Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
РУССКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ

 

Великий князь Василий Темный и Флорентийская уния

    Вступление на великокняжеский престол Василия Васильевича после смерти его отца, Великого князя Василия Димитриевича, последовавшей в 1425 г., осложнилось вспыхнувшей в среде московских князей величайшей, так называемой шемякинской смуты. Она была первой и последней во время княжения потомства Иоанна Калиты, но ознаменовалась жестокой борьбой и кровопролитием. В результате этой борьбы Василий был ослеплен претендентами на великокняжеский престол. Его оспаривали, по обычаям старины, дядя Василия - Юрий Звенигородский и его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемяка, не желавшие признавать волю Димитрия Донского об утверждении нового порядка престолонаследия от отца к сыну. Но народ, помогая в этой борьбе Василию, ясно показывал этим, насколько им дорог законный Государь.
    Несмотря на эти внутренние безпорядки, «смирный, добрый и всегда уступчивый» Великий князь Василий Темный (как его стали звать после ослепления) свершил величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439 г.), к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и всея Руси Исидор (грек, поставленный Константинополем, вопреки воле Великого князя). С тех пор Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. Царьград же в 1453 г. был взят турками.

Великий князь Василий Темный
отвергает соединение
православных с латинянами.

Б. Чориков

    Так после падения Византии Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей. В их сознании она стала Третьим и последним Римом, так как в первом, древнем Риме, Православие проявилось впервые, во втором, Византии, оно укрепилось и распространилось на многие народы, а в третьем Риме, Москве, оно должно сохраниться до скончания века. «Четвертому же Риму не быть», - как писал вскоре старец Филофей.
    Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божией благодати, осенившей «слабовольного» Василия Темного восстать, как скала, против Флорентийской унии - несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней.
    «Это одно из тех великих решений, - писал историк С. Соловьев, - которые на многие века вперед определяют судьбы народов».
    Укрепившаяся в правление Великого князя Василия II Васильевича верность древнему благочестию поддержала самостоятельность Руси в Смутное время 1612 г., повела к борьбе за веру в польских владениях, произвела соединение Малой России с Великой, обусловила падение Польши, могущество России и связь последней с единоверными народами Балкан.

По кн. А. Нечволодова
«Сказания о Русской земле»
и др. изданиям

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.