Великий князь Василий Темный и Флорентийская уния
Вступление на великокняжеский престол Василия Васильевича после смерти его отца, Великого князя Василия Димитриевича, последовавшей в 1425 г., осложнилось вспыхнувшей в среде московских князей величайшей, так называемой шемякинской смуты. Она была первой и последней во время княжения потомства Иоанна Калиты, но ознаменовалась жестокой борьбой и кровопролитием. В результате этой борьбы Василий был ослеплен претендентами на великокняжеский престол. Его оспаривали, по обычаям старины, дядя Василия - Юрий Звенигородский и его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемяка, не желавшие признавать волю Димитрия Донского об утверждении нового порядка престолонаследия от отца к сыну. Но народ, помогая в этой борьбе Василию, ясно показывал этим, насколько им дорог законный Государь.
Несмотря на эти внутренние безпорядки, «смирный, добрый и всегда уступчивый» Великий князь Василий Темный (как его стали звать после ослепления) свершил величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439 г.), к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и всея Руси Исидор (грек, поставленный Константинополем, вопреки воле Великого князя). С тех пор Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. Царьград же в 1453 г. был взят турками.
|
Великий князь Василий Темный
отвергает соединение
православных с латинянами.
Б. Чориков |
Так после падения Византии Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей. В их сознании она стала Третьим и последним Римом, так как в первом, древнем Риме, Православие проявилось впервые, во втором, Византии, оно укрепилось и распространилось на многие народы, а в третьем Риме, Москве, оно должно сохраниться до скончания века. «Четвертому же Риму не быть», - как писал вскоре старец Филофей.
Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божией благодати, осенившей «слабовольного» Василия Темного восстать, как скала, против Флорентийской унии - несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней.
«Это одно из тех великих решений, - писал историк С. Соловьев, - которые на многие века вперед определяют судьбы народов».
Укрепившаяся в правление Великого князя Василия II Васильевича верность древнему благочестию поддержала самостоятельность Руси в Смутное время 1612 г., повела к борьбе за веру в польских владениях, произвела соединение Малой России с Великой, обусловила падение Польши, могущество России и связь последней с единоверными народами Балкан.
По кн. А. Нечволодова
«Сказания о Русской земле»
и др. изданиям