Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта
Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

В гостях у отца Стефана

Беседа со священником

Вопрос: Дорогой батюшка Стефан, что значит понятие смертный грех?

Ответ: Мир вам, дорогие мои и возлюбленные о Христа чадца! Вообще сам по себе грех это преступление заповеди Божией. Как говорит святой апостол Иоанн Богослов: Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4). К примеру, если ктото украл на производстве доски для постройки гаража, то он нарушил государственный закон и за это может подпасть под суд. Подобное существует и в духовной жизни человека: за нарушения закона Божия (заповедей) на страшном Судилище Христовом каждому будет по делам его. И как за преступления бывают различные наказания: за одни в виде тюремного заключения, за другие высшая мера, так и за грехи определено Господом справедливое возмездие.
Смертный грех, дорогие мои, это тяжкий грех, ведущий к душевной смерти, иными словами, к вечной погибели. Причем если от гражданского правосудия человек еще както может укрыться, то от правосудия Божия не спрячется ни одна душа. Смертные грехи для христианина, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство (заговоры, магия, экстрасенсорика), отчаяние, самоубийство, любодеяние (блуд), прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Однако если кому-то и довелось впасть в смертные грехи, дорогие мои, то отчаиваться не следует. Необходимо поскорее прибегнуть к Таинству Исповеди. Преподобный Варсонофий, старец Оптинский, рассказывал такой случай: «Шел один человек ночью по улице и встретил богато одетого господина в нетрезвом виде. И вот вложил ему диавол мысль: „У господина, наверное, с собою много денег, убей его, и поправишь свои все дела: у тебя и жена-то больная, и дети голодные". Согласившись с помыслами, подошел он к незнакомому, ударил кулаком в висок, и тот тотчас же упал без признаков жизни. Вынул бумажник у убитого и пошел домой. Но скоро проснулась в нем совесть и стала сильно упрекать. На него напал сильный страх: „А что, если сейчас умру, пойдет моя душа во ад на вечные мучения". Раскаявшись, убийца спешит к священнику. Звонит. Его сначала не хотят пускать, но он настаивает. Вышел священник: „Что вам угодно?" „Мне нужно сейчас же исповедоваться". „Что за крайность ночью, приходите завтра утром". „Если вы теперь же не станете меня исповедовать, то будете перед Богом отвечать за мою душу". Страшные слова. Священник соглашается. После горячей чистосердечной исповеди, грешник отдает священнику деньги и говорит: „Делайте с ними, что хотите, человека, которому они принадлежали нет уже в живых". С этими словами он внезапно умирает на лестнице.
Будет ли Господь судить его как убийцу и вора? Конечно, нет - он покаялся. Нет греха, побеждающего милосердие Божие, но страшно грешить сознательно, надеясь, что Бог простит, надо помнить, что Бог поругаем не бывает.
Есть предание про одного разбойника, который часто грабил и убивал, но по временам приходил в себя, каялся, исповедывал свои грехи пред священником. Господь все прощал ему. Однажды после исповеди этот человек встретил богача и начал смущаться помыслами. Враг внушал ему: „Убей в последний раз, овладеешь состоянием этого богача и тогда можешь спокойно жить и каяться". И вот разбойник послушался этих внушений, убил богача и взял его кошелек. После совершенного преступления он сел на берегу реки отдохнуть и сосчитать награбленные деньги, но вдруг видит: множество крестьян бегут ему навстречу. Смертельно испуганный разбойник подумал, что они бегут схватить его, что преступление обнаружено. Он вскочил и побежал в противоположную сторону, а в это самое время на него бросился бешеный волк, которого преследовали крестьяне, и умертвил его. Все прощал, все терпел Господь, но мера долготерпения исполнилась, и Господь покарал разбойника, вознерадевшего о своем спасении. Будем стараться исправить свою жизнь и непрестанно каяться в грехах своих».


Вопрос: Батюшка Стефан, как понять выражение «нищета духовная?»

Ответ: Нищета духовная это осознание своей немощи, милые мои. Человек, не имеющий средств ко существованию, просит помощи у богатых людей. Не так ли? А нищий духовно призывает на помощь Самого Бога. Нищета духовная есть великий дар смирение, так необходимое для спасения души. И, как известно, Бог гордым противится, смиренным же подает благодать. В одном городе жил человек, который был богат и много помогал нуждающимся, но он не считал, что это его заслуга, а всегда благодарил Бога за то, что Он подает ему и всем, обращающимся к нему, пропитание. Тогда же коварному диаволу было попущено искусить раба Божия. Явился к нему сатана в виде нищего и стал расхваливать. Но верный воин Христов молчал и ничегоне отвечал лукавому. Когда же тот умолк, то некто спросил благотворителя: «Почему ты молчал и ничего не сказал этому нищему?» «Если бы я сказал что-либо, то тем самым принял бы похвалу, которая ко мне не имеет никакого отношения. Все делает Господь, а потому слава принадлежит Ему Всеблагому и Премилосердому. Ты же помолись обо мне грешном, брат, ибо я нищ и наг есмь». Таков пример нищеты духовной, радость моя, которая является первой заповедью блаженств, некогда изреченных Господом нашим Иисусом Христом в нагорной проповеди.


