Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

    Расскажите нам о Воскресении Христовом и о значении этого праздника для нас, смертных людей.
    Повествование о Воскресении Христовом я могу только начать только со всерадостного воскресного приветствия, которым в течение 40 дней от Пасхи Господней до Вознесения поздравляют друг друга миллионы православных людей на солнечном востоке и на западе, на севере и на юге, как поздравляли и поздравляют друг друга миллиарды православных вот уже в течение двух тысяч лет. Только одно это обстоятельство уже само свидетельствует о том, что Воскресение Христово есть Праздник над всеми праздниками и Слава над всякой славою. Это событие трехдневного Воскресения Спасителя по своей необычайности равносильно только чуду сотворения мира из ничего, а по значению больше этого чуда. «Почему?» - спросят многие.
    Весьма непросто говорить о значении Воскресения Христова народу, христианская история которого длится вот уже более тысячи лет. Трудно и стыдно, но - необходимо. К нашему великому сожалению и позору, многие люди из нашего народа, празднуя Рождество и Воскресение, не знают, зачем они это делают, и не ведают о тех событиях, которые послужили появлению этих праздников. Пускай не смущаются те, которым все известно о Воскресении, и которые знают гораздо более того, о чем здесь теперь будет сказано. Это слишком важно, чтобы об этом молчать.
    Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, прежде всего, есть историческая реальность, произошедшая в определенный день и в определенном месте. Но реальность эта непрерывно продолжается и будет далее продолжаться до скончания мира и века сего. Воскресение было логической необходимостью Богочеловеческой Личности Христа, ведь Он, Сын Божий, не мог не Воскреснуть. Действительно, почив телом, будучи на Великую Пятницу погребен, Спаситель показал Себя сильнее смерти, так что смерть не могла удержать Его в своем царстве как жертву вместе с остальными людьми. Воскресение Господа Иисуса Христа совершилось естественным для Его Богочеловеческой личности способом, ведь человеческая душа Его и человеческое тело Его были ипостасью и соединены с Божественной Его ипостасью.
    Воскресение Христово есть космическое событие, видимое и очевидное для Небесных Сил и несомненное для рода людского. Нет такого события во всей человеческой истории, которое бы так же сильно и неодолимо, так же трогательно было засвидетельствовано, как Воскресение Христово. Доказательством того, что Христос Воскрес, стало историческое христианство, его возникновение и существование вот уже в течение двух тысяч лет. Ведь если бы Христос умер на Голгофе и не Воскрес, то Он бы был и остался первым и последним христианином в мире. С Его смертью на Голгофе умерло бы и Его дело. Если бы Господь не Воскрес, то как бы он исполнил Своих учеников жизненной силой и чудотворной мудростью; кто бы их, трусливых и убегающих, собрал и дал бы им смелости, силы и мудрости так неустрашимо, так сильно и мудро проповедовать и исповедовать воскресшего Господа и с такой радостью идти за Него на смерть? И это делают не только Апостолы, которые Его Воскресшего видели и трогали руками, но сотни и тысячи их последователей, мучеников, исповедников, подвижников и святых, которые ради Воскресшего Христа и жили, и пострадали.
    Воскресением Господа из мертвых завершено богочеловеческое дело спасения рода людского от греха, смерти и диавола, и дарована людям жизнь вечная. Христово Воскресение есть причина и гарантия нашего личного воскресения в жизнь вечную. Так с Воскресением Христовым природа человеческая приобрела свой изначальный смысл и значение.
    На Воскресении, как на алмазном фундаменте, построено все христианство. Воскресение стало основой нашей веры, обликом нашей надежды и пищей любви нашей. Три этических столпа, на которых почивает все Христианство, это Вера, Надежда, Любовь.
    В этом и состоит радость, а лучше сказать, всерадость воскресного приветствия: «Христос Воскресе!» - и ответа: «Воистину Воскресе!»
    Что же на деле это приветствие означает?
    Две реальности: Христос воскрес, и мы тоже воскреснем!
    Если бы только Он воскрес, а мы бы не ожидали через Его Воскресение своего, то что толку было бы в том, что Он воскрес? Одно от другого неотделимо, одно без другого теряет всякий смысл.
    Ведь если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14) - так говорит святой апостол Павел. Но не бойтесь: Господь Иисус Христос Воскрес, и мы тоже воскреснем. Отсюда и радость такая о Воскресении, о том дне, «который сотворил Господь, чтобы мы радовались и веселились».
    Этот день, этот праздник каждый год объявляет Христово Воскресение и предрекает наше. Поэтому все мы, крещеные крестом православным, держим апостольскую веру; святой Троице покланяемся, радуемся и веселимся в этот День. И этим свидетельствуем Небу и земле, что Жизнь победила смерть, Добро победило зло, Правда - неправду, Истина - ложь, Бог - диавола, и так далее, и так далее.
    О Воскресении Христовом и воскресении нашем можно многое писать и говорить, но для тех, чьи души мертвы от грехов, этого будет недостаточно для пробуждения и воскресения из мертвых в жизнь вечную. А можно жить Воскресной радостью, чтобы всем на вас смотрящим было ясно, что Христос Воскрес. Ведь ваша радость в этой долине плача и царства смерти не может быть понятна без Воскресения Христова. Так пусть радуются праведники и покаявшиеся грешники славному Воскресению Господа и Спасителя своего. А согрешающие пусть слышат и покаются, чтобы и они смогли радоваться с нами.
    В этой воскресной радости, в непрестанном восклицании и пении - «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», - и заключается главный смысл этого великого христианского Праздника. Тот, кто в сердце своем переживает встречу с Воскресшим Господом, вместе с Марией Магдалиной сможет все выразить и достойно отпраздновать. Поэтому специального протокола празднования Воскресения Христова нет, и не стоит здесь перечислять различные народные обычаи, которыми этот праздник украшается.
    Но все-таки следует сказать, что православный христианин, подготовивший свою душу постом и молитвой, очистив ее от всякого греха и от всякого зла, не станет, да и не сможет в день Воскресения Господня оставаться дома, в кровати; он поспешит на торжественное Воскресное Богослужение и на святую Литургию, чтобы во время святого Причащения соединиться с Воскресшим Господом и поделиться Воскресной радостью с остальными братьями и сестрами: «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!»

