Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский «Духовный сад»

(главы из книги)

О противлении немощных Всемогущему

Первосвященники же
положили убить и Лазаря.
(Ин. 12, 10)

    Договорились сначала убить Делателя, а после – Его дело. Ведь воскресший Лазарь был делом Христовым. Какая польза, – помышляли они лукаво, – убить Чудотворца и оставить живым свидетеля Его наибольшего чуда? Тогда бы народ напал на них как на злодеев! Но так произошло, что убили Христа, а промахнулись с Лазарем. Что дальше? Потом они – или их единомышленники – поубивали десяток Его апостолов, но промахнулись с сотнями.
    Потом они поубивали тысячи, а промахнулись с десятками тысяч. Потом они поубивали десятки тысяч, а промахнулись с миллионами. В конце оказалось, что убитые за их плечами воскресали в жизнь, как покошенная трава, а приговоренные к убийству перед лицом убийц росли, как посеянная трава. Напрасны были слова мудрого Гамалиила: И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится (Деян. 5, 38). Но чем больше они срезали Божий посев, тем обильнее он рос.
    О, безумные христоборцы, и тогдашние, и современные! Ваши ядра отлетают от града Христова и бьют по вашему же дому, и разрушают его в прах и пепел. Сквозь века имели вы довольно союзников: кроме дьявола с вами были еретики, идолопоклонники, раскольники, колдуны, развратные князья и богачи, насильники и, без всякого сомнения, все союзники ваши с вами вместе будут побеждены прежде конца света.
    Тебе, Всемощный и Неодолимый Господи, слава и хвала во веки. Аминь.

Об Истине

...неверный в малом неверен
и во многом. И если в чужом
не были верны,
кто даст вам ваше?
(Лк. 16, 10, 12)

    Так говорит Хозяин двух миров – материального и духовного. Богатство материальное называет Он малым, а богатство духовное называет многим. Кому дается материальное богатство и он показывает себя жадным, черствым, надменным, немилостивым и безбожным, тому не может быть дано духовное богатство, ведь когда некто неверен в малом, будет неверен и во многом; когда неверен в телесном, будет неверен и в духовном.
    В чужом свете человек сдает экзамен, а если сдаст его, то получит свой свет; но если он упадет, кто же ему даст его свет? Настоящий человеческий свет, Отчизна его есть небесно-возвышенный, Божественный свет; земной свет – все-таки свет грубости и падения, чужбина для человека. Но он послан на чужбину, чтобы сдать экзамен для приобретения правого его света, для его Небесной Отчизны.
    Оба изречения Спасителя имеют подобное значение. О, как глубоко и истинно значение их! Как свет разгоняет тьму, так эти слова Спасителя разгоняют недоразумение наше относительно того: зачем мы посланы в эту жизнь? И что нам нужно делать? Кто умеет читать чистым разумом, тому в этих двух изречениях сказано все.
    Да знаем, однако, что Бог не дает дар духовный, дар разума и веры, ни любви, ни чистоты, ни пророчества, ни чудотворения, ни власти над демонами тем, кто проиграл и на зло употребил – как блудный сын – дар телесного здоровья или земного богатства, или славы и положения между людьми, или познания материального мира, или некого другого предмета и умения.
    Господи Преблагий, укрепи верность нашу к Тебе в том, что Ты нам доверил. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О суде и об осуждении

Верующий в Него не судится,
а неверующий уже осужден.
(Ин. 3, 18)

     Не судится тот, кто верит Христу Господу, так как он сам себя судит и исправляет стопы свои к Свету, Который перед ним. Как человек в глубокой темноте шагает, глядя на свечу в его руках, так и тот, кто верит Христу, то есть, следует за Ним как за Светом во тьме жизни.
    А тот, кто не верит – уже осужден. То есть, у него нет Путеводителя в неизвестном месте. Первый же его шаг ведет к потере пути и к заблуждению. Кто не верит Христу – осужден на невежество и немощь, на гнев, на мытарство по кривым и запутанным дорогам, на порок, на отчаянье, а, может быть, и на самоубийство. Осужден дважды: в этом мире – на безсмысленное, телесное и обманчивое существование, и в том – на вечную погибель. О, как темен путь детей неверия, и как глубока бездна между их первым и третьим шагом!
    Господи Всемилостивый, мы не имеем никого и ничего, кроме веры Тебе. Ты наш Спаситель от тьмы, греха и смерти.
Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О посте и молитве

Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. (Мк. 9, 29)

    Это спасительный рецепт наибольшего Лекаря душ людских. Это лекарство испытано и доказано. И другого лекарства сумасшествию нет. А какова же эта болезнь? Это присутствие и господство злобного духа в человеке, который трудится окончательно погубить и тело, и душу человека. Мальчика, которого Господь освободил от злого духа, этот мучитель бросал то в огонь, то в воду, желая погубить его (см.: Мк. 9, 20–27).
    До тех пор пока человек лишь мудрствует о Боге, он абсолютно немощен перед злым духом. Злой дух только посмеивается над немощным плотским мудрованием. Но как только человек начнет молиться Богу и поститься, то злой дух исполняется неописуемого страха. Аромат молитвы и поста он никак не выносит. Благоуханный Божественный аромат его расслабляет до крайнего изнеможения и душит.
    В человеке, который только мудрствует о вере, для демона много места. Но у того, кто начинает искренне молится Богу и соблюдать пост с терпением и надеждой, демону становится тесно, и он вынужден бежать из такого человека. Против некоторых телесных болезней существует только одно лекарство. А против сильной душевной болезни, демонизма, существует два лекарства, которые необходимо употреблять одновременно: пост и молитва. Апостолы и святые постились и Богу молились, поэтому они были так сильны против злых духов.
    О, Иисусе Благий, Лекарь наш и Помощник во всех бедах, укрепи нас силою Духа Твоего Свята-го, да держимся спасительного лекарства Твоего – поста и молитвы, ради спасения нашего и наших ближних.
Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О безумных,
которые мудрее мира

Мы безумны Христа ради.
(1 Кор. 4, 10)

     Так говорит великий апостол Павел, который сначала был руководим светской мудростью, противной Христу, пока не познал ложь и гнилость мудрости мирской, и светлость, и постоянство мудрости Христовой. Тогда уже святой апостол не сердился на мир, который называл его безумным Христа ради, но даже наперекор миру любил называться так.
    Нет никакой пользы в том, как нас называет мир и за кого принимает. Важно и очень важно, как нас будут именовать ангелы на Небесах, когда после смерти мы встретимся с ними. – В этом истинный смысл, а остальное все – ничто.
    Или мы безумные для мира Христа ради, или мы безумные для Христа мира ради. Но как же мимолетен звук мирского слова! Если нам мир говорит: «безумный!», то какова же польза от его слова, если мир исчезнет и слово его вместе с ним? Но если нам безсмертные обитатели Небес скажут: «безумный!», то никто уже тогда не избежит вечного осуждения.
    Кто не верит в Живого Бога и безсмертную жизнь, воплощение Господа Христа и в Христово Воскресение, в Истину Евангельскую и вечную Божию милость и Правду – разве удивительно то, что он считает безумным того, кто во все то верит?
    О, пусть бы каждый из нас, кто крестится, не только бы легко переносил, но и с радостью принимал бы название: «Безумный Христа ради!» Да возрадуемся и возвеселимся, что неверные нас так называют, ведь это значит, что мы недалеко от Христа, но далеко от неверных. Радуемся и веселимся и повторим сильным эхом миру в уши: «Да, точно так, мы безумные Христа ради!»
    Господи премудрый, укрепи нас силою Твоею, да не убоимся неверного мира, когда нас бьют бичами, и когда бьют нас горькими словами. Тебя ради.
Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О делах Христовых

Ибо дела, которые Отец дал
Мне совершить, самые дела
сии, Мною творимые,
свидетельствуют о Мне,
что Отец послал Меня.
(Ин. 5, 36)

