Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НАСТАВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ

 

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПРАВОСЛАВИЮ

Будете гонимы

    Начало XXI века даровало нашей Русской Православной Церкви время отдохновения от внешних гонений коммунистического режима. Отрадно видеть, что ныне появилась возможность посещать церковные богослужения, не боясь, что за это уволят с работы. Можно смело крестить детей, открыто беседовать со священником, слушать проповеди, читать и даже издавать духовную литературу. Казалось бы, время благоприятное, время спасения.
    Но тем не менее Церковь Божия всегда гонима, и Истина Христова укрепляется на тернистом пути. Сказано: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, - говорит святой апостол Павел. - Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3, 12-13).
    Так было и так будет всегда. Исторические события Церкви неоднократно подтверждают это. Как только прекращались гонения со стороны внешних врагов Церкви, тут же лукавый поднимал гонение со стороны врагов внутренних - еретиков, именующих себя православными.
    Но последнее время - самое тяжкое испытание для всех верующих во Христа Иисуса Господа нашего, потому что все верные, по пророчествам святых Отцов, будут подвергнуты гонениям не только извне, но предаваемы будут своими же братьями по вере, которые из боязни потерять благополучие, уподобятся рыбам безгласным. И это время близко - ближе, чем мы думаем.
    Падение нравов, разврат, наркомания и пьянство заворожили поколение наших детей. Словно сетями опутаны они с юных лет и не могут вырваться из них.
    Счастлива та мать, чье дитя под покровом Божиим спешит в храм на службу, молится пред иконами и радуется с радующимися в надежде обрести жизнь вечную. Какое счастье! Такие дети вырастают и становятся достойными благочестивыми людьми в полном смысле этого слова. Разве может сын или дочь, имея искреннюю веру во Христа, подать в суд на мать или отца ради жилища или отдать своих ветхих деньми родителей в дом для престарелых, чтобы не тратить время и силы на заботу о них? Конечно же, нет. Напротив, верующие во Христа дети стремятся к исполнению заповедей Божиих и любят родителей своих, каковыми бы не были они в старости. Вот достойный плод воспитания.

На Всенощной в монастыре
Грачаница на Косове

    «Если львица любит рожденных ею, и волк вступает в бой за своих волчат, что скажет человек, и заповедь преступающий, и природу искажающий, когда или сын не уважает старости отца, или отец, вступив во второй брак, забывает прежних детей? - говорит преп. Варсонофий Великий. - У безсловесных неодолима взаимная любовь между детьми и родителями, потому что создавший их Бог вознаградил в них недостаток разума избытком чувств.
    Почему ягненок, выскочив из хлева, среди тысячи овец знает самый цвет и голос матери, спешит к ней, ищет своих собственных источников молока? И хотя он встретит тощие матерние сосцы, довольствуется ими, пройдя мимо многих сосцев, обремененных молоком. И мать