Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ИСПОВЕДНИЧЕСТВО

Игумения Параскева,
за Христа от латинян пострадавшая

    О национальном русском и православном возрождении в XIX-XX веках на территории Галицкой и Угорской Руси, к сожалению, говорится очень мало. А ведь эта земля дала Церкви тысячи новых мучеников и исповедников, пострадавших от латинян, пролив свою кровь за Христа. Эта кровь ныне вопиет к сердцам современных «православных» пастырей, жаждущих сближения с католичеством.
    И как жизненно необходимы современному, охладевшему к вере, миру эти чистые примеры истинной, а не богомерзкой экуменической «любви»!

    Игумения Параскева - в миру Иулиания Прокоп - родом из Прикарпатского села Изы, крестьяне которого восстали против унии с Римом, насильственно навязанной народу венгерскими правителями, и возымели решимость вернуться в лоно святого Православия. В то время Карпатская Русь находилась в пределах Австро-Венгерской Империи, и хотя здесь по конституции была провозглашена религиозная свобода, на практике либеральное законодательство «просвещенной Австро-Венгерской монархии» не распространялось на православных. Так, можно было переходить из римо-католичества в какую угодно религию, даже в иудейство, но только не в Православие (такой подход лишний раз явно показывает, что лукавому все равно, по какой дорожке привести душу человека к погибели - лишь бы отвратить от Истины).
    Однажды (это было в 1903 г.), в знак своего непримирения с папством, крестьяне села Иза в одно из воскресений пропели на униатской службе Символ веры, исключив из восьмого члена слова «и от Сына». Этим они фактически заявили о своем переходе в Православие и обратили на себя безпощадный террор прокатолической власти.
    Жители села, покинув униатский приход, за отсутствием православного храма и невозможности иметь своего пастыря, стали собираться для совместных молитв в доме дяди маленькой Иулиании, Прокопа. С раннего возраста это дитя отличалось тихим, задумчивым нравом, уединялось от игр и пустой болтовни, от всего грубого и легкомысленного. Однажды Иулиания спросила своего дядю: «Можно ли жить так, чтобы никогда не выходить замуж?» И дядя ответил восьмилетней девочке: «Конечно можно. Так жили великомученицы Екатерина, Варвара и Параскева».
    Иулиания глубоко задумалась. Дядин ответ наполнил ее сердце еще неведомой радостью. «Но откуда же мне знать, как жили эти мученицы? Ведь я еще маленькая и читать не умею».
    И еще раз дядя открыл ей страничку духовного познания. Он сказал: «Нужно обратиться к Богу с молитвенной просьбой о вразумлении».
    Настала ночь. Девочке не спалось. Она все обдумывала свою дневную беседу и, наконец, по совету дяди, обратилась ко Господу с горячей мольбой о вразумлении. Она молилась до самого утра, и когда открыла вдруг книгу, то стала читать так, как будто уже была обучена грамоте. И это было впервые явленное ей благоволение Божие. С этого времени Иулиания начала ревностно посещать все духовные собрания, организуемые православными по домам.
    Ведя непрестанно аскетическую жизнь, уже в 15 лет она возымела горячее желание основать женский монастырь. Девушка с подругами и при помощи некоторых крестьян построила даже для этой цели дом, оставалось только покрыть его крышей. Но в то время опять начались жестокие нападки на Православие, и дом был разрушен властями до основания.
    За этим последовали нещадные гонения на сельчан и на невинных девушек, уже составлявших в то время как бы монашескую общину и живших в сарае у одного крестьянина.
    Ночью неожиданно нагрянули жандармы, проникли в обитаемый сарай и всех девушек арестовали и доставили в казарму. Здесь они обнажили их и долго безпощадно били, заставляя отречься от Православия. Затем, во дворе, при 30-ти градусном морозе, стали обливать их водой.
    Утром жандармы чуть приодели девушек и в таком растерзанном виде вывели на улицу для устрашения селянам. Палачи долго водили их по морозу, босых, с неприкрытой грудью, смеясь и издеваясь, заставляя отречься от Православия. Но расчеты палачей не оправдались. Улицы были пусты, а если и встречался какой прохожий, то он стыдливо отворачивался. Ни одна из девушек не отреклась от своей веры. С негодованием отнеслось село к этим издевательствам, но помочь ничем не могло. Слишком крепка была власть беззаконников.
    Униатский «священник» Андрей Азарий велел привести к себе Иулианию и долго убеждал ее отказаться от Православия. Он говорил: «Мне жаль тебя, ты такая юная, зачем же ты обрекла себя на эти страшные истязания?» Он обещал ей свое заступничество, если она хоть притворно отречется от «московской веры». Но все его усилия были тщетны.
    Во время Первой Мировой войны преследования православных мадьярами-католиками приняли особенно ожесточенный характер. На Крещение 1918 г. два жандарма привели Иулианию в казармы и начали бить ее воловьей жилой с оловом на конце; били по лицу и разбили в носу все косточки, потом, повалив ее на пол, стали топть ногами, а затем разсекли голову саблей. Все эти истязания сопровождались уговорами отказаться хотя бы от внешнего исповедания Православия и монашеского образа жизни. Но ничто не могло поколебать твердой веры христианки, безстрашно исповедующей Православие.
    Трое суток пролежала святая мученица в погребе, наполовину засыпанная землей, но потом чудесным образом пришла в сознание и стала благодарить Господа за дарование ей мученического венца. С наступлением четвертого вечера жандармы отнесли истерзанную девушку домой, к отцу, думая, что она уже не жилец на этом свете. Иулиания наотрез отказалась от врачебной помощи, предавшись воле Божией, и упование ее Господь не посрамил - вскоре она совершенно поправилась.
    После окончания Первой Мировой войны Карпатская Русь оказалась в пределах нового государства Чехословакии, в котором была объявлена свобода вероисповедания, что дало, наконец, возможность Иулиании осуществить свою мечту об устройстве монастыря.
    Монастырь был основан неподалеку от Изы, близ живописно расположенного в красивой местности села Липши, откуда и получил название Липецкого монастыря. Положившие основание монастырю 20 простых крестьянских девушек сами занялись его строительством, таская на своих плечах бревна, месили босыми ногами глину, и делали из нее кирпичи для постройки храма и жилых помещений. Монастырь был возглавлен вдохновительницей всего этого святого начинания 30-летней Иулианией Прокоп, которая приняла иноческий постриг 27 февраля 1923 г. с именем Параскевы и была возведена сербским епископом, управлявшим Карпато-Русской епархией, в сан игумений. Монастырь, который очень скоро разросся (в нем было около 100 сестер), получил широкую известность благодаря своей строгой иноческой жизни и необыкновенному усердию и трудолюбию инокинь, не только в Чехословакии, но и во всем православном мире. Многие приезжали туда на богомолье и приходили в умиление от этой дивной обители, являвшей собою подлинно высокий образец настоящего иноческого жития.
    Много скорбей пришлось пережить матушке Параскеве вместе с ее сестрами во время Второй Мировой войны, особенно когда они оказались под властью советов. Липецкий монастырь был уничтожен, а часть инокинь была насильно помещена в бывший униатский монастырь на Чернечьей горе под Мукачевым. Туда была направлена и игумения Параскева, столько выстрадавшая за свою жизнь. 21 мая / 4 апреля 1967 г. в возрасте 70 лет предала она Богу свою праведную душу, приняв тайно великую схиму с именем Нины. Похоронена она в Свято-Никольском монастыре в Мукачево (фото).