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Святитель Николай Сербский

«Духовный сад»

(главы из книги)

О чудесном открытии гроба

И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли.
(Мф. 27, 52)

    Какое великое знамение! И мертвые тела святых людей, жен познали Того, Кто на кресте скончался в муках, а мертвые души старейшин еврейских не познали Его. Вся тварь поколебалась, только не поколебались злодейские души Анны, Каиафы и Ирода. Мертвые святые оказались чувствительнее живых грешников. Но как бы мертвые святые остались равнодушными к Сотворителю своему на Кресте, когда даже мертвые камни не могли остаться равнодушными? Как же при таком событии, от которого земля затряслась, и солнце помрачилось, могли лежать в гробах тела тех праведников, которые Его ветхий закон исполняли, которые Его прорицали, и которые с надеждой на Него очи свои закрыли? Какое великое знамение! О, какое великое утешение для нас, которые надеются на воскресение! Ведь по нашей немощи и маловерию мы могли бы сказать: «Воистину Христос Воскрес, но воскреснем ли мы? Христос Воскрес по силе Своей, но как же мы воскреснем?»
    Вот утешение, вот доказательство: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли». Значит, и обычные люди не уничтожены смертью. Значит, и те, кто намного меньше Христа, не мертвы, как камни, но живы, как ангелы. Значит: когда-то и наши тела восстанут из гробов, и мы будем жить. Все, что Господь сказал, подкреплено безчисленными доказательствами. Зная немощь нашей веры, Он доказал Свое пророчество о воскресении не только Своим собственным воскресением, но и восстанием из гробов многих тел во время смерти Своей.
    О, братья, никто из нас не будет иметь оправдание в неверии в жизнь после смерти.
    О, Господи Премилостивый, утверди в вере и обрати неверных в веру.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О познании Сына Божия посреди общего мрака

Воистину Он был Сын Божий.
(Мф. 27, 54)

    Эти слова произнес капитан, который исполнял свою должность совестно как воин. По приказу вышестоящих, он должен был охранять тело Христово на Голгофе. Снаружи - как машина, а внутри - бдительным духом. Он, римский воин, язычник, идолопоклонник, видел все, что случилось после смерти Христовой: не зная ни закона, ни пророков, он вдруг понял то, что священники Бога Единого и знающие закон и пророков не могли никак разуметь. И так оправдались слова Господа: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9, 39). Воистину стал видеть тот, кто духом был слеп, и совсем ослепли те, которые мыслят, будто видят.
    Не может быть, чтобы старейшины еврейские не видели помрачения солнца, не чувствовали землетрясения, не видели камни рассевшиеся, не видели завесу в храме и то, как она рвется, не узнали многих святых, которые из открытых гробов вышли и явились в Иерусалиме. Все это они видели и всему были свидетелями, но просто их дух ослеп, а сердце окаменело. Все те явления, страшные и необычные, они, должно быть, приняли как и сегодня многие их принимают - как случайное совпадение.
    Безбожники всех времен все объясняют случаем и самообманом, когда перст Божий является, чтобы покарать людей, наставить их или известить. А римский воин Лонгин - так его звали - посмотрел без предрассудков на все происходящее и исповедал пред Крестом веру в Сына Божия. Его восклицание не вырвалось случайно из его устрашенного сердца. Но это было его вероисповедание, за которое он позже и жизнь свою положил, чтобы иметь жизнь вечную в Царстве Христовом.
    О, братья, как велик этот римский капитан, который видел распятого Господа посреди разбойников, распятого на позорном месте, на Голгофе, и познал Его как Бога и исповедал Его как Бога. А как же малы, братья, все те христиане, которые познали Господа, как Воскресшего, как Православного, как Победителя и Победоносца сквозь тысячи святых своих, и все же оставляют сомнение в сердце своем, как ядовитую змею, которая им отравляет все дни и жизнь их в вечном мраке хоронит.
    Господи, Распятый и Воскресший, помилуй и спаси нас!
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.