Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ЗРИ В КОРЕНЬ

 

Похвала неравенству

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении, учитель ли - в учении...

(Рим. 12, 6)


 

 

 

    Что современное общество болеет - это сегодня ясно всем, даже неправославным, но видение причин болезни у людей с разным мировоззрением - совершенно различное. Большинство людей заражено вирусом, имя которому «равенство». Что говорить, но и часть православных еще до конца не осознает своей зараженности и, следовательно, не предпринимает попыток для излечения. Начав свое пагубное шествие еще со времен французской революции, «свобода», «равенство» подобно эпидемии ведут свой разлагающий захват и по сей день, превратившись уже во всемирную болезнь - пандемию.
    Большинству населения нашей страны даже в голову никогда не приходила мысль о том, а действительно ли равенство - это хорошо и ценно? И нужно ли стремиться к установлению равенства и писать его на своих знаменах? Думаю, что, как всегда, в ответ на так сформулированный вопрос, мы получим ответ: «Идея-то, безусловно, ценная, но реализация ее сильно страдает. Давайте еще активнее следовать путем демократизации». Сначала насаждали социалистическое равенство, теперь также агрессивно - демократическое. И странно, что коммунисты и демократы находятся в разных политических партиях. Борьба-то идет за одну идею. И почти никто не задает вопрос: «А возможно ли оно, это равенство, вообще, в нашей земной социальной или духовной жизни? Не есть ли оно вообще некая химера, пустоцвет, не могущий принести никакого плода?» Вспомним из Священного Писания, кто первый захотел равенства и равноправия, и что из этого вышло?
    Наше православное сознание сегодня находится в стадии формирования, и поэтому мы не в состоянии охватить все сферы своего бытия сразу и привести их в соответствие со стремительно изменившимся: ставшим православным, мировоззрением. Это дело всей жизни. И, возможно, жизни не одного поколения. Поэтому для протрезвления и излечения давайте обратимся к тем, кто иначе видел равенство, так как видел и неравенство. И мы сможем посмотреть на эти понятия иным взором, чтобы не попадаться на либеральные удочки о развитии демократии, свободы и равенства.
    Константин Николаевич Леонтьев - наш русский писатель и философ, окончивший свою жизнь монахом, окормлявшийся у преподобного Амвросия Оптинского, в своей книге «Византизм и славянство» писал об идее развития, что это: «Постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление..., постепенный ход от безцветности, от простоты к оригинальности и сложности; постепенное осложнение элементов составных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства.
    Так что высшая точка развития ...есть высшая степень сложности, объединенная таким деспотическим единством».
    Если же дело идет к смерти, то начинается упрощение организма. «В трупе все мало-помалу сливается, просачивается, жидкости застывают, плотные ткани рыхлеют, все цвета сливаются в один зеленовато-бурый» и т. д.
    В общем, любой смерти и уничтожению предшествуют следующие признаки: «упрощение составных частей, уменьшение числа признаков, ослабление единства, силы и вместе с тем смешение. Все постепенно понижается, мешается и сливается, а потом уже распадается и гибнет, переходя в нечто общее, не с собой уже и не для себя существующее».
    Таким образом, Леонтьев выделяет три периода в жизни любого государства или культуры: 1) первичной простоты; 2) цветущей сложности; 3) вторичного смесительного упрощения; т. е. при возникновении любой социальный организм прост, высшая степень развития его есть цветущая сложность и многообразность, и вторичное упрощение, уравнивание и смешение составных частей свидетельствует о приближении конца, о деградации и смерти организма.
    Далее он анализирует процессы уравнения и демократизации в западной Европе и пишет по этому поводу следующее: «эгалитарно-либеральный процесс есть антитеза процессу развития... Прогресс же, борющийся против всякого деспотизма - сословий, цехов, монастырей есть ни что иное, как процесс разложения, процесс того вторичного упрощения целого и смешения составных частей (т.е. если бороться против любой организованности с единоличной властью, то никакой прогресс и развитие принципиально невозможны - Е. Д.).
    Явления эгалитарно-либерального прогресса сходны с явлениями, например, холерного процесса, который постепенно обращает весьма разных людей сперва в более однообразные трупы (равенство), потом в совершенно почти схожие (равенство) остовы и, наконец, в свободные (относительно, конечно): азот, водород, кислород и т.д....
    Но почему же холеру не назвать по имени? Зачем ее звать молодостью, возрождением, развитием, организацией!» - справедливо восклицает мыслитель.
    Таким образом, свобода и равенство предстали перед нами в совершенно ином свете. Развитие с одной стороны, а равенство с демократизацией с другой - это антагонистические процессы, преобладание одного процесса уничтожает другие и наоборот. Строгая организация, иерархия, дисциплина, оформленность и неравенство сопровождают развивающиеся социальные организмы. В России это было при монархической власти и сословной организации общества, как и во многих других странах, что на многочисленных исторических примерах показывает философ. А уравнение, выравнивание, выпалывание всего индивидуального - прямая дорога к смерти. Уничтожены сословия, обладавшие разными правами и обязанностями, при социализме уничтожалось имущественное неравенство, сейчас уничтожаются национальные и религиозные отличия, и вместо народа и народов возникают безликие однородные массы - потребители пошлой и примитивной массовой культуры, слепо следующие своим отнюдь не слепым вождям.
