Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
АКТУАЛЬНО

 

Нас объединяет любовь к Родине и к нашим детям

Окончание. Начало

    

    Но одно из самых положительных изменений сегодняшнего времени следует отнести к переоценке в общественном сознании роли религии, как для отдельного человека, так и для общества в целом. Ведь все мы воспитаны были во время воинствующего атеизма. И у нас, людей старшего поколения, произошли радикальные изменения в сознании. А какое преображение совершилось в умах наших детей! Это не может не вызывать радости. Меня в храм привела моя дочь, хотя должно быть наоборот.
    Получается, что наши дети видят жизнь правильнее, чем мы. И я смотрю на свою дочь с некоторой завистью, потому что никак не могу пока побороть в себе то, что во мне было воспитано. Ведь нашему поколению не хватало широкого образования, потому-то был скрыт от нас такой культурный пласт, как религиозное наследие, а ведь без этого и Пушкина до конца не поймешь.

    Сейчас столько ловцов наших душ - по улице не пройдешь порой, чтобы тебя не остановили с какими-нибудь предложениями. Почему люди так легко вернулись в храм? Да потому что вера в нас генетически была заложена нашими предками. Я помню свою бабушку, которая ни один вечер не ложилась спать без молитвы и вставала с молитвой, и провожала меня в дорогу всегда с молитвой.
    Когда возник вопрос о введении в школе «Основ Православной культуры», он был сразу решен положительно. Пять лет тому назад, когда мы задумались, как воспитать детей в условиях духовно деградирующего общества, в поисках духовно нравственной опоры мы открыли для себя православную педагогику. Ну, а потом мы познакомились с Аллой Валентиновной, и сразу, после первого же разговора, поняли, что нам есть над чем работать. Положительным моментом сегодня оказалась вариативность учебного плана в школе, когда при всей школьной программе мы стали вводить «Основы Православной культуры». Шесть лет тому назад учителей, готовых вести такие курсы, найти было сложно. Такой духовно готовый человек оказался один: это Надежда Сергеевна Митина. Она преподает ОПК в двух классах - в шестом и втором. Конечно, ей вначале было трудно, не было всей необходимой методической литературы. Первые учебники мы ксерокопировали, и, конечно, важной была поддержка Аллы Валентиновны. Дети с большим удовольствием занимаются по этому предмету, а три девочки настолько воцерковились, что уже поют в церковном хоре».

    Заместитель руководителя отдела религиозного образования Нижегородской епархии, кандидат педагогических наук Власова Елена Ивановна:

    «Начинала я свою работу в Москве, в школе № 943, было это 20 лет назад. С Аллой Валентиновной мы познакомились в федеральном экспертном совете по дополнительному образованию. И тогда нам пришлось побороться с тем, чтобы был присвоен гриф этим прекрасным учебникам и рабочим тетрадям для 2-го и 4-го класса, на которые я писала рецензию. Честно говоря, у нас были разные подходы к образованию, но меня убедили программы Бородиной тем, что они дают твердые знания. У меня тогда сложилось четкое понятие, что ребенок в начальной школе должен узнать азы Православия. А то, можно и будучи членом департамента, путать митрополита с архиепископом, т. к. для чиновника это все равно... Простейшие знания в дальнейшем приведут и к воспитанию, и к воцерковлению ребенка. Тогда не будет многих пороков, которыми болеет наше общество.
    Я не буду говорить о причинах, почему в Нижегородской области нам было оказано активное противодействие, хотя в областном управлении курс ОПК был поддержан большинством учителей, готовых внедрять программу в школах, но, в основном, сельских. Удивительно, что некоторые православные директора гимназий не допускают в образовательное пространство Нижегородской области именно эту программу. Я думаю, почему? Потом стало понятно, что причина - в конкуренции, хотя есть возможность, опираясь на ОПК, внедрять и свои новшества. Впрочем, был уже один «опыт», когда в Казани, защищая православные ценности, автор написала учебник Православной культуры для Татарстана, выдавая его за основы национального самосознания, где Патриарх Тихон звался просто Тихоном, архиепископ Анатолий просто Анатолием... Где же тут православные знания?
    Лет семь я преподавала в сельской школе. И мой путь воцерковления начался с 1994 г. с преподавания ОПК. Я считаю, что невоцерковленному педагогу, который не живет Православием, очень трудно преподавать этот предмет, и он будет допускать подобные ошибки. Надо жить православной жизнью и самому причащаться, и дети тогда сами пойдут за тобой.
    Проводя конференцию среди сельских школ нижегородской области, мы приняли решение выступить с инициативой введения ОПК в сельских школах на факультативной основе. Но что удручает (если не брать во внимание департамент, атеистов, сектантов), это когда „православные" начальники в школах выступают против курса, когда они мира не имеют. Конечно, трудный путь, но надо пройти его до конца».

    Зав. кабинетом общественных дисциплин Брянского института повышения квалификации работников образования,Ирина Васильевна Седова:

    «В ноябре 2006 г. у нас был создан региональный совет по духовно-нравственному воспитанию, куда вошли представители и епархии, и вузов, общественность и учителя. Нашему опыту изучения ОПК всего пять месяцев. В этом текущем учебном году по приказу Департамента образования Брянской области был введен экспериментальный курс ОПК в начальной школе в рамках регионального компонента, а в среднем и старшем звене - факультативно.
    Конечно, мы столкнулись с тем, что учитель, как выясняется, не готов к тому, чтобы вести этот курс. И мы решили организовать Институт повышения квалификации учителей по этому предмету, в котором уже проводила курсы подготовки Алла Валентиновна. Таким образом, учителя приобретают знания, и сегодня большинство учителей считают этот курс необходимым и актуальным. В апреле мы планируем провести конференцию и подвести итоги.
    Учителя постепенно воцерковляются, и хочется верить, что наш дух и дух наших детей изменится. И, конечно, мы должны отстаивать интересы своей культуры и своего народа.

