Царствование Императора Николая II (1894-1917 гг.)
в цифрах и фактах
Ответ клеветникам, расчленителям и русофобам
Б. Л. Бразоль
Продолжение. Начало в № 6(48)
2. Промышленность и экономика
В период между 1890 и 1913 гг. русская промышленность учетверила свою производительность. Ее доход не только почти сравнялся с поступлениями, получавшимися от земледелия, но товары покрывали почти 4/5 внутреннего спроса на мануфактурные изделия.
За последнее четырехлетие до Первой Мировой войны количество вновь учреждавшихся акционерных обществ возросло на 132%, а вложенный в них капитал почти учетверился.
Сумма вкладов и собственных капиталов в мелких кредитных учреждениях (на кооперативных началах) составляла в 1894 г. около 70 млн. руб.; в 1913 г. - около 620 млн. руб. (увеличение на 800%), а к 1 января 1917 г. - 1200 млн. руб.
Очень показательной является и следующая таблица, указывающая на развитие экономической мощи России в царствование Государя Императора Николая II.
|
Годы |
Колич. |
Годы |
Колич. |
Увел. в % |
Ценность выпущенных русскими
фабриками и заводами машин
|
1894 |
1500 м.р. |
1916 |
6500 м.р. |
410 |
Строительство сельскохоз. машин |
1897 |
9 м.р. |
1913 |
67 м.р. |
659 |
Средняя урожайность с десятины |
1901 |
33 пуда |
1913 |
58 пудов |
80 |
Скот в млн. голов:
а. Лошадей
б. Рогатого скота |
1895
1895 |
26,6
31,6 |
1914
1914 |
37,5
52 |
37
63 |
Каменный уголь - добыча |
1895 |
466 |
1914 |
1983 |
300 |
Нефть, добыча, м.п. |
1895 |
338 |
1914 |
560 |
65 |
Сахар:
Площадь посева свеклы, тыс. десятин
Выработка сахара, м.п.
|
1894
1894
|
289
30
|
1914
1914
|
729
104,5
|
150
245
|
Добыча золота в пудах |
1895 |
2576 |
1914 |
3701 |
43 |
Добыча меди, т.п. |
1895 |
395 |
1915 |
1878 |
375 |
Добыча чугуна, м.п. |
1895 |
73 |
1914 |
254 |
250 |
Выплавка железа и стали , м.п. |
1895 |
70 |
1914 |
229 |
224 |
Марганец, м.п. |
1895 |
12 |
1914 |
55 |
364 |
Золотой фонд , м.п. |
1894 |
648 |
1914 |
1604 |
146 |
Торовый флот, тыс.тонн |
1894 |
492 |
1914 |
778 |
59 |
3. Земледелие
Накануне революции русское земледелие было в полном расцвете. В течение двух десятилетий, предшествовавших войне 1914-18 гг., сбор урожая хлебов удвоился. В 1913 г. в России урожай главных злаков был на 1/3 выше такового же Аргентины, Канады и США вместе взятых. В частности, сбор ржи в 1894 г. дал 2 млрд. пудов, а в 1913 - 4 млрд. пудов.
В царствование Императора Николая II Россия была главной кормилицей Западной Европы. При этом обращает на себя особое внимание феноменальный рост вывоза земледельческих продуктов из России в Англию (зерна и муки):
1908 г. было вывезено 858.279.000 (млн. фунтов)
1909 г. - 1.784.288.000
1910 г. - 2.820.049.000
Россия поставляла 50% мирового ввоза яиц. В 1908 г. из России их было вывезено 2.589 млн. штук стоимостью в 54.850 тыс. руб., а в 1909 г. - 2.845 млн. стоимостью в 62.212 тыс. руб.
Рожь в 1894 г.: 2 млрд. пудов, в 1913 г.: 4 млрд. пудов.
Сахар. В этот же период времени потребление сахара на каждого жителя повысилось с 4 до 9 кг в год.
Чай. Потребление в 1890 г. - 40 млн. кг.
То же в 1913 г. - 75 млн. кг.
Лен. Накануне Первой мировой войны - Россия производила 80% мировой добычи льна.