 

Материал подготовила
Елена Васильева


Святые Отцы о мученичестве

    Священномученик Киприан Карфагенский: ...Как золото очищается огнем в горниле, так и мы должны все терпеть, чтобы быть чистыми от всякой скверны...

* * *

    Cвятитель Василий Великий: За язвы, появляющиеся на теле, в Воскресение процветет на нас светлое одеяние, за безчестие - венцы, за темницу - рай...

    ...Когда потребует нужда явиться на суд, предстать пред правителей, терпеть нападения толпы, видеть страшный взор палача, слышать его суровый голос, переносить мучительный вид орудий казни, подвергнуться пытке, подвизаться до смерти: не теряй веры при всем этом, имея пред очами Христа, ради тебя все сие претерпевшего, и зная, что ради Христа и тебе должно терпеть это. И победишь при этом, потому что следуешь за победителем Царем, Который хочет, чтобы и ты стал участником Его победы.

    ...Боящийся Господа не терпит вреда в сильном огне...

* * *

    Преподобный Ефрем Сирин: ...Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, противостав диавольским умыслам смиренномудрием, терпением, любовию к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога, во исполнение заповедей Спасителя...

* * *

    Святитель Григорий Богослов: ...Самая выгодная купля - каплями крови приобресть Небесное Царство, и за временные блага получить вечность славы.

    ...Закон мученичества таков, чтобы, как щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, так, вышедши, не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее - малодушие.

* * *

    Святитель Иоанн Златоуст: ...Смерть мучеников не есть смерть, а начало лучшей жизни, вступление в жизнь более духовную, преставление от худшего к лучшему.

    Мучеником делает не одна только смерть, но и душевное расположение. Не за конец дела, но и за намерение часто сплетается венец мученичества.

    ...Мученичество без любви не только не делает учениками <Христа>, но и не приносит никакой пользы тому, кто терпит...

    А как можно, скажешь, подражать теперь мученикам? Теперь не время гонения. Знаю это и я; не время гонений, но время мученичества; не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди, но преследуют бесы; не гонит мучитель, но гонит диавол... Ты не видишь пред собою угольев, но видишь разжженный пламень похоти. Они попирали уголья, а ты попирай огонь естества; они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого и неукротимого зверя; они устояли против невыносимых мук, а ты преодолевай непристойные и порочные помыслы, изобилующие в твоем сердце, - так подражай мученикам.

    Смерть мучеников есть поощрение верных, дерзновение Церкви, утверждение христианства, разрушение смерти, доказательство воскресения, осмеяние бесов, осуждение диавола, учение любомудрия, внушение презрения к благам настоящим... побуждение к терпению, руководство к мужеству, корень и источник, и мать всех благ...

    ...Гонящий и убивающий нас не отнимает у нас жизни, поэтому не бойся, но дерзай и тогда, когда рассекают тебя на части. Это не только освобождает тебя от тления и тяготящего на тебе бремени, но и тотчас же отсылает тебя к Господу.

* * *

    Преподобный Исидор Пелусиот: Быть побежденным... не значит умереть на брани, но убояться неприятеля и бросить щит. А если вожделевающему доблестных подвигов изменило тело, по закону включают его в число победителей.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.