Самая прекрасная совершенная азбука
Почему одному народу достаточно немногим более десятка слов, тогда как лексика другого с трудом умещается на страницах многотомных словарей? Почему китайцы пользуются иероглифами, каждый из которых - целое понятие, а иногда и фраза, а европейцы записывают слова последовательностью символов-букв? Почему евреи и арабы пишут справа налево, а европейцы наоборот? Даже сейчас, когда человечество в своих познаниях природы и общества продвинулись значительно дальше, чем за все предыдущие тысячелетия, трудно найти однозначные и достоверные ответы на эти вопросы. Наверное, именно поэтому разговор о возникновении различных языков чаще всего начинается с обращения к Библии, где записано: «...И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; ...сойдем же и смешаем там язык, чтобы один не понимал речи другого» (Ветхий Завет. Бытие. Глава 11). Так заканчивается библейская легенда о Вавилонской башне, попытка возведения которой и считается началом происхождения огромного количества языков.
|
|
|
Памятник св. Кириллу и Мефодию в городе Липецке |
Язык - это не просто система знаков, существующая для общения между людьми и обмена мыслями, но и способ хранения и передачи информации, и средство связи поколений, живущих в разные эпохи. Сегодня человечество говорит более чем на двух с половиной тысячах языков. Самыми распространенными являются китайский, английский, русский, испанский, хинди, японский, португальский и арабский. Наши современники, как правило, владеют несколькими языками и поэтому, приезжая в другие страны, без особого труда преодолевают языковой барьер. И все же, несмотря на колоссальные достижения в науке и технике, людям пока так и не удалось создать такой альтернативный способ языкового общения, который бы широко использовался всеми и был бы универсальным. В частности, эсперанто не получил того распространения, о котором мечтал его создатель Л. Заменгоф.
Вторым, не менее важным фактором, является письменность. В древности письменность казалась людям таким удивительным чудом, что ее считали даром богов. «Кого еще можно назвать богом или человеком божественным, как не того, кто первым нашел письмо», - читаем мы у Платона. И действительно, значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Если бы человеческая мысль не родила письменные знаки, очевидно, не было бы ни техники, ни искусства, ни права. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь, а возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Не будь письменности, оригинальные, нестандартные идеи людей, непонятные их современникам и потому считающиеся не заслуживающими запоминания, были бы забыты. Сохраненные же для потомков слова «двигают» человеческую мысль. И только благодаря тем, кто создал непостижимую для примитивного сознания реальность - знак, а затем строку, рукопись, книгу, газету и т. д., мы можем понять, как развивалось человечество, познать его историю. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры. Взрослый человек, оказавшись, например, за границей, вероятно, не забудет свой родной язык. Но у его детей и внуков возникнут большие трудности с освоением языка родителей и своего народа. Русская эмиграция XX века, исходя из своего многотрудного опыта, на вопрос «Какое место занимают
родной язык и родная литература в отечественной культуре?» отвечает однозначно: «Первостепенное!». Письменность имеет и еще одно достоинство. Она дает возможность увеличивать словарный запас язык народа. Ведь в древности в племенных бесписьменных языках редко употреблявшиеся слова просто исчезали из социальной памяти, на смену забытым словам приходили новые. Словарь
таких языков содержит не более 10-15 тысяч слов. В современных языках в ходе длительной истории использования ими письменности происходит накопление слов, и их количество достигает полумиллиона. С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и редко задумываемся о том, когда и как возникла наша письменность. Начало письменности - это особая веха в истории каждого народа и его культуры. В глубине столетий обычно теряются имена создателей письменности того или иного народа или языковой семьи. Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно, что создателями славянской азбуки, письменности и книжности являются братья-монахи Кирилл и Мефодий, жившие на территории нынешней Болгарии в IX веке и позднее причисленные церковью к лику святых. До Кирилла и Мефодия у славян уже сложились первоначальные письменные традиции. В частности, были так называемые «черты и резы» - торговые метки. Известно также, что во время путешествия к хазарам Кирилл «обрёл» в Херсоне Евангелие и Псалтирь, написанные «русьскими письменами». Однако именно Кирилл (его светское имя Константин) и Мефодий создали алфавитную систему, получившую широкое распространение у восточных и южных славян. Сначала появилась глаголица (от славянского слова глаголати - говорить), а затем на основе знаков греческой азбуки был создан новый алфавит, который для передачи фонетичес-
ких особенностей славянского языка дополнили буквами, заимствованными из глаголицы. Буквы новой азбуки требовали меньше усилий при письме, имели более ясные очертания. Этот алфавит, ставший основой современной русской азбуки, получил название кириллицы. В Древней Руси были известны обе азбуки, однако кириллический алфавит укоренился прочнее и навсегда благодаря принятию Русью христианства в 988 году. Чудо создания славянских букв остается тайной до сих пор. Первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В «Житии» Кирилла о том, каким образом слово было ему дано Всевышним, говорится очень лаконично: «Философ по старому обычаю стал на молитву, и вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов своих». И этим доказывается божественное происхождение славянской азбуки.
Историческая заслуга Кирилла и Мефодия заключается в том, что они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг, в том числе избранные
чтения из Евангелия, апостольские послания, Псалтирь, а также способствовали введению и распространению славянского богослужения. Все это позволило сформировать единое культурное пространство славянских народов. От Балтийского моря на севере до Эгейского моря и Адриатики на юге, от Лабы (Эльбы) и Альп на западе и до Волги на востоке расселялись славянские племена, именования которых донесла наша «начальная летопись»: моравы, чехи, хорваты, сербы, хорутане, поляне, древляне, мазовшане, поморяне, дреговичи, полочане, бужане, волыняне, новгородцы, дулебы, тиверцы, радимичи, вятичи. Все они говорили на «языке словеньском» и все получили от своих первоучителей просвещение и родную литературу. С возникновением письменности на Руси стали расширяться связи с другими народами, появилось множество переводов с греческого, латинского, а главное, начали создаваться оригинальные русские произведения. Появление литературы относят обычно к периоду княжения Ярослава Мудрого и его отца Владимира Святославича, крестившего Русь. В это время в Киевской Руси складываются новые виды литературных произведений, которых не знала ни Болгария, ни Византия. Церковнославянский язык стал применяться и в обыденной жизни. Кириллицей была написана «Русская правда» - свод указов Ярослава Мудрого - и новгородские берестяные грамоты. Позднее появились летописи - наиболее значительное явление древнерусской литературы. Русское «Сказание о переложении книг на славянский язык», помещенное в древнейшей русской летописи - «Повести временных лет», написанной монахом Нестором в начале XII века, начинается словами: «Бе един язык словенск». Далее в этом «Сказании» говорится: «А словеньскый язык и рускый одно есть». Современные ученые высоко оценивают филологический подвиг Кирилла и Мефодия. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения Искра Васильевна Чуркина считает, что: «Кирилл и Мефодий сумели создать такую азбуку, в которой нет никаких надстрочных знаков, изображающих один звук, как, например, в немецком языке, где звук «ч» изображается четырьмя буквами. Кириллица - самая совершенная азбука в Европе именно потому, что каждый славянский звук в нем отображен своей определенной буквой».
Окончание
|