Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Воспоминания о владыке Николае

    Профессор Веселин Кесич. Родился в 1921 г. в Боснийском Грахове (Босния). Окончил среднюю школу и гимназию в Банялуке в 1941 г., в год, когда Югославию охватил пожар Второй Мировой войны. Спасаясь от коммунистического режима, эмигрировал в США, где в течение многих лет преподавал Новый Завет в Нью-Йоркской Свято-Владимирской академии. Ему выпала радость общения с великим сербским святым - святителем Николаем (Велимировичем), который последние годы своей жизни провел в Америке. Мы (в сокращении) публикуем беседу Веселина Кесича во время своего первого, после 60-летнего перерыва, посещения родной Сербии в 2004 г. с журналистом сербской газеты «Геополитика».

    Веселин Кесич рассказывал о днях начала в 1941 г. Великой Отечественной войны: «Хорошо помню, как уже в апреле Банялука стала принадлежать Народной Державе Хорватии. Обычно после школы мы гуляли в парке. В те дни у входа в парк было вывешено объявление: „Запрещен вход сербам, цыганам, евреям и собакам". Многие люди уезжали из Банялуки, многие уже находились в заключении. Сербские власти во главе с владыкой Платоном были расстреляны. Мое имя было внесено в список лиц, подлежащих депортации в концлагерь. С помощью приятелей мне удалось перебраться в Сербию. Всем беженцам из Хорватии и Боснии тогда в Белграде помогал Милан Недич. Он спас многих людей. Мы жили на территории одного завода, работали и учились. Когда в Сербию вошли советские войска, Недич переправил нас в Словению. Там я впервые увидел владыку Николая Велимировича вместе с Патриархом Гавриилом после их мученического пребывания в Дахау. Было заметно, что время, проведенное в концлагере, их очень сблизило, они буквально читали мысли друг друга: то, что произносил один, в то же время думал другой. Очевидно, вместе перенесенные страдания роднят. Потом вместе с группой студентов меня отправили в Англию, где я стал изучать теологию.
    После нашей первой встречи Владыку Николая я увидел только спустя пять лет. В Англии все преподаватели были сербы, только английский язык и историю преподавали английские профессора. Мы жили в Дорчестере, и нам запрещено было свободно передвигаться, поскольку, как нам говорили, всюду рыскали агенты Тито, на сотрудничество с которым была ориентирована официальная политика Англии. Как мне было известно, владыка Николай не хотел возвращаться в Сербию из Словении, а в Англии ему было разрешено пребывать не более двух недель, и то лишь для того, чтобы в Лондоне совершить Таинство Крещения над сыном короля Петра, нынешнего престолонаследника Александра. После совершения Таинства Крещения Владыка уехал в Америку: англичане не хотели портить своих отношений с Тито.
    По запросу церкви св. Иоанна Богослова в Америке, в Дочестере были отобраны пять студентов для продолжения образования в США. Среди этих молодых людей оказался и я. Так я очутился в Нью-Йорке и стал обучаться в Свято-Владимирской академии при Колумбийском университете, где защитил докторскую диссертацию по теме раннего христианства и Нового Завета.
    Начиная с 1949 г. мое знакомство и взаимоотношения с владыкой Николаем носили постоянный характер вплоть до его кончины в 1956 г.
    Никогда не забуду нашу первую встречу с Владыкой в Нью-Йорке, которая произошла в сербском доме при церкви святого Саввы. Мы, десять студентов, сидели за столом в ожидании Владыки, внезапно распахнулись двери, и легкой поступью вошел богатырь - владыка Николай. Мы встали, и всех нас вдруг охватила неожиданная радость. Он внимательно взглянул на каждого из нас, и мы по очереди представились ему. С каждым из нас по отдельности он побеседовал и задал кое-какие вопросы. Владыка посоветовал нам больше общаться друг с другом, не обособляться, поддерживать взаимопомощь и не углубляться только в свои обязанности.
    Потом мы стали навещать его по нескольку человек сразу, иногда по одному, если обстоятельства требовали поговорить с Владыкой наедине. Он всегда был сердечно расположен к нам, студентам, всегда был рад нашему приходу, независимо от своей загруженности. Владыка говорил, что постоянно занят, но у него для всего находилось время, он все успевал, что бы ни делал. Я до сих пор не понимаю, как это у него получалось. Бывало, что люди все идут и идут в жажде общения с Владыкой, вид у него усталый, - а он только на пару минут зайдет в свою комнату, а потом опять к людям выходит. В комнату он заходил для того, чтобы какую-то мысль записать, которая приходила ему на ум. Потом он эту книжицу с записями мне передал, сказав: „Вручаю тебе как историку". Вот, привез эту книжицу владыке Афанасию (Ракичу), чтобы присоединил к издающейся сейчас книге. Еще у меня есть письма Владыки, которые я намерен передать о. Иринею (Добровичу), он, будучи моим студентом, уже писал о владыке Николае.
    Владыку Николая часто посещали известные люди: епископы, священники, а также приходило много русских. Желая сохранить монашеский образ жизни и ввиду разногласий с владыкой Дионисием, владыка Николай принял предложение служить в русской Духовной семинарии при монастыре святого Тихона в Пенсильвании. Но при этом он не прерывал связи с молодыми сербскими студентами, более того, до последних дней своей земной жизни Владыка молился за сербский народ и за многих людей поименно, так что Литургия во время его служения длилась дольше, чем обычно.