    Преподаватель предмета «Православная культура и пение» в Карачаево-Черкессии Мелкумян Любовь Семеновна:

    «Сейчас очень часто в СМИ говорится о нетерпимости мусульман к православным. Конечно же, все это существует, но в целом отношение к нам как населения, так и руководства республики доброжелательное. По национальности я армянка, но вот уже 16 лет являюсь православной христианкой. Вся моя семья: муж-армянин и наши двое детей приняли Православие. Нас окружают мусульмане, но для нас примером является Житие святого исповедника Иоанна Русского, жившего в середине XVIII века, когда он был в плену у турок и не отошел от своей веры. И даже турки прозвали его „вели", что значит Святой. Опираясь на подвиг святого Иоанна, нам тоже нужно ради Христа трудиться, а Господь все управит, ведь все в Его руках.
    Школа наша небольшая - всего 45 детей, - так называемый филиал Государственной школы; Православная школа-лицей имени преп. Сергия Радонежского. Помимо светских предметов, которые ведутся во всех школах России, мы дополнительно изучаем предметы: „Закон Божий", „Православная культура" и церковное пение, возрождаем традицию духовных песнопений, а также церковнославянский язык и др.
    В школе есть домовая церковь, где мы утром до занятий читаем краткое правило перед учением, совершаем молебны и т.д. Дети знают молитвы, и по желанию каждый из них может участвовать в проведении утренней или обеденной службы. В основном, воспитанники находятся в лицее целый день, здесь же питаются, и уроки готовят, но поскольку большинство малышей из малообезпеченных семей, зачастую возникают проблемы с питанием. И тогда нам помогают прихожане и служители храма Покрова Пресвятой Богородицы города Черкесска, Фонд Семенова...
    Православные учителя почти все безсеребренники, работают за маленькие зарплаты. Но мы все сестры во Христе, и нас объединяет единодушие, единомыслие. Мы как ветви одного дерева: у нас единый корень - Вера Православная. Чем сильнее нас хотят расшатать, тем крепче мы становимся».

    Кандидат наук в области ядерной физики Журавлев Юрий Юрьевич:

    «Живу я в глухом уголке Псковской области в 50-ти км от райцентра Остров, в святом месте на древней православной русской земле, где всего три избушки. В пяти километрах от моего дома на высоком холме находится белая церковь XVIII века святителя Николая Чудотворца, по преданию - здесь родился святой равноапостольный князь Владимир. А сам я и жена моя - питерские, но с детства мечтали жить в деревне.
    Четыре года назад я понял, что просто долго жить в лесу не могу и от переизбытка чувств, от боли за свою страну захотелось заниматься миссионерством. Тогда я поступил в духовный институт, и как-то, купив учебник Аллы Бородиной, пошел в обычную гимназию в райцентре и предложил вести уроки Православной культуры. Директор Лариса Викторовна дала согласие на мою работу в гимназии в качестве педагога дополнительного образования.
    Мой урок официально называется ОПК. Но в основу своего преподавания я положил сакральный календарь, то есть круг годовых православных праздников. Для человека невоцерковленного трудно сразу усвоить ОПК, а по кругу календаря это сделать проще и доступнее.
    Я веду 4-й, 7-й и 8-й классы и начинаю знакомить учеников с православными праздниками - Рождеством, Пасхой...
    Что же совершается в течение этого периода в церковной жизни? Как только мы приступили к знакомству с этим циклом - можно уже подходить и к изучению Священного Писания, но через Евангелие, а не через Ветхий Завет, как это происходит в традиционном Законе Божием. В то же время и Евангелие изучается через праздники: Рождество Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне. И мышление у детей развивается не формальное, а живое.
    Краеведение, которое я преподаю, тоже православное и древняя русская литература: летописи, жития святых - все постигаем через Православие.
    Работать в гимназии легко, так как целый ряд педагогов - прихожане местных храмов, этакая ячейка православных педагогов. Вот уже второй год, в сентябре священник служил молебен для всей школы о начале учебного года.
    Дело в том, что в районе власти этнически русские, и ими введено распоряжение об обязательном изучении курса ОПК. Так что я живу как у „Христа за пазухой"».

    Сотрудник Петропавловск-Камчатской епархии Неверова Марианна:

    «Мы пытаемся подготовить учителей к преподаванию курса ОПК, но пока может работать один учитель в какой-то одной школе. Мы сейчас пребываем в стадии наработки опыта, потому что одно дело - жить в Калуге или во Владимире, где вся земля намолена, пропитана Православием, а другое дело - на Камчатке, где люди креститься совсем недавно начали, где сами учителя - только на пути к Православию.
    Я вам желаю от чистого сердца терпения, бодрости духа и чтобы все то, к чему вы стремитесь, получалось бы и у вас, и у ваших коллег. В то время, когда вы спите в центре России, мы уже прожили этот день, но нас всех объединяет любовь к Родине и к нашим детям».

Материал подготовила
Галина Симонова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.