города или населенного места, как об этом свидетельствует Афанасий Великий в Житии преподобного Антония Великого. Удаление верных от людей внешних становится характерным явлением первохристианских времен. Так зародилась аскетическая жизнь, из которой позднее произошла жизнь монашеская в настоящем смысле этого слова.
    Кроме этой внутренней возвышенной причины установления монашества его процветанию и формированию во многом содействовало гонение христиан и суровость римских Императоров в течение первых трех веков. Во второй половине III и в начале IV столетия гонения были особенно жестокими, поэтому многие христиане, чтобы избежать мучений, из боязни в муках отречься от своей веры, удалялись в пустыни. Из-за усиленных и длительных преследований христиане оставались надолго в пустынях, питаясь кореньями и травой. Гонения в те времена стали неотъемлемой частью жизни первых христиан. Но, когда преследования прекратились, у многих возникло желание «гнать» самих себя, и они уходили в горы и пустыни, чтобы терпеть лишения во всем. И как они во времена гонений побеждали своих гонителей, как слуг диавола, так и с прекращением гонений тем же строгим образом жизни побеждали другое оружие диавола - прелесть мира, становясь при этом «мучениками совести».
    В истории развития монашества первым известным пустынником был преподобный Павел Фиваидский, подвизавшийся в Верхнем Египте, но действительным патриархом пустынного делания и отцом монашества стал преподобный Антоний Великий (†357).
    По сути, идеал монашеской жизни на протяжении веков остается неизменным, хотя внешний облик ее организации претерпел различные изменения, то есть существует несколько «систем» монашеского устроения, из которых основными являются следующие:
    1. Первый вид или образ монашеской жизни был анахоретским или пустынным. Возник в Египте во времена гонений, особенно при царствовании Декия Траяна (249-251). Во время жизни Антония Великого пять тысяч пустынников-анахоритов пребывали в Нитрийской пустыни и в ее окрестностях. Они жили в уединении и только по воскресеньям и великим праздникам стекались в ближайший храм для совместной молитвы и Причащения.
    Предавая себя различным добровольным мучениям и лишениям, проводя жизнь в непрестанной молитве и строжайшем посте (на небольшом количестве хлеба и воды), они вели воистину ангельскую жизнь
    2. Система Лавры возникла в IV в. в Палестине. Преподобный Иларион, ученик преподобного Антония, принес анахоретский образ жизни в Палестину, где образовались различные поселения монахов, которые стали именоваться лаврами. Первая такая Лавра существовала в Фаране в Иудейской пустыне, она была основана в 323-330 гг. преподобным Харитоном.
    Лавра отличается от общежития святого Пахомия (киновии), в которой все монашеские келлии охватывались единой системой (claustrum = кластер). Лавра состоит из множества самостоятельных келлий, удаленных друг от друга; но имеет один общий храм, где священник или духовник преподает монахам Святые Таинства и делают их причастниками церковной жизни.
    Монахи в Лавре являются «полупустынниками», и каждый становится «игуменом в своей келлии».
    Чтобы монах смог получить право стать насельником Лавры, он должен был сперва пройти определенные испытания в условиях общежития.
    Система Лавры имеет свои недостатки, из-за которых возникла склонность предпочитать киновию пустынному (анахоретскому) образу жизни.
    3. Система киновии или общежития - следующий шаг монашеского образа жизни. Основателем общежития в Египте в IV в. был преподобный Пахомий Великий. Он собрал монахов в одном жилище и придал их жизни уставной облик (канон). Кроме молитвы и послушания все остальное было совместным: проживание, одежда, питание и труд (рукоделие). Первая общежитийная община была основана Преподобным в 320 г. на восточном берегу реки Нил. Во время его руководства в общежитии пребывало три тысячи монахов.
    Из Египта этот образ монашеской жизни распространился в Малую Азию, Палестину и другие Восточные земли, а также укрепился и на Западе. Основателем общежития такого типа был преподобный Феодосии Великий. Здесь, в Палестине, веками уживались как лаврский, так и киновийский уставы. Развитию и упорядочению общежития во многом содействовал святой Василий Великий (†378) своими аскетическими поучениями и особыми монашескими правилами. Отсюда общежитие стало главным видом монашеской жизни в течение веков как в Византии, так и во всех остальных православных землях, в том числе и в Сербии.
    4. Идиоритмическая система. Общежитие не является последним обликом монашеской жизни. Некоторые монашествующие пришли к его отрицанию. В XI в. во время правления Льва Мудрого возникла идиометрия, которая была широко распространена на Святой Горе Афонской. В монастырях такого типа совместными были управление, молитва по воскресеньям и праздникам, иногда труд и одежда, а питание было раздельным (т. е. каждый заботился сам о себе). Таким до некоторых пор был порядок и в сербском монастыре Хиландар.
    Монахи, несмотря на то что отделены от мира, образом своей жизни все-таки остаются его частью и имеют большое влияние на его преображение. И, прежде всего, своим примером и молитвой. Ведь монахи - молитвенники и заступники наши перед Богом. Как ангелы являются светом для монахов, так и монахи являются светом для мирян. Значение монахов и монашества в истории Церкви и отдельных народов трудно переоценить, и охватить его в таком кратком изложении невозможно.
    Из заданного вопроса остается одно место, требующее конкретного ответа: «Как стать монахом?»
    Монахом становятся по свободному проявлению воли отдельного человека, согласно словам Христа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
    Когда кто-то по своей воле свободно примет такое высокое решение, тогда он избирает такой монастырь, в котором атмосфера духовной жизни соответствует, как он чувствует, его устремлениям, и оставляет свою волю перед монастырскими вратами, поскольку она будет ему только мешать в монашеской жизни. В монастыре он предается руководству игумена (или игумении в женском монастыре) и в полном послушании и молитве проходит свой испытательный срок, который обычно длится три года. После этого наступает торжественный момент - принятие святого ангельского лика, в котором христианин, продолжая свою монашескую жизнь и подвиг, восходя к совершенству из благодати в благодать, осуществляет свой путь ко Христу - до последнего вздоха. Блажен тот, кто решится на такой путь.
    Мир вам и радость от Господа.

В монастыре Грачаница на Косове в день празднования Видовдана
Фото Н.Майль

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.