Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

Святитель Николай Сербский «Духовный сад»

(главы из книги)

 
 
О смерти как о сне

Лазарь друг наш уснул,
но Я иду разбудить его.
(Ин. 11, 11)

    Господин жизни называет смерть сном. О, какое несказанное утешение для нас! О, какая сладкая новость для мира! Смерть темная, далее, не предполагает уничтожение человека, но только сонное состояние, из которого может вывести Тот, Который и первобытный прах пробудил к жизни словом Своим.
    И когда Господь крикнул: «Лазарь!», то человек проснулся и ожил.
    Господь знает имя каждого из нас. Когда Адам знал имя всякого творения Божиего, как бы и Господь не знал всякого из нас по имени? Не только знает, но Он нас и призывает по имени.
    О, сладкий и животворный голос Единого Человеколюбца! Этот Голос может из камня сотворить сыновей Божиих! Как же Он не пробудит от сна духовного?
    Один человек поднял, было, камень, чтобы убить брата своего. Но в этот момент послышался ему голос матери - она его звала по имени. Только услышал он этот голос - и рука его дрогнула, и он опустил камень и устыдился своего греховного намерения. Голос матери пробудил его от греховной смерти. Когда голос матери спасает и пробуждает от смерти, как же этого не сделать голосу Творца и Жизнодавца!
    Когда Господь звал кого-то, кто был мертв только телом, всякий пробуждался и вставал. Но не всякий пробуждался и вставал из тех, которые были мертвы душой, когда Господь их звал. Ведь для этого пробуждения и воскресения требуется согласие воли умершего. «Иуда! Или поцелуем предаешь?» -Так крикнул чудотворный голос, но мертвец остался мертвецом, и грешник не пробудился. «Савл, Савл, что ты меня гониши?» - крикнул животворный истый голос, и усыпленный грехом пробудился, и мертвый ожил. Воистину сон греховный глубже смерти, и спящий не пробуждается легко.
    Сладкий Господи, пробуди нас от сна греховного, пробуди, Господи!
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О взаимном познании Отца и Сына

Я знаю Его, потому что Я От Него,
и Он послал Меня.
(Ин. 7, 29)

    Никто и никогда не произнес слова, что он знает Бога. Многие только и говорили, что верят в Бога. Один Господь Иисус изрек: «Я Его знаю». И сразу разъяснил, откуда Он Его знает, говоря: «Я от Него и Он послал Меня». Первая причина, что Он от Него свидетельствует о вечном бытии Сына, а другая причина - «И Он послал Меня» - свидетельствует о временном явлении Сына в тесном мире, как посланника Святой Троицы.
    Нам, христоверным, не дано знать Отца так, как знает Его Сын. Его Единородный знал, но нам дано и заповедано веровать. Заслуга - в вере, а не в знании. Когда бы мы все знали Бога через созерцание, никто бы не имел заслуги. Какова же заслуга в том, чтобы увидеть и познать? Между тем не видеть, а веровать - в этом есть заслуга, в этом - добродетель, в этом - спасение наше. Мы не достойны видеть Бога и видением познавать, так как мы грехом расслаблены и от Бога удалены. Но милость Божия дала нам в этой жизни веру, которая нас может приблизить к Богу и ввести в Царство вечного видения и знания другой жизни. - О, братья мои, да веруем Христу Господу, ведь Он знает. Он не говорит по вере, но по знанию.
    Господи милостивый, утверди веру в нас. Протяни нам край Твоей одежды, чтобы мы держались за него до конца жизни.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О тех, которым злодеяние ближе любви Божией

Однако ищете убить Меня, потому
что слово Мое не вмещается в вас.
(Ин. 8, 37)

