Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта
Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 

НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

ЧТО ДЛЯ НАС СЕРБИЯ

Продолжение. Начало в №№ 2-4

 

Говоря о «новой косовской эпопее», святитель Николай Сербский говорит прежде всего о личности Русского Царя. Государь Император Николай II, Царь-мученик, вступившийся за своих славянских братьев, пользуется огромной любовью на сербской земле. Его открытое почитание началось в Сербии еще в 20-е годы теперь уже прошлого столетия, когда явлены были многие чудеса, укрепившие в народе веру в святость Государя. «Он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали; из-за этого лишился головы он сам, и чада его, и миллионы собратьев его», - скажет святитель Николай. И добавит: «Еще один Лазарь и еще одно Косово!»

«Еще один Лазарь и еще одно Косово!» - из уст серба невозможно услышать большую похвалу. Само слово «Косово» имеет в сербском языке особый, сакральный смысл. Оно вобрало в себя душу народа. В нем выражена самая сокровенная суть национального естества. Через призму Косовской жертвы, принесенной святым благоверным князем Лазарем, сербская традиция рассматривает всю сербскую историю. Такое видение и соответствующее отношение типично для наших дней, о чем мы можем судить хотя бы по не столь давним событиям. Вызовы времени только усиливают его.
Знаменитая битва на Косовом поле, в которой сербское войско под предводительством князя Лазаря встретилось с огромной армией турецкого султана Мурада, произошла 15 июня (по старому стилю) 1389 г.

Князь Лазарь                           Полотно XIX в.

То было тяжелое время для христианских Балкан. Когда-то могучая Византия превратилась в жалкое, крохотное государство. Забыв о вере и христианском долге, ее правители погрязли в распрях и междоусобицах; претенденты на царьградский престолнередко сами приглашали в Европу турок-османов, заручаясь их поддержкой в борьбе с соперниками. Православная Болгария фактически разделилась на несколько самостоятельных княжеств. Раздроблена была и еще недавно единая сербская держава царя «сербов и греков» Душана Сильного (1331-1355), чьи наследники спорили за власть и не замечали надвигавшейся опасности.
Князь Лазарь Хребелянович не был господином всех сербских земель. Он даже не принадлежал к царскому роду Неманичей. Однако народные песни не зря именуют его царем: с его авторитетом считались все сербские правители, его государственный ум и мудрость помогли установить добрые отношения с недавними противниками (был урегулирован церковный спор с Византией, заключен союз с Боснией).
Перед лицом османской угрозы князь стремился сплотить и примирить османских христиан. И при этом думал не только о военном союзе. По преданию, накануне Косовской битвы Лазарю явился Ангел Господень и предложил ему выбор между победой над турками и Царствием Небесным.
В известной народной песне «Гибель царства сербского» звучит исполненный глубочайшего драматизма и несокрушимой веры монолог царя-мученика:

Милый Боже, как же поступить мне
И к какому прилепиться царству?
Изберу ли Царство Небесное,
Изберу ли царствие земное?
Если нынче выберу я царство,
Выберу я царство земное -
Краткое есть царствие земное,
Небесное ж Царство будет вечно.

В Архангельском соборе московского Кремля можно увидеть лики трех главных сербских святых: святителя Саввы Сербского, его отца - преподобного Симеона Мироточивого (в миру великого жупана Стефана Немани, основателя средневековой династии Неманичей) и святого благоверного князя Лазаря. Изображение князя Лазаря мы встречаем на одной из колонн храма, рядом со святыми мучениками и страстотерпцами Борисом и Глебом. Судьбы этих угодников Божиих действительно схожи. Но есть и отличие. Оно заключается не только в том, что русские мученики пострадали от подлой руки изменника, а их сербский собрат - от иноплеменных. Свою великую жертву князь Лазарь приносит с мечом в руке, на поле, политом не столько сербской, сколько турецкой кровью... Развевается крестовое знамя над панцирной лавой на лицевой стороне обложки великолепной красочной книги «Косовская битва», предназначенной для читателей младшего школьного возраста. А на оборотной стороне - усеянная мертвыми телами равнина. На переднем плане: русоволосый серб стиснул рукою горло чернобородого азиата. Чеканный античный профиль и померкшая синева очей. Хищный нос и толстые губы, упавшая с бритой головы чалма... Пройдет тринадцать лет, и сын Лазаря, деспот Стефан (святой Стефан Высокий), со своими латниками на том же самом Косовом поле растопчет копытами коней войско султанова внука Мусы. Не помогла туркам и помощь Георгия Бранковича, сына косовского изменника Вука Бранковича - того самого предателя, без которого враг в первый раз ни за что бы не одолел князя Лазаря. Казалось бы, эта вторая, малоизвестная битва не изменила ход истории, но как важна она для сербского сознания! Не с того ли дня началось открытое почитание святого благоверного князя? («Спустя некоторое время после Косова», - скажут церковные историки.) А местночтимый святой Милош Обилич? Это имя на устах у каждого серба, оно вошло во все учебники всемирной истории. А что мы, собственно, знаем о нем? Почти ничего. Кроме самого главного: он заколол турецкого султана Мурада.
Пройдут века и, листая страницы иллюстрированного издания народных песен косовского цикла, темноволосые в большинстве своем дети будут отождествлять себя со златокудрым Иваном Косанчичем, побратимом отважного Милоша, уходящим на разведку в стан турок. Девочки навсегда запомнят гордую Косовскую девушку, которую позднее встретят и на знаменитой картине Уроша Предича, и в хрестоматии для старших классов, где обязательно присутствует Песнь о том, как Марко Королевич покарал Черного Заморского Арапа и его слуг, посягнувших на честь славянок...
У каждого народа есть свое неповторимое лицо. Так устроено по премудрому Замыслу Божию. Даже православные и славянские народы, столь близкие между собой и единые в главном, в чем-то могут быть не похожи друг на друга. Наши южнославянские братья, сербы и болгары, одновременно и такие же, и не совсем такие, как мы (при этом сербы отличаются от болгар, а болгары от сербов). Но вера у нас одна. Просто каждый православный народ вносит свою лепту в единую сокровищницу, у каждого есть свои достоинства, которые, если вдуматься, суть наше общее достояние. В наших братьях мы узнаем себя, не всегда с первого взгляда...

Илья Числов,
Председатель Общества
Русско-Сербской дружбы

Продолжение следует

 

На главную

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.