Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

«Не перестану говорить Истину»

Святитель Филипп, митрополит Московский

(память 9 / 22 января)

   

    Святитель Филипп, митрополит Московский, происходил из рода бояр Колычевых и в молодости служил при дворе Великого Князя Василия, отца Иоанна IV. 30 лет от роду постригся в Соловецком монастыре, где позже стал игуменом.
 
 
Соловецкий монастырь

    Слава о настоятеле Соловецкого монастыря, как человеке святой жизни, мудром и кротком правителе, а также образцовом хозяине разнеслась по всей Руси, и в 1566 г. он, по настоянию Царя, стал митрополитом Московским и всея Руси.
    «25 июля 1566 г. после Литургии в Успенском соборе Царь лично вручил новопоставленному митрополиту пастырский посох (его святого предтечи - свтятителя Петра), с умилением выслушал глубоко прочувствованное слово Филиппа об обязанностях служения царского и, пригласив все духовенство и бояр в царские палаты, радушно угощал, празднуя обретение такого помощника», - читаем о начале святительского служения митрополита Филиппа у митрополита Иоанна (Снычева) (Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа. СПб, 1994). Из Жития Святителя мы знаем, что он старался подражать своему мудрому предшественнику - митрополиту Макарию.
    Относительно дальнейших событий вновь обратимся к изложению митрополита Иоанна. «Но единодушие государя и первосвятителя было невыносимо тем, кто в своем высоком положении видел не основание для усиленного служения царю и России, а оправдание тщеславным и сребролюбивым начинаниям.
    В июне 1567 г. были перехвачены письма польского короля Сигизмунда и литовского гетмана Хоткевича к главнейшим боярам с предложением бежать в Литву. Начался розыск виновных, затем последовали казни. Митрополит ходатайствовал о смягчении участи преступников, но политику Царя поддержал. „На то ли собрались вы, отцы и братия, чтобы молчать, страшась вымолвить истину? - обличал ОН пастырей церкви, молчаливо сочувствовавших казненным... - Никакой сан мира сего не избавит нас от мук вечных, если преступим заповедь Христову и забудем наш долг пещись о благочестии благоверного Царя, о мире и благоденствии православного христианства»*.
    Владыку поддерживал святитель Герман, архиепископ Казанский. «Но нашлись и такие (среди высших иерархов), которым самоотверженная правдивость митрополита перед Царем грозила разоблачением и опалой... Душой заговора, направленного на разобщение преподобного Филиппа с Иоанном IV, стал государев духовник, благовещенский протопоп Евстафий, боявшийся потерять расположение и доверие Царя. Тактика интриги была проста: лгать Царю про митрополита, а святителю клеветать на Царя... Кроме того, надо было найти предлог для удаления святителя Филиппа. Время шло, и злые семена лжи давали первые всходы. Царю удалось было внушить, что Филипп, вопреки обещанию, стремится вмешиваться в государевы дела.
    Для митрополита не были тайной планы его врагов. „Вижу, - говорил он, - готовящуюся мне кончину, но знаете ли, почему меня хотят изгнать отсюда и возбуждают против меня Царя? Потому что не льстил я пред ними... Впрочем, что бы то ни было, не перестану говорить истину, да не тщетно ношу сан святительский". Какое-то время казалось, что заговорщики потерпят неудачу. Царь отказался верить в злонамеренность Филиппа, потребовав доказательств, которых у них не было и быть не могло». Тогда принудили к лжесвидетельству Соловецкого игумена Пимена...
    Дальнейшее известно - состоялся церковный суд (1568 г.), решением которого святитель был лишен сана и отправлен «на покой», а затем удален в Тверской Отрочь монастырь, где он принял смерть 23 декабря 1569 г. В 1591 г. его нетленные мощи перенесли в Соловецкий монастырь, а при Царе Алексее Михайловиче - в Московский Успенский собор, где и почивают ныне.

    *Как правило, эти слова святителя Филиппа толкуются в том смысле, что он призывал пастырей, покорных царской воле, восстать против опричнины. В самом тексте речи на такое ее значение нет и намека. Если уж говорить «о строго научном подходе», то нет вообще никаких доказательств, что многочисленные «обличительные» речи митрополита, приводимые в различных его житиях, были им вообще когда-либо произнесены. - Прим. из книги «Самодержавие духа»

Преподобный Феодосий Великий

(память 11 / 24 января)

    Первый установитель и устроитель общежития монашеского родился в области Каппадокии в селе Магариаси в семье благочестивых родителей. Будучи молодым, посетил преп. Симеона Столпника, который его благословил и прорек ему великую духовную славу.
 
 
Рис. Д.Кузнецовой

    С кадилом, в которое положил холодные цепи и ладан, искал Феодосий место, где бы основать монастырь, и остановиться там. Где цепи разгорелись сами по себе, там он поселился и подвизался. Вскоре собралось возле него много разноязычных монахов. Поэтому он построил по одной церкви для каждого языка, то есть одновременно шла служба, и пелись слава Божия на греческом, армянском, грузинском и т. д. Но в день Причастия все братия собирались в одном большом храме, в котором служба шла на греческом языке. Трапеза была общей для всех, общим было и все имущество, общий труд, общее терпение, а нередко и голод. Феодосий был примером возвышенной жизни всем монахам, примером в труде, молитве, посте, бдении и во всех христианских добродетелях. Бог одарил его даром чудотворца, он мог исцелять больных, являться на расстоянии, чтобы помочь, укрощать зверей, предвидеть будущее, умножать хлеб и пшеницу. Его молитва не прерывалась ни днем, ни ночью. Упокоился в Господе, когда ему было 106 лет от рождения (529 г.).

* * *

    Быть подкупным, значит не быть христианином. Православные Отцы Церкви никогда не поддавались ни на подкуп, ни на угрозу. Подкуп в делах веры равен иудиному предательству Христа за деньги, такой подкуп был свойственен еретикам.     Когда царь Анастасий впал в Евтихиеву ересь, он выступил против определения IV Вселенского собора в Халкидоне и хотел его определения обезсилить. Чтобы заручиться поддержкой почитаемых в народе представителей Церкви, он им начал рассылать разные подарки. Св. Феодосий в то время был самым знаменитым человеком в Палестине. Царь послал ему 30 литров золота в дар, как бы на потребы монастыря. Но св. Феодосии сразу уразумел, что царь хочет его подкупить, и поступил очень мудро. Не желая задерживать деньги в монастыре, несмотря на нужду, и не желая возвращать их царю, чтобы не озлобить его еще больше против Православия, он сразу раздал золото нищим во имя царя, для того чтобы эта милостыня подкрепила его молитву к Богу об исправлении царя и возвращении его на верный путь.

Святитель Николай Сербский
«Духовный сад»

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.