Вопрос: Скажите, отец Стефан, нужно ли обличать грешника?

Ответ: Во всем, милые мои, необходимо знать меру. «Умеренному деланию нет цены», говорит преподобный Исаак Сирин, а потому если для священника является обязанностью обличать, увещевать и исправлять грешников, то для мирянина это всего лишь средство для спасения своей души. Апостол Иаков говорит, что обративший грешника с ложного пути его получит прощение множества грехов.
Преподобный авва Дорофей советует при виде согрешающего брата сообщить его духовнику, и это не является каким-то стукачеством, как выражаются некоторые, живущие по воровским понятиям, а не по церковным канонам. Ведь духовник, деточки, это отец и пастырь, который не посадит в карцер за грехи, а найдет правильное средство для исцеления души грешника. Как не считается подлостью сказать врачу о состоянии здоровья близкого нам больного, так не является порочным поведать духовнику о грехе его пасомого. Конечно, здесь так же необходима мера, что бы увлекшись рассказами о грехах других, не забыть о своих.
Преподобный Варсонофий Великий учит с кротостию увещевать согрешающего ближнего, если он является тебе родственником или другом, а малознакомых или же вовсе не знакомых нам святой отец советует обходить молчанием.
Однажды к преподобному Пахомию Великому пришли братья и сказали об одном брате, который в собрании часто сидел, закинув ногу на ногу. Чтобы обличить брата святой предпринял следующее: Он сказал братьям: «Завтра в собрании я сяду, как тот брат, скрестя ноги, а вы сделаете мне замечание». Таким мудрым поступком преподобный исправил брата, не обидев его и не обличив пред всеми.


Вопрос: Батюшка Стефан, скажите, почему гордость считают матерью всех грехов?

Ответ: Всякая вещь, деточки, имеет свое начало. Река начинает свой путь с ручья, дерево растет от корня, утро начинается с рассвета, а всякий грех рождается от гордости. Грехи можно рассматривать как своеобразную возрастающую структуру. К примеру, гнев начинается с гордости, которая вселяет в душу превозношение, превозношение порождает осуждение, осуждение жар в сердце и раздражение, раздражение гнев и ярость. Грех блуда также берет начало от гордости, которая порождает самолюбие, т.е. любление плоти, самолюбие способствует сладострастию, сладострастие вожделению, вожделение блудному разжиганию и блуду. Так же и грех винопития начинается с гордыни, порождающей желание угодить своей плоти. Вообще святыми отцами грехи разделяются на три основные группы: сребролюбие, славолюбие и сладколюбие. Началом же их является гордость, которую и необходимо лечить в первую очередь.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал: «Противоположным гордости является смирение. Это величайшая добродетель, которая, несомненно, способствует нам с вами на пути духовного восхождения, именно способствует. Смирение многих привело к спасению. И этой величайшей добродетели обучались все подвижники благочестия, ибо они мыслили, что без смирения невозможно угодить Богу. Прийти в настоящее сознание самих себя, чтобы действительно осознать, что все-таки мы люди грешные это уже дело великое. Не только сказать, что я - грешник или грешница. Нет, этого недостаточно. А вот прийти в полное сознание, внутреннее сознание чувства, что действительно мы люди грешные, а раз грешные, то можем ли мы после этого кого-либо осуждать, или кому-либо досаждать, или кому-либо прекословить или возражать, и тем более на кого-либо серчать или гневаться? Конечно, нет. Вот оно, величие смирения. И если мы воспримем все это и постараемся исполнить в своей жизни, то есть отвергнуть гордыню в себе, а воспринять духовное настоящее смирение, то есть мысль и чувства о себе, что мы не такие уж великие подвижники, а мы грешные и пред Богом и пред людьми; если, я говорю, воспримем такое вот настроение духа, то, поверьте, мы, несомненно, преуспеем на пути спасительном».


Вопрос: Говорят, что причина болезни человека грех, скажите, а почему же тогда люди, не совершающие смертных грехов, болеют?
Ответ: Не всякая болезнь, милые мои, является наказанием за грехи. Из Священного Писания нам известно, что когда ученики увидели слепорожденного, то спросили Господа нашего Иисуса Христа о том, за чьи грехи он страдает за свои или за родительские, то услышали в ответ, что болезнь его не за грехи, а к славе Божией. Отсюда мы и познаем, что есть болезни, которые дарованы людям не ради каких-то грехов, ради спасения их души, чтобы в терпении и безропотности просияла слава Божия.

 

На главную

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.