Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

    Что значит в православном подвижничестве понятие «Юродивый Христа ради»?

    Православная Церковь под сенью своей собрала великое множество святых, которые избирали тот или иной подвиг на пути служения Господу. Это Апостолы, Пророки, Святители, Мученики, Исповедники, Преподобные, Праведные, Блаженные... Все они, каждый своим путем, служили Богу и Сыну Его Господу Иисусу Христу, исполняя святые евангельские заповеди. О каждом из этих чинов святости можно было бы писать и говорить очень много. О каждом из святых Божиих отдельно рассказано в житиях святых, составленных на сербском языке преподобным отцом Иустином (Поповичем) Челийским. В этой книге описана также жизнь многих святых, прославившихся в подвиге юродства, и каждый может прочитать то, что его непосредственно интересует.
    Ваш вопрос заключает в себе желание узнать нечто основополагающее для понятия подвига юродства, т.е. вас интересует само понятие «безумие Христа ради». Постараюсь ответить на него в границах предоставленной мне рубрики «Практическая веронаука».
    Первым, кто употребил такое выражение: «Мы безумны Христа ради», - был святой апостол Павел в своем послании к коринфянам (см.: 1 Кор. 1, 18, 25-27; 3, 18; 4, 10).
    Во всех этих отрывках сущность выражений сводится к тому, что в глазах людей мира, считающих себя «мудрыми», все христиане «безумны», так как веруют в Господа Иисуса Христа как Божию Силу и Божию Премудрость, и в спасительность Его Креста, Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. (1 Кор. 1, 18).
    Поэтому, по апостолу Павлу, Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1, 27). По вышеуказанным словам апостола Павла, все христиане в глазах мира сего являются безумными Христа ради, ведь все, что мир считает важным, ценным и великим (богатство, удовольствия, страсти и наслаждения), христианин почитает за «ничто», а все, что миру представляется безумным (воздержание, подвиг, самопожертвование и т.д.), - для христиан является наивысшими ценностями, с помощью которых они организуют свою жизнь для достижения цели своего бытия - приближения к Богу и соединения с Ним.
    В узком же смысле этого слова юродивыми считается категория подвижников и угодников Божиих, которые своей жизнью заслужили такое имя, ведь они и для «нормальных» христиан были «безумцами» или юродивыми.
    Юродство есть наибольший и самый тяжелый вид православного подвижничества. Самый тяжелый и необычный подвиг православного монашества есть самоуничижение и самопожертвование в крайней, наивысшей степени. Под покрывалом «безумия», отвергнутый этим миром, но понятный только Богу и Им ведомый, Божий избранник, Христа ради юродивый, следует этим тернистым путем восхождения к Отцу Небесному. Такая жизнь есть отрицание «мудрости» этого мира, выражаемой через половинчатые свободы и законы земные, от чего юродство защищается своим «безумством». Оно защищается от разума этого мира, судов этого мира, похвалы этого мира и мудрости этого мира. Для того чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом (Кор. 2, 29).
    Слово юродство, синонимом которому является безумство, означает неодолимое желание быть со Христом (безумствовать=неодолимо желать).
    Безумство ради Христа предполагает в человеке наличие двойной жизни: внешней и внутренней, не похожих одна на другую. Внешняя - полностью необъяснимая нормами этого мира (поэтому непредсказуемая) - жизнь вне всяких правил поведения, законов, ограничений, скинувшая любые оковы. Внутренняя жизнь юродивого известна только Богу и развивается в тех чудесных глубинах человеческого существа, где душа встречается с Богом в непосредственности и живет с Ним в тесной связи - связи закона Бога Живаго.
    Если где-то в этом мире и соприкасается Небо с землей - так это в сердцах этих великанов Духа, которых весь мир недостоин.
    Они, облеченные в «безумие», как в грубую власяницу, ходят стезями этого мира, терпя поругания, злобу, насмешки, бичевание... В этом тяжелом подвиге все напоминает о ночи поругания над Христом, о той самой черной ночи рода человеческого.
    Отсюда принятие подвига юродства подразумевает постоянную решимость к любым страданиям и необычайную крепость духа и, кроме всего, огромную любовь ко Христу, ради Которого подвижник с радостью переносит все скорби.
    Вот как об одном из юродивых Христа ради (Афанасии Андреевиче из Орла. См.: Юродивые. Приштина. 1994) пишет его жизнеописатель: «Юродство святых Христа ради состоит в том, что подвижники, оставаясь жить среди людей, стремились освободиться от обычаев и укладов среды, полностью пренебрегая жизненными интересами и правилами, и незаметно для других проводили высокую духовную жизнь.
    С внешней стороны существование таких людей выглядело чудным и непонятным для окружающих, они нарушали все, к чему бы ни прикасались. Отказавшись от всякой собственности, комфорта и жизненных удобств, освободившись от земных привязанностей, не имея определенного места жительства, подвергая себя разнообразным лишениям бездомной жизни, они были, как пришельцы из другого мира. Казалось, что они не нуждались ни в пище, ни в одежде. Юродство Христа ради было постоянным добровольным мученичеством, постоянной борьбой против себя, против мира и зла. Не стыдясь всякому говорить истину в лицо, юродивые своими речами или необычными делами и поступками часто резко обличали и наносили поражение людям неправедным и грешным, сильным мира сего, а людей боголюбивых утешали и радовали. Порочных исправляли и спасали, возвращая их на путь истины и добра, а праведных и добрых еще более утверждали на пути ко спасению».

    Подвиг юродства «доступен» лишь монашествующим, или миряне тоже могут его понести?

    Мы уже сказали, что этот подвиг не терпит и не признает никакие законные или человеческие установления - ничего, кроме неизмеримой любви ко Господу. Из этого становится ясно, что юродивым Христа ради может быть всякий, независимо от внешних обстоятельств, - тот, кто приобрел такую любовь и распял себя миру и мир в себе.
    Тот, кто Христа в своем сердце содержит и посвящает Ему каждое мгновение жизни. Тот, кого Господь одарил богатством совершенств (часто даром прозорливости или чудотворе-ния), и, чтобы скрыть от мира Божий дары и «славы человеческой избежать», этот человек начинает юродствовать.
    Но и на этот подвиг (как и вообще на всякий духовный шаг в своей жизни) пускай никто не решается без благословения опытного духовника, который сначала должен испытать христианина и подготовить к тайне такой жизни. Мир вам и благодать от Господа.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

О юродстве

Преподобного отца нашего Кирилла, чудотворца Белоезерскаго

    Преподобный Кирилл еще в молодости, ненавидя славу и честь от людей, принял на себя подвиг юродства. Настоятель обители, видя его юродствующим и желая отвлечь его от его подвига, наказывал его, оставлял по нескольку дней лишь на хлебе и воде и налагал на него тяжелые работы. Он все исполнял безпрекословно, а добродетели свои скрывал.
    Что же это, братие, за подвиг, который нес преподобный Кирилл Белоезерский? И что такое юродство? Юродство есть один из самых удивительных и труднейших подвигов, какие из любви к Богу принимали на себя святые. Какое нужно было им великое самоотвержение, какое чрезвычайное терпение, чтобы подвергать себя непрестанно поруганиям, презрению и ударам среди народа, а с тем вместе, голоду и холоду, жажде и зною, и всем лишениям бездомной и безприютной жизни!
    Еще более для святого юродства требовалась редкая мудрость, чтобы безславие свое обращать в славу Божию, чтобы в смешном и нелепом ничего не допускать греховного, в неблагопристойном ничего соблазнительного, в неистовстве - ничего для других несправедливого и обидного. Путь чрезвычайно трудный и опасный.
    Как, подражая безрассудству людей самых низких, сохранить дух всегда возвышенный и стремящийся к Богу? Как, постоянно ругаясь миру, обнимать, однако, всех совершенной любовью? И как уберечь себя от духовной гордости тому, кто, перенося столько оскорблений и лишений, сознает, что все это терпит он невинно, и что он совсем не то, за что почитают его невежды?
    Итак, юродство есть произвольное, всегдашнее мученичество! Это брань против себя, против мира и против диавола, и брань самая трудная и жестокая! (Воскресное Чтение 1840. Окт. 27. № 29).
    Брань самая трудная и жестокая. Но будет ли награда за нее? Да, будет.
    В одну жестокую зиму святой Андрей, Христа ради юродивый, истаевал от хлада и был уже близок к смерти, но оживленный Ангелом, явившимся ему с райскою ветвию, погрузился в необыкновенный сон, продолжавшийся две недели. В это время, подобно апостолу Павлу, св. Андрей был восхищен духом до третьего неба, созерцал красоты рая и слышал неизреченные глаголы. На высшем Небе видел он блистательную завесу и, когда она поднялась, узрел Самого Господа Иисуса Христа, поклонился Ему и вел с ним беседу. Такая великая награда ожидает юродствующих Христа ради. Слава же Господу, дивному во святых Своих! Аминь.

Пролог, 9 июня

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.