    О таких блюстителях равенства, более всего не терпящих кого-то или чего-то превосходящего их собственный примитивный уровень развития, писал другой русский мыслитель Иван Александрович Ильин. Он выделял в современном человечестве два миросозерцания: ранговое и эгалитарное. «Для людей равенства (эгалитаристов) в людях существенным является сходное и одинаковое, а различное, особенное, своеобразное, тем более, превосходное - несущественно. Они считают всякий духовный ранг - произвольной выдумкой, посяганием или узурпацией».
    Дальше Ильин цитирует дословно республиканцев одного из демократических государств: «Всякому выдающемуся человеку мы сумеем затруднить и испортить жизнь, чтобы он не заносился». «У нас в школе планомерно заваливают учеников необъятными фактическими сведениями и гасят у них в душах все, что связано с творческим воображением: добиваются равенства, трафаретного сходства и убивают индивидуальность», - откровенничает профессор из другого демократического государства. Не потому ли представители нашей политической элиты - все на одно лицо, и практически лишены всякой индивидуальности и яркости? Народ в недоумении. Он не желает голосовать за кого-либо, потому что для него все - одинаково плохи.
    Идея равенства не считается с природой, вечно производящей безконечное разнообразие. И поэтому оно - противоестественно, - продолжает мыслитель. Оно не считается и с духом, берегущим каждого человека как единственного в своем роде и драгоценного в своем своеобразии «Сына Божия», и потому оно - противодуховно.
    Зло постоянно расширяется, желая охватить весь мир. Сегодня пределом смешения, уничтожения ранга и выравнивания является клонирование человека. Духи злобы и их служители не удовлетворяются вторжениями в социальную, психическую, душевную и духовную сферы. Они теперь настойчиво стремятся к творению человека якобы без участия Бога. Зависть к Творцу и стремление уравняться с Ним в творчестве - все так же, как и тысячи лет назад, движет ими.
    Люди, которые признают значение сословий, не верят ни в естественное равенство, ни в искусственно устанавливаемое. Каждый человек - единственный и неповторимый. Даже у близницов отпечатки пальцев неодинаковы. «Живая сущность людей не в том, что их уподобляет, - пишет Иван Ильин, - а в том, что делает их единственными в своем роде и незаменимыми. Это воззрение движимо чувством ответственности и справедливости, оно способно к трезвому смирению и умеет радоваться чужому качеству, стремится к отбору лучших людей и тяготеет к монархии».
    Люди равны только перед Богом, но они неодинаковы, на что указывал и апостол Павел. И в этой неодинаковости и лежат основания для социального неравенства или ранга.
    В идее ранга, по Ильину, есть две стороны: во-первых, имеется в виду присущее человеку качество - это его действительный ранг, т.е. насколько он развит как человек - любовен, сострадателен, умен, рассудителен и.т.д.; во-вторых, имеются в виду его полномочия, права и обязанности - это его социальный ранг. И задача состоит в том, чтобы эти два ранга по возможности совпадали, чтобы на наиболее важные и ответственные посты назначались действительно лучшие люди. «Но когда мы имеем массовые явления больного и мнимого ранга, несоответствия: черствых и развратных родителей, порочное духовенство, продажных чиновников, глупых и невежественных профессоров, тупых и злых учителей, засилие бездарных артистов, черствое и жестокое офицерство, судей без правосознания, парламентариев без чувства ответственности, полицию, лишенную гражданского мужества» - то значит, нам предстоят социальные потрясения. Это цитата из Ильина, и он пишет, что предреволюционная Россия такого разложения не знала.
    Зато его сейчас знаем мы. «И в этом состоит самая сущность революции - в сознательном, вызывающем попрании всякого ранга, в осмеянии самой идеи ранга, все остальное является естественным и неизбежным последствием этого». Только гораздо позже русские люди поняли, что это было сделано, чтобы все подвергнуть фальсификации: чтобы выдвигать худших, чтобы возносить безсовестных и безчестных, чтобы создать новый социальный отбор безчестия, раболепства и насилия. Ранг был не просто отменен: он был украден, злоупотреблен, фальсифицирован и заменен новым «антирангом».
    Подытоживая вышесказанное, можно констатировать следующее: во-первых, идея равенства и уравнения как условия счастливой жизни должна быть отброшена. Православный человек не может быть приверженцем эгалитаризма. Он созерцает мир как гармонию разных, индивидуальных творений Божиих.
    Божий мир иерархичен - и человеческий, социальный мир должен также иметь строгую иерархическую структуру. Даже если сейчас мы не имеем Монархии, то мы все равно должны четко осознавать, что Монархия необходима и что она есть то, что должно быть. И отсутствие Монархии мы должны воспринимать как лишенность и недостаток чего-то очень важного и главного, а не ссылаться на изменяющиеся исторические реалии и невозможность восстановления монархической власти в России сегодня.
    Во-вторых, не нужно называть эгалитарно-либеральные процессы, навязанные нашей стране и, к счастью, пробуксовывающие, прогрессом, развитием. Они - деградация, распад и гниение. Будем заново учиться неравенству: имущественному, социальному, природному - не зазирать тех, кто выше рангом, а уважать, оказывать должное почтение, и не презирать тех, кто ниже по социальному положению или ведет недостойный образ жизни, но относиться к ним с состраданием и помогать им обрести спасение.

Елена Денисова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.