Хлопок. Повышение на 388%. Благодаря большим работам по орошению в Туркестане, предпринятым еще в царствование Императора Александра III, урожай хлопка в 1913 г. покрывал все годичные потребности русской текстильной промышленности. Последняя удвоила свое производство между 1894 и 1911 гг.
4. Железные дороги
Сеть железных дорог в России покрывала 74 тыс. верст, из которых Великий сибирский путь (8 тыс. верст) был самым длинным в мире.
В 1916 г., т.е. в самый разгар войны, было построено более 2 тыс. верст железных дорог, которые соединили Северный ледовитый океан (порт Романовск) с центром России.
К 1917 г. в России находилось в эксплуатации 81116 км железной дороги и 15 тыс. км было в постройке. В Царской России в период с 1880 по 1917 гг., т.е. за 37 лет, было построено 58251 км, что дает средний годовой прирост в 1575 км. За 38 лет советской власти, т.е. к концу 1956 г., было построено всего лишь 36250 км, что дает годовой прирост лишь в 955 км.
Постройка одного километра железной дороги в царской России обходилась в 74 тыс. руб., а при советской власти в 790 тыс. руб., исходя из расчета одинаковой покупной способности рубля.
Накануне войны 1914-18 гг. чистый доход государственных железных дорог покрывал 83% годичных процентов и амортизации государственного долга. Иными словами, выплачивание долгов, как внутренних, так и внешних, было обезпечено в пропорции более чем на 4/5 одними доходами, которые получало русское государство от эксплуатации своих железных дорог.
Надо добавить, что русские железные дороги, по сравнению с другими, были самыми дешевыми и самыми комфортабельными в мире.
5. Рабочее законодательство
Промышленное развитие в Российской Империи естественно сопровождалось значительным увеличением количества фабрично-заводских рабочих, экономическое благосостояние которых, равно, как и охрана их жизни и здоровья, составляли предмет особых забот Императорского правительства.
Необходимо отметить, что именно в Императорской России, и притом в XVIII веке, в царствование Императрицы Екатерины II (1762-1796 гг.), в первый раз во всем мире были изданы законы касательно условий труда: был запрещен труд женщин и детей, на заводах был установлен 10-часовой рабочий день и т.д.
Характерно, что кодекс Императрицы Екатерины, регулировавший детский и женский труд, отпечатанный на французском и латинском языках, был запрещен для обнародования во Франции и Англии как крамольный.
В царствование Императора Николая II, до созыва Первой Государственной думы были изданы специальные законы для обезпечения безопасности рабочих в горнозаводской промышленности, на железных дорогах и предприятиях, особо опасных для жизни и здоровья рабочих, как-то: на пороховых заводах, в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг и т.п.
Детский труд до 12-летнего возраста был запрещен, а несовершеннолетние и лица женского пола не могли быть нанимаемы на фабричную работу между 9-ю часами вечера и 5-ю часами утра.
Размер штрафных вычетов не мог превышать одной трети заработной платы, причем каждый штраф должен был быть утвержден фабричным инспектором. Штрафные деньги поступали в особый фонд, предназначенный для удовлетворения нужд самих рабочих.
В 1882 г. специальный закон урегулировал работу детей от 12 до 15 лет. В 1903 г. были введены рабочие старосты, избиравшиеся фабрично-заводскими рабочими соответствующих цехов. Существование рабочих союзов было признано законом в 1906 г. Но превосходство над теперешней марксистской системой заключалось, главным образом, в возможности защищать рабочим свои права оружием, называемым «классическим оружием рабочего класса»: в Царской России - можно было прибегать к забастовкам, тогда как в хрущевской России забастовки невозможны, так же, как они были невозможны при Сталине и при Ленине.
На заводах, контролируемых Инспекцией Труда - таковая существовала, - было 68 забастовок в 1893 г., 118 - в 1896 г., 145 - в 1897 г., 189 -1899 г. и 125 - в 1900 г. Что же касается социального страхования, таковое было установлено уже в 1912 г.
По тому времени Императорское социальное законодательство было несомненно самым прогрессивным в мире. Это заставило Тафта, тогдашнего Президента США, за два года до Первой Мировой войны публично заявить в присутствии нескольких русских высокопоставленных лиц: «Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может».
Окончание в след. номере