Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

 

Беззаконие во Святом Граде

  

    Мы продолжаем публиковать материалы, предоставленные нашей газете Святейшим Патриархом Иерусалимским Иринеем, и предлагаем нашим читателям статью: «Признание Патриархов Государством», написанную в январе 2006 г. профессором Фессалоникийского Университета Афанасием Ангелопулосом, которой объясняет сложившуюся ситуацию вокруг святейшего Патриарха Иринея и незаконно назначенного вместо него Феофила с точки зрения церковных канонов и имевших место прецедентов в истории Православной Церкви.
(Начало публикации в № 1(43))
 

    Семь Отцов Святогробского Братства, верные канонам, вместе с Патриархом Иринеем прибыли в Резиденцию Президента, тогда как раздраженный этим фактом Феофил, также приглашенный, но только в качестве архиепископа Фаворского, под страхом лишения духовного сана запретил всем другим отцам туда являться, несмотря на то, что они также были приглашены на это мероприятие. Таким образом, Феофил составил оппозицию Израильскому Президенту и государственной власти.
    Отсюда начинается проблема, именуемая «признание». Она отлично раскрыта в работе Христофора Леонтопольского, тщательно исследовавшего данную тему. Из истории мы уже знаем, что подобная проблема в деле признания Патриархов Правительством ранее возникала в Константинополе, Александрии и в Иерусалиме. Статья написана так, будто автор предвидел событие, которое произошло в наше время в Иерусалиме.
    Каковы же основные аргументы этого исследования? Автор пишет: «...Епископы Восточной Православной Церкви всегда, (и, особенно, первые среди них) сразу же после избрания их Церковью обязаны были предстать пред власть имущими, чтобы их избрание имело официальный статус. Только после этого они могли занимать административный пост в церкви».
    Далее он поясняет: «...Это признание было необходимо и являлось канонически неотъемлемой частью не только при государственной власти христианской или православной, но и когда власти придерживались иных религиозных убеждений, даже мусульманской веры. В таких землях, как Палестина, Сирия, Египет и сам Константинополь, захваченных арабами и мамлюками, заселявших их в течении многих веков, избранные архиепископы Церкви вступали в полномочия управления Церковью только после признания их государственной властью.
    Какие же события 30-х годов прошлого столетия побудили автора к написанию данной статьи? Христофор пишет следующее: «Сразу же после избрания Мелетия (Метаксакиса) в качестве Вселенского Патриарха турецкое правительство перестало признавать Патриархов Константинополя. Но в Александрии Мелетий был первым, кто вступил на кафедру без этого признания, и был признан лишь спустя полтора года так же как и Николай, нынешний Патриарх Александрии, который, как известно, только недавно был признан Египетским Правительством.
    Архиепископ Иорданский Тимофей, избранный Патриархом Иерусалима летом 1935 г., до сих пор не признан, и по этой причине он не исполняет обязанности вплоть до сегодняшнего дня»*.
    Итак, если сравнить эти ситуации, можно лишь подчеркнуть, что и сегодня в Иерусалиме, начиная с августа 2005 г., Патриарший Престол занимает Архиепископ Фаворский Феофил, не признанный Израилем по вышеупомянутым причинам. Почему исследование под названием «Признание Патриархов Государством» не имеет временных рамок, мы проясним дальше.
    Христофор Леонтопольский пишет: «Это признание или подтверждение выборов Патриарха государством было неотъемлемым правом государства, признаваемым также и Церковью, как неоспоримое. И если государство не признавало Патриарха, то и Церковь тоже не признавала его и считала его не имеющим права выполнять функции Патриарха, у которого нет авторитета, пока государство его не признает».
    Автор приводит следующие примеры с Патриархами, которые были избраны, но не правили, потому что не имели признания от государства: «И те выбранные Патриархи не могли пользоваться Патриаршей властью по причине непризнания их правительством. Это Самуил (Карасулис) в Александрии, лишь позже признанный и ставший законным Патриархом, Неофит Константинопольский, Артемий Александрийский, Фотий Иерусалимский и Кирилл Кипрский. Церковь не признала двух последних, хотя они и не отрекались сами, однако выбрала других на их место по согласованию с государством».
    Автор особо отметил Патриарха Кирилла, который не был признан английским секретарем Киприотского правительства, избранного в Константинополе Архиепископом Кипра в 1909 г., говоря: «Патриарх не посмел оспорить права Государства, хотя тот же самый Кирилл был признан одновременно в качестве Архиепископа Церковью Греции и Сербии» так же, как и сегодня Феофил признан представителями других Поместных Православных Церквей, но и это ничего не значит без предварительного признания его государством.
    Выступление Константинопольского Патриарха Варфоломея на телевидении Израиля в декабре 2005 г., где он призвал считать теперь Патриархом Иерусалима Феофила, не произвело впечатления на правительство. Израиль не отреагировал на это обращение, так как другое выступление в прессе Его Святейшества Варфоломея в сентябре 2005 г. в Афинах разоблачало мотивы данного поступка. В этом выступлении Варфоломей публично поздравил и поблагодарил Греческое правительство за правильные действия в отношении иерусалимской проблемы. Израиль, однако, считает, что именно Греческое правительство поддержало все те незаконные действия в отношении Братства Святого Гроба Господня. Незаконным является и антиканонический выборный процесс в отношении списка кандидатов и формирования выборной комиссии. Незаконно и возведение на Патриаршую кафедру другого кандидата, когда Святейший Патриарх Иерусалимский Ириней канонически и законно избранный существует и не уходит в отставку. Все это - нарушения законов государства, под чьей юрисдикцией находится Иерусалимская Патриархия.
    Как же должно происходить законное избрание с учетом не только выборов, но и всего того, что им предшествовало? Об этом нам рассказывает Христофор Леонтопольский, впоследствии ставший Патриархом Александрии (1939 -1967). Он особо отмечает: «Тем не менее для того чтобы Церковь имела право обращаться к Государству о признании Патриарха, выбранного Ею и, как следствие этого, ожидать от Государства много различных привилегий. Это было необходимо не только при избрании Патриарха, но также при процедуре, предваряющей это избрание. И все это должно совершаться с одобрения Государства, чтобы процедура не проводилась Церковью без согласования с Государством. Так, Церковь была обязана прежде всего немедленно информировать Правительство о том, что Патриарший Престол стал вакантным либо вследствие смерти, либо по другой причине. Правительство, со своей стороны, должно было принять отказ или уход с Патриаршего Престола. И только после этого появляется возможность избрания местоблюстителя Патриаршего Престола который должен быть избран правительством в этом качестве».
    Мы провели параллель, опираясь на прежние исследования Христофора Леонтопольского, чтобы описать ситуацию в Иерусалиме, сложившуюся вокруг Святейшего Патриарха Иринея. По причине незаконных и антиканонических действий Константинополя и его выдвиженца Феофила, многие с самого начала заняли позицию в защиту Патриарха Иерусалимского Иринея, которого по сей день признает государственная власть, считающая, что причин к его отстранению от Патриаршества нет. Данное отстранение произошло незаконно и вопреки канонам Апостольской Церкви.

    *После смерти в 1931 г. Патриарха Дамиана и четырехлетнего периода местоблюстительства, 22 июля 1935 г. титулярный архиепископ Иорданский Тимофей (1921-1935) избирается Патриархом Святоградской Церкви. Однако его законное утверждение и признание представителем Британского Правительства произошло только 27 сентября 1939 г.

Материал подготовила
Галина Симонова

Продолжение следует
        

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.