    Перед началом Божественной Литургии Владыка всегда был очень сосредоточен, собран и сконцентрирован, углублен в себя, никого вокруг не замечал, и никто в этот момент не дерзал к нему обращаться. А после Литургии он полностью преображался, был бодр и счастлив.
    Эту перемену в нем многие замечали - перед Литургией один человек, а после - совсем другой: сидит, как дедушка с внуками, и оживленно беседует, весь светясь радостью и веселием.
 
 
Владыка часто играл на флейте и пел сербские песни...

    Он согревал нас, подобно солнцу, а мы его любили и оказывали всяческое почтение. Владыку интересовали любые события, происходящие в родной Сербии. Если у него появлялись какие-то деньги от продажи книг и преподавания, он покупал то, в чем нуждались на Родине, и отправлял в сербские монастыри. С большим одобрением Владыка Николай говорил о женских монастырях и вообще был доволен женским монашеством. Он любил рассказывать о Сербии, часто вспоминал Охрид и простой народ, который так был восприимчив к вере и ко Христу. Часто играл на флейте и пел сербские песни. Что касается Сербии, то он говорил: „Не следует ничего хорошего ждать, пока у власти находятся коммунисты". Владыка предсказывал падение коммунистического режима, считая, что эту безбожную власть приходится терпеть ради покаяния в грехах, совершенных народом до Второй Мировой войны.
    Мы часто посещали Владыку Николая в Свято-Тихоновском монастыре. Бывало, проведем с ним целый день, вернемся к себе, а он на следующий день уже пишет нам, обо всем подробно расспрашивая.
    Владыка советовал нам не смущать народ всякими мудреными истолкованиями, объясняя это тем, что сербский язык и так очень выразителен, и многие теологические термины, например, такие, как эсхатология, сотириология следует заменять обычными понятными словами. А если говорим что-то для народа, то следует делать акцент на трех основных точках и ясно выражать их смысл; не следует сразу охватывать сто точек и давать сто советов: „Дайте народу три совета и не смущайте его".
    Владыка упокоился в Свято-Тихоновском монастыре в 1956 г., а погребен был в Либервиле, в окрестностях Чикаго. Слава Богу, в 1991 г. его святые мощи были перенесены в Сербию, в родной Лелич.
    Тотчас после его упокоения русские из Свято-Тихоновского монастыря заговорили о святости Владыки, а в прессе сразу так и было напечатано: „Упокоился святой Николай".
    Сербская Православная Церковь в 2003 г. канонизировала владыку Николая и причислила его к лику святых».

Майя Радонич
Перевод с сербского
Екатерины Василевич


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.