    Почему слово Христа не могло вместиться в старейшин еврейских? Потому что они до краев наполнены были злобой, и у них не было места для божественного семени, для божественного благовестия. Все, что росло в душах их, было от семени сатанинского, антихристова.
    Почему они искали убить Христа? Через благодатного Псалмопевца Господь говорит: Остановитесь и познайте, что Я Бог (Пс. 45, 11). Требуется сначала освободиться от всего богопротивного. Т. е. от всего того, что мешает нам принять свет богопознания. Когда человек освободиться от зла, только тогда может он понять, что Бог - Бог. А пока человеческую душу наполняют богопротивные мысли, богопротивные чувства, богопротивные желания, то человек вообще не может ни слушать, ни принимать слово о Боге. Когда кто-то не имеет Бога в себе, то он под адским воздействием трудится, дабы искоренить Бога из души того, кто Его имеет. Ищете Меня убить. Почему? Потому что ни одно божественное слово не могло найти покрова и приема в их безбожных сердцах. Не имея ничего общего со Христом Господом, еврейские старейшины не могли иметь с самого начала никаких приятельских связей с Ним.
    О, Господи Иисусе, благой Спаситель наш, помоги нам освободиться от всего греховного семени в нас, чтобы слово Твое святое могло вселиться в нас, освятить, дать силу, воскресить нас.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О том, как настоящий христианин встречает ненависть мира

И будете ненавидимы всеми
за Имя Мое.
(Лк. 21, 17)

    Все, кто любят себя больше Бога, впадают в ненависть к последователям Господа Иисуса.
    Все, кто любят тело больше души, впадают в ненависть к последователям Господа Иисуса.
    Все, кто любят этот мир больше вечного Царствия Божия, впадают в ненависть к последователям Господа Иисуса.
    Все, кто любят грех больше добродетели, впадают в ненависть к последователям Господа Иисуса.
    Число этих ненавистников Имени Иисусова когда-то больше, когда-то меньше. Но, не взирая на их число, не бойтесь их, братья, так как число ангелов и святых огромно. Число ваших сродников на небесах, то есть тех, кто любит Господа Иисуса, превышает число звезд на небе и песка в море. О, не бойтесь, с вами Христос, а это значит, что вы всегда сильнее ненавистников ваших. Когда Самый Сильный на вашей стороне, то вы всегда многочисленнее, так как всегда сильнее любого сонмища неприятелей ваших.
    О Господи Иисусе, Господи всесильный, только Ты всегда с нами, и помоги нам, чтобы мы всегда были неотступно с Тобой, и страха у нас не будет!
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О слове Божием, более сильном, чем смерть

Кто соблюдет слово Мое,
тот не вкусит смерти вовек.
(Ин. 8, 52)

    Пока свеча горит, в комнате не будет темноты, так как свеча горит и светит. Если пищу засолить, то она сохраниться от порчи. Если кто-то держит слово Христово в душе своей, то он держит и соль, и свет; и жизнь будет пребывать в нем. Такая душа не потемнеет в этой жизни и не вкусит гниения в смерти.
    Кто соблюдает слово Христово в себе, того соблюдает слово Христово, поддерживает его изнутри, и хранит, и осветляет, и оживляет. Будет он в теле или вне тела, он себя чувствует одинаково живым от слова Христова. Смерть может разделить душу его от тела, но не от Христа, то есть от неумирающей вечной жизни. Смерть тела даст живой душе его только свободный полет в объятия возлюбленного Христа Жизнодавца.
    Но что значит, братья, соблюдать слово Христово в себе? Это значит: первое - соблюдать его в уме своем, мысля о нем; другое - соблюдать в сердце своем, любя его; третье - соблюдать в воле своей, исполняя его на деле; четвертое, - соблюдать его языком, явно исповедуя его, когда есть в том потребность. Одним словом, соблюдать Христово слово, значит, наполниться им и его исполнить. Кто так будет соблюдать слово Христово, воистину не вкусит смерти вовек.
    О Господи наш, Господь сильный, более сильный чем смерть, даруй нам силу и разум, чтобы мы соблюли слово Твое до конца света. Да не вкусим смерти, да смерть не тронет нас, - да не коснется гниение душ наших. Будь милостив к нам, Господи Всемилостивый.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О грехе тех, которые утверждают, что видят

Если бы вы были слепы,
то не имели бы на себе греха.
(Ин. 9, 41)

    Слова эти сказал евреям Тот, Который дал им закон через пророков, которые им служили, как зрение душе. Евреи, приняв такое зрение, намеренно зажмурились со злобой. Потому праведный Господь и сказал им эти праведные слова.
    Эти слова есть сущая правда и сегодня, как они были раньше, так и пребудут вечно, ведь слепец не имеет греха, если наступит на чужой посев или возьмет чужое платье вместо своего. Но если то же самое сделает имеющий очи, то сделает грех и будет осужден. Если то же самое сделает имеющий очи, но злонамеренно их закроет, также будет осужден за грех.
    Что же говорить о тех, которые приняли крещение и миропомазание, как два ока души, разве они так же грешат, как и некрещеные? На последнем Суде с ними не будут поступать как со слепорожденными, но как с преступниками, которые сами себя наказали, сами себя ослепили.
    Что же говорить о тех, которые приняли остальные тайны благодатные, в полноте Православной, и которые перед собой имеют примеры святых и укор Церкви Божией, и все-таки бродят по околицам?
    На последнем Суде таковые не будут отвечать как слепцы, но будут осуждены как преступники, которые сами себя и других вокруг себя ослеплением наказали. Господи страшный, спаси нас от греха. Господи милостивый, открой нам очи на путь спасения.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О рассуждении по телу и по духу

Вы судите по плоти,
Я не сужу никого.
(Ин. 8, 15)

    Так сказал Господь злым всезнающим евреям - вы судите по плоти. Ведь они схватили в прелюбодеянии одну женщину и хотели избить ее камнями из-за телесного греха. Но Господь заглянул в душу женщине и увидел, что она еще может спастись и исправиться, привел ее к покаянию и отпустил. Ведь если она и совершила грех прелюбодеяния, все-таки душа ее не была вся прелюбодейна. Прелюбодейный грех фарисеи и так непрестанно носили в сердце своем, но они его тщательно скрывали и не осуждали себя, а только осуждали дело телесное у тех, кого они застанут в этом грехе.
    Духовные люди судят по духу, а телесные - по телу. И сегодня евреи казнены и по целому свету рассеяны, и никак не могут научиться духовно мыслить и судить, но все время еще мыслят и судят телесно, только по внешности, по букве закона писанного на бумаге или в природе, - но никак не по духу. Ведь если бы они научились судить людей и дела по духу, они бы сразу признали Господа Иисуса, как Мессию и Спасителя.
    Побережемся и мы, христиане, судить только по телу. Побережемся быстрого осуждения тех, которые из-за немощи погружаются в прегрешения или хвалить того, кто способностями своими прикрывает свой позор перед людьми, а сердцем весь давно уже во грехе. Побережемся от заблуждения, да не будем судить людей и природу по чувственным впечатлениям, да будем стараться рассуждать духовно в осуждении.
    Посмотрите, мы ведь дети Духа и Света, ведь мы крещеные.
    Господи Иисусе, Ты нас учи и руководи, да не мыслим и да не судим по телу, но по духу.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О Любви, высшей всякой любви

Кто любит отца или мать более,
нежели Меня, не достоин Меня.
(Мф. 10, 37)

    Все Евангелие учит, что надо оставить меньшее ради большего, более дешевое ради драгоценного. Если бы Евангелие не обещало большей ценности, кто бы тогда оставил меньшее? Если бы не открыло сияние драгоценных благ, кто бы оставил более дешевые блага? Кто бы оставил мед и молоко, если бы не нашел более сладкое? Кто бы оставил отца или мать, если бы не нашел некого более родного? Кто бы оставил детей и приятелей, если бы не узнал кого-то милее? Кто бы добровольно предал эту жизнь мучению и смерти, если бы не увидел жизнь безсмертную? Господь Христос слаже меда и молока; Он более близкий родственник, чем отец и мать; милее детей и приятелей; драгоценнее всех видимых благ, дороже жизни, ведь Он дарует жизнь безсмертную. Все на свете хуже Его, и меньше, и горче, и слабее, и дешевле, и тленнее Его. Кто Его примет, тому легко все оставить, все, потому что принял наилучшее и наибольшее.
    О, Господи Иисусе, ризница всех благ непреходящих, помоги нам отрешиться от всего и любить Тебя, Жизнь и Добро наше.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.