    Каковы же дела Христовы, братья? Это дела Хозяина, который вернулся с пути и нашел дом, ограбленный и опустошенный. Это дела Лекаря, который вошел в самую нуждающуюся больницу, принес лекарства и начал лечить. Это дела Царя, который вернулся во Свою Державу и нашел ее разваленной, разделенной, а подданных Своих как рабов на чужбине. Это дела старшего Брата, который отправился в долину, чтобы разыскать младших братьев, ушедших и заблудившихся, обнищавших и одичалых. Это еще дела Учителя и Пастыря, и Героя, и Хранителя. Воистину – это немалые дела! Обычный человек, с наибольшей светской ученостью, знанием и храбростью не смог бы даже за 3 000 лет совершить дел, которые Христос свершил за три года. Ни один человек, ни все вместе люди всех времен не могли бы совершить Христовых дел за целую вечность.
    Как Господь совершил такие дела? С помощью пяти главных чудес: смирением, словом, делом, кровью, воскресением.
    О чем свидетельствуют дела Христовы? Свидетельствуют, во-первых, о том, что Его не земля послала, а Небо; во-вторых, что Его не ангел послал, а Сам Отец Небесный; в-третьих, для таких дел никто не годится, кроме Того, Кто велик как Бог, также мудр как Бог, силен как Бог, милостив как Бог – да, Кто Сам равен Богу.
    Как же все наши дела незначительны в сравнении с делами Христовыми! Только одно зерно Христовой доброты, ревности, пользы и истинности – и мы наши дела можем творить совершенно.
    Подари нам это зерно, Господи Иисусе, которое мы не можем на земле ни найти, ни заслужить.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О покаянии и прощении грехов

...и проповедану быть во имя Его
покаянию и прощению грехов…
(Лк. 24, 47)

    Это завершительное поручение Спасителя святым апостолам. В этих словах, как в ореховой скорлупе, содержится Евангельское примирение Бога с людьми. Что Бог ждет от людей, и что Он им дает? Ждет покаяния, а дает прощение грехов. Требует мало, а дает все. Пусть только люди покаются за совершенные грехи и перестанут грешить, и примут от Бога все, что не только их сердце может пожелать, но намного больше. Воистину, праведникам обещал все. Они наследуют Царство Божие и станут сыновьями Божиими, детьми Света, детьми безсмертия, друзьями ангелов, братьями Христа. Праведники будут преисполнены жизни, мира, мудрости, силы, радости. Праведники наследуют все, как им и обещано.
    Пусть только люди покаются, – и примет всех. Пусть только нищий очистится, омоется и преобразится в чистоту перед вратами Царского Двора, и будет сразу введен в Царский Двор, и будет встречен и обнят Царем, и будет иметь все. Будет жить с Царем и участвовать в Царской трапезе. Будет иметь все, все, все!
    О, братья мои, это не только слова, но это живая и святая истина. Ведь мы знаем, что многие покаявшиеся приняли все, что было обещано. Многие являлись с того света и подтвердили истинность этих слов, свидетельствуя о том, как сейчас живы и живут подобно царским сыновьям и царским дочерям. Но они покаялись заблаговременно, а нам еще остается каяться, если желаем быть с ними вместе как наследники Царства.
    Господи Милостивый, помоги нам покаяться прежде смерти, чтобы и мы вечно жили.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О живом присутствии Христовом

Я с вами во все дни
до скончания века. Аминь.
(Мф. 28, 20)

     Вот утешение, превыше всех утешений!
     Вот утешение для тех, кого смущают бури! Пусть только помнят: здесь Христос пред ними, и пусть не боятся: Он – Кормчий.
    Вот утешение для тех, кто стар! Пусть не упускают из вида, что Христос с ними в пути через время до вечности, до вечной молодости, и пусть будут спокойны.
    Вот утешение для тех, кого мучают люди! Пусть не думают, что они оставлены, ведь Христос с ними во всех муках, и на суде, и в темнице, и пусть радуются: Он – Судия.
    Вот утешение для тех, кого безпокоят злые духи! Пусть поймут, что Христос – победитель злых духов – на их стороне, и пусть крепятся: Он – Победитель.
    Вот утешение для всех, кто ищет света правды и истины! Пусть верят, что Христос ближе к их душам, чем к их глазам, и пусть держатся Его руководства: Он – Свет.
    О, братия мои, воистину Христос непрестанно с нами как Свет, что непрестанно с очами, которые видят. Но это несчастье, если наши очи душевные закрыты, тогда напрасен Свет, чтобы встретиться с зеницей нашего зрения! О, горе и несчастье нам, когда мы не со Христом!
    Он идет нам навстречу – идем ли мы навстречу к Нему? Он хочет быть с нами, – хотим ли и мы?
    Если желаем утешения, то мы должны быть с Ним во все дни до скончания века.
    Господи, Утешение наше единственное!
    Тебе слава и хвала во веки! Аминь.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.