Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
РОССИЯ: ДЕНЬ ИСТОРИИ

Великий Князь Сергей Александрович

Был убит эсером-террористом 4 / 17 февраля 1905 г. в Кремле близ Никольских ворот

    В начале XX в. в России поднялась очередная волна терроризма. Великий Князь Сергей Александрович, дядя Императора Николая II, был непримирим к бунтовщикам и революционерам, считал, что необходимо принять самые жесткие меры по отношению к ним. Правительство не поддержало Великого Князя, и 1 января 1905 г. Сергей Александрович подал в отставку с поста генерал-губернатора. За ним сохранился лишь пост командующего Московским военным округом.
   И вдруг 4 февраля 1905 г. в Кремле, близ Никольских ворот, эсер-террорист Каляев (уроженец Варшавы - мать его была полячка) бросил бомбу в Великого Князя Сергея Александровича. Пострадало много находившихся поблизости людей.
 
 
Великий Князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной

    Осмысление происшедшей трагедии было выражено в статье: «За что его убили?» - «Наши крамольники не оставили его в покое. Зная, что он не вмешивается уже более в политику, что он не может вредить их намерению довести Россию путем смуты до гибели, они мстили ему за то, что он свято исполнял свой долг в прошлом, за то, что он никогда раньше не изменял своему долгу Царского слуги и верноподданного. Вот почему сатанинская злоба извергов решила погубить его. Но была и другая причина, заставившая крамольников поднять руку на Великого Князя. Они не могли не сознавать, что затеянное ими адское дело - низвержение Царского Самодержавия - ни на какой прочный успех рассчитывать не может, что рано или поздно русский народ встанет во весь свой исполинский рост и дружными усилиями избавит Россию от революционной крамолы.
    В этой освободительной борьбе несомненно приняли бы живейшее участие все русские люди, которым Великий Князь, конечно, служил бы доблестным примером самоотверженной преданности Царю и России. Лишить Россию не только в настоящее время, но и на будущий период ее возрождения сильных и убежденных защитников - вот гнусная цель наших революционеров».
    Сохранились сведения, что, будучи генерал-губернатором Москвы, Великий Князь выселил из столицы сотни евреев, справедливо считая из зачинщиками начинавшейся революции. И именно в связи с этим еврейский историк Дубнов писал, что Каляев - «орудие исторической Немезиды, покаравшей московского Амана за поругание еврейства».
    На месте убийства был водружен Крест-памятник работы В.М. Васнецова, который был снесен 1 мая 1918 г. при личном участии Ленина, накинувшем веревку на Крест на уровне шеи Распятого Иисуса Христа. Ныне Крест восстановлен в прежнем виде на территории Ново-Спасского монастыря, куда были перенесены чудесным образом обретенные в 1986 г. останки Великого Князя - выдающегося государственного деятеля, человека глубокой веры, твердого духа и праведной жизни, которую он всецело посвятил служению на благо Отечества.

Крест в Ново-Спасском монастыре.
До 1 мая 1918 г. стоял на месте убиения Великого Князя

Русский летчик-герой

2 / 15 февраля (120 лет назад) родился русский военный летчик, штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров

    В плеяде пионеров русской авиации звезда летчика Нестерова наиболее яркая. Он вошел в историю как один из основоположников высшего пилотажа. Петр Нестеров родился в Нижнем Новгороде в семье офицера. В сентябре 1912 г. в Петербургской воздухоплавательной школе он сдал экзамен на военного летчика; в его характеристике была запись: «Летчик выдающийся».
 
 
Таран Нестерова (По рисунку летчика Арцеулова)

    В сентябре 1913 г. Петр Николаевич, поднявшись в небо на самолете «Ньюпор» с мотором в 70 лошадиных сил, выполнил фигуру высшего пилотажа - замкнутую кривую в вертикальной плоскости, или «мертвую петлю», получившую впоследствии название «петля Нестерова». Он занимался изысканием способов взаимодействия с наземными войсками и вопросами ведения воздушного боя. Им был разработан оригинальный проект моноплана. В 1913-1914 гг. Нестеров совершил рекордные для того времени безпересадочные перелеты: Киев-Одесса-Севастополь, Киев-Петербург.
    С началом Первой мировой войны он, будучи командиром авиаотряда, отбыл на фронт, где совершил 13 боевых вылетов. 26 августа 1914 г. Нестеров во время воздушного боя в районе г. Жолквы впервые в мире таранным ударом сбил австрийский вражеский самолет, но и сам погиб. За этот подвиг штабс-капитан П. Н. Нестеров был посмертно награжден Георгиевским крестом.

 

Живо только то, что самобытно

11 / 24 февраля в 1808 г. родился фольклорист и публицист П.В. Киреевский

    После Петровских реформ все иностранное предпочиталось русскому, русский быт ушел в глубокую провинцию, сохраняясь в низших слоях общества. Возрождение национального самосознания возникло на почве патриотических чувств, вызванных Отечественной войной 1812 г.
    Петр Киреевский был борцом за сохранение черт русскости в русских людях. «Полнота национальной жизни может быть только там, - говорил Петр Васильевич, - где уважено предание и где простор преданию, следовательно, и простор жизни. У нас она парализована нашим пристрастием к иностранному. Большая часть из нас в детстве воспитывалась иностранцами, в обществе говорят не иначе, как по-французски, и когда читают, то не иначе, как книги иностранные. А потому не удивительно ли, если все родное больше или меньше становится нам чуждым? Кто не слыхал русской песни над своей колыбелью, и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках... Либо она будет ему неприятна, как отголоски грубой черни, с которой он в себе не чувствует ничего общего; либо, если уже в нем есть особенный музыкальный талант, она ему будет любопытна, как нечто самобытное и странное: как пустынная песня араба, как, может быть, последняя песня горного кельта в роскошной гостиной Англии. Она ему ничего не напомнит. Подражание уже средоточит безжизненность. Что живо, то самобытно. Чем полнее существо человека, тем лицо его выразительнее, не похоже на других. То, что называется общечеловеческой физиономией, значит ни что иное, как одно лицо со всеми, то есть - физиономия пошлая».

Из послания Патриарха Тихона

о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей

15 / 28 февраля 1922 г. (85 лет назад) Патриарх Тихон издал Послание о помощи голодающим

    Разрушив быт и хозяйство России, большевики к концу гражданской войны искусственно вызвали в стране небывалый голод. Православная Церковь сразу откликнулась на бедствие и в помощь голодающим начала сбор средств, в том числе из церковного имущества.
    Однако власти сами решили изъять из храмов все драгоценные предметы, включая и богослужебные. Патриарх Тихон ответил на святотатство воззванием от 15/28 февраля 1922 г., в котором заявил следующее.
    «Среди тяжких испытаний и бедствий, обрушившихся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением.
    Еще в августе 1921 г. <...> был основан Нами Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим, и во всех храмах, и среди отдельных групп верующих, начались сборы денег. Но подобная церковная организация была признана советским правительством излишней, и все собранные Церковью денежные суммы потребованы к сдаче и сданы правительственному комитету. Однако в декабре правительство предложило нам делать <...> сборы деньгами и продовольствием.
    Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковноприходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления...
    Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви 13 (26) февраля ВЦИК для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад наших... Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Нее, священнослужители - извержением из сана (73-е правило апостольское, 10-е правило Двукратного Вселенского Собора)».

Смиренный Тихон,
Патриарх Московский
и всея России

    Если так гибельно тщеславие и славолюбие, то надо смиренно и благоразумно, даже с радостью принимать всякие скорби, поношения и безчестия, как приводящие нас к смиренномудрию и спасению. Между тем замечается: самомалейшее слово и скорбь приводят нас в негодование и сопротивление человекам; даже смирительные действия духовного отца нам не нравятся: мы не видим, не хотим видеть, что они направлены к нашей пользе духовной; мы негодуем, что сказано или сделано нам не по сердцу, не по нашему желанию, мы считаем себя обиженными. О неразумные! О, привязанность наша к миру и его хвале и славе! Разумный инок и раб Божий жаждет покаяния и смирения, видя от них себе душевную пользу; он плачет и скорбит, когда его не смиряют, он радуется, когда лишается славы человеческой. Понудим себя и мы ко всякому смирению.

Преп. исп. Никон Оптинский

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.