Святитель Николай Сербский «Духовный сад»
(главы из книги)
О постепенности в духовном развитии
Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
(Евр. 5, 14) |
Те, которые кормятся молочной пищей чувственного рассуждения, не способны с легкостью различить добро и зло. Они обычно приходят к выводу, что всякая вера имеет одинаковую сущность; что грех - это необходимое отражение реальности; что зло вообще - неминуемый спутник добра. Такие греховные умозаключения не присущи настоящему христианину. Ведь истинный христианин - это зрелый человек, которому уже не нужна молочная пища; который не доверяет своим чувствам; который рассуждает гораздо лучше, точнее, видит различие между ценностью того, что есть и обычно бывает. Христианину Истина дается ясным путем Откровения Божия в различении добра и зла, но все-таки ему требуется долгое и трудное учение, чтобы он, как совершенный, мог в каждом данном случае знать: что есть добро, а что есть зло. Это знание должно перейти в ощущение, чтобы стать обузданным и непогрешимым. И добро, и зло желают коснуться человеческого сердца. Для этого человек должен научиться распознавать то, что к нему приближается: точно так же, как он языком сразу ощущает соленое и несоленое, сладкое и горькое.
Трудитесь, братья, каждый день и каждый час, чтобы усовершенствовать сердце свое для распознания добра и зла. Все, что с нами происходит, ставит перед нами вопросы: что добро, а что зло? И это все происходит только для того, чтобы мы могли распознавать добро и определиться только для него. По сто раз в день мы попадаем в подобные искушения. Кто имеет очи, да видит.
О, Господи человеколюбивый, согрей сердца наши добром, которое от Тебя. И умудри нас, Господи, ради понимания добра и зла. И укрепи нас, Владыко, чтобы всегда мы могли обнять добро, а зло отбросить, ради славы Твоей, Человеколюбче, и ради спасения нашего. Твоя слава и хвала во веки. Аминь.
О том, как сердцем достигается Царствие Божие, а не языком
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Мф. 7, 21) |
Не языком, братья, достигается Царствие Божие, но сердцем. Сердце - это ризница блага, которым Царство покупается, сердце, а не язык. Если ризница полна блага Божиего, то есть веры, твердой надежды, светлой любви и добрых дел, тогда и вестник этого блага - язык, верен и мил; если же ризница пуста от всего этого блага, тогда и вестник ее лжив и дерзок. Каково сердце, таковы и дела. Все, все зависит от сердца.
Притворство немощно перед людьми, еще немощнее оно перед Богом. «Если Я Сам Отец, - говорит через пророка Мапакию Господь, - где честь Моя? И если Сам Господин, где же страх Мой?» То есть: слышу, что зовете Меня Отцем, но не вижу, чтобы чествовали меня сердцем. Слышу, что зовете меня Господином, но не вижу страха передо Мной в ваших сердцах. Наша молитва: Господи! Господи! красна и полезна только тогда, когда исходит из сердца. Сам Господь велел молиться непрестанно, но только не языком, а сердцем, не для того, чтобы нас люди слышали, но молитвой, сокрытой в сердце, чтобы нас Господь слышал и видел.
Господи, величественный и дивный, избави нас от лицемерия и влей страх Твой в сердца наши, чтобы сердце наше горело непрестанно исправно на молитве перед Тобой. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
Беседа о гордости
Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
(Притч. 16, 18) |
Из всего, что существует во всех четырех сторонах света, что нас, людей смертных, может сделать гордыми, как только не глупость и демонский обман? Не пришли ли мы голыми и нищими в этот свет, и не уйдем ли из него такими? Все, что мы имеем, не взяли ли мы взаймы, и не вернем ли все своею смертью? Ах, сколько раз было уже сказано и слышано. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него (1 Тим. 6, 7), - говорит премудрый Апостол. И когда Богу в жертву приносим простой хлеб и простое вино, мы говорим: «Твоя от Твоих Тебе приносяще!» Ведь ничего на свете мы не имеем своего: ни крошки хлеба, ни капли вина - ничего, кроме того, что от Бога, не имеем. Воистину, гордость - дочь глупости, дочь ума помраченного, рождена от злой связи с демонами.
Гордость - это широкое окно, через которое быстро выветриваются все наши заслуги и добрые дела. Ничего нас не делает перед людьми такими пустыми, а перед Богом такими недостойными как гордость. Когда Господь не горд, как нам быть такими? Кто бы имел право быть гордым более Господа, Который сотворил Свет и Который его Своей силой держит? И посмотри, Он умалил Себя до образа раба, слуги целому свету, до смерти, смерти на Кресте!
О, Господи смиренный, сожги в сердце нашем дьявольский посев гордости огнем Духа Святоаго, и посади благородное семя смирения и кротости. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
О Небесных гражданах не от мира сего
Они не от мира, как и Я не от мира.
(Ин. 17, 16) |
Христос Господь не от этого мира, но только имеет одежду этого мира. То есть - Воевода, переодетый в платье осужденных, чтобы спасти их, порабощенных грехом, материальными привязанностями и сатаной. Но каков воевода, таковы и его воины. Они по духу не от этого света: не осужденные, но свободные; не рабы, но господа; не тленны, но безсмертны; не пропащие, но спасенные.
Таковы все, кого Христос собрал, и которые, вкусив безсмертной жизни, добровольно отреклись от жизни и встали рядом с Ним, оставаясь верными Ему до конца своей жизни на земле. Говорил авва Моисей: «Никто не может вступить в войско Христово, если не будет весь, как огонь, и не презрит почести и покой, и если не отсечет все желания телесные, и не сохранит все заповеди Божий». Призван был и Иуда, но он отпал и возлюбил темницу больше, чем Царский Двор; рабство - больше, чем свободу; тление - больше, чем безсмертие; погибель - больше, чем спасение. Но остальные, призванные апостолы, великие и малые, остались Ему верны до конца и добились победы, которая их и прославила на земле между людьми и на Небе между ангелами. Поэтому славятся они и благословляются и на земле, и на Небе. Все, кто миром прославились, с миром и гибнут; а те, кто Христом прославились, Христом и спаслись. Слава мира - смерть, а слава Христова - Жизнь, Жизнь Вечная, никогда не умирающая.
Господи безсмертный, и если мы от мира по телу и греху, призови нас в Твое войско, которое не от мира по духу, по силе, по мудрости и любви. Да и мы, когда умерли бы для мира, жили бы в безсмертном Царствии Твоем, со ангелами, апостолами и святителями из-за любви и молитв апостолов Твоих. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
О немощи нашей без Христа Господа
Ибо без Меня не можете делать ничего.
(Ин. 15, 5) |
Господь наш не имел обычай говорить преувеличенно. Ничьи речи на свете так не отмерены, как Его. И если Он говорит, что мы без него не можем делать ничего, значит это надо понимать и принимать буквально. Он говорит здесь о добре, а не о зле; никакое добро мы не можем творить без Христа, помимо Христа, вопреки Христу. Он есть Владелец, Делатель и Вдохновитель всякого добра. Никакое добро не находится вне Его, так же, как никакое зло Ему неприсуще. Я есмь лоза, а вы ветви - говорит Он. Что могут ветви без лозы? Могут ли расти и плод приносить? Ничего не могут, кроме как стать хворостом.
Может человек размышлять сколько хочет, но не может никогда измыслить одно истинное добро, которое не во Христе и которое не исходит от Христа. Если кто-то скажет, что он творит добро и человеческие дела помимо Христа, знайте, что эти его дела ложные от начала, исходили от суеты и скрытого самолюбия. Ведь человек без Христа то же, что и ветвь без лозы. Это Он Сам нам сказал. Лоза сокрыта и не видна, а ветви видны, тем не менее, виноград на ветви и сама ветвь зависят от лозы. Лоза любого добра растет из сердца Бога Отца и наливается сладостью Духа Святаго.
Господи, Боже Триединый, помилуй нас и спаси! Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
О таинственной Божественной Троичности
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
(1 Ин. 5, 7-8) |
Когда читаем Святое Писание, требуется смотреть на каждое слово трезво (внимательно). Быстрому читателю, например, не бросится в глаза различие, которое Евангелист показывает между Небесной троичностью и земной. О Небесной троичности он говорит: и сии три суть едино - а о земной троичности: и сии три об одном. Огромная разница между «суть едино» и «об одном» - быть единым и быть заодно. Отец, Сын и Дух Святой есть едино, когда как дух, вода и кровь заодно, а не одно. Ведь люди на земле заодно, но они не одно. Вода и кровь составляют тело, а дух есть дух. Тело имеет желания против духа, а дух против тела. Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти (Гал. 5, 17); как видно, не одно, а все-таки заодно. И когда человек умирает, то союз распадается и перестает: кровь и вода идут на одну сторону, а дух на другую. Божественная троичность не только заодно, но и есть «суть едино».
Но существует одна троичность во внутреннем человеческом небе, которая должна быть не союзом, но единством, чтобы блаженный человек был и этого и того света. То есть единство ума, сердца и воли. Пока эти три в союзе, человек воюет с самим собой и с небесной Троичностью. Когда же эти три сольются воедино, тогда ни одна не властвует, ни одна не рабствует, тогда человек бывает наполнен единым миром, который превосходит всякий ум.
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил. 4, 7), каждое слово, всякий страх и всякую жалость. Тогда малое небо в человеке начинает быть похоже на великое Небо Божие; и образ и подобие Божие бывают тогда ясно в человеке.
Господи Триединый, помоги нам стать похожими хотя бы на тех, кто похож на Тебя.
Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
О том, что Богу милее всего человек, человеку - Бог
Я ищу не вашего, а вас.
(2 Кор. 12, 14) |
Этими словами, которые могла изречь только пламенная апостольская любовь к ближним, выражена сущность отношения христианина к Богу и Бога к христианину. Любовь Божия могла бы сказать: «Ты, христианин, постишься ради Меня; ради Меня милостыню даешь; ради Меня усердные молитвы возносишь, ради Меня церкви строишь; ради меня жертвы приносишь и много других добрых дел творишь. Все это хорошо, и все это Мне угодно, но всего этого дороже Мне ты. В конечном счете, я не ищу ничего из этого, но ищу тебя, и только тебя».
Любовь христианина могла бы сказать: «Ты мне, Господи, здоровье даешь, и это хорошо. Ты свет зажигаешь, дождь посылаешь, громом воздух освежаешь - и это хорошо. Ты даешь богатство, и мудрость, и долголетие, и плодородие, и безчисленные другие блага обильно поставляешь на трапезу этой жизни. И все это хорошо, и очень хорошо. И все это я принимаю с благодарностью. Но, в конце концов, это только малая часть Тебя Самого. В конечном счете, я не ищу ничего от всего этого, но Тебя, Господи, Тебя Единого ищу».
О, братья мои, то не Бог, что мы видим телесными очами; не человек, что мы видим телесными очами. То, что мы видим в целой природе, есть «что-то» от Бога; и то, что видим в телесной ризе, есть только «что-то» от человека. Бог - это Любовь, братья, - то, что Небо спускает к земле; и человек - это любовь, братья, - то, что землю поднимает к Небу.
О, Господи Человеколюбивый, Творец и Вседержитель, вселись выше и еще выше в нас Духом Твоим Животворным, да живы будем, да живы будем в Царствии без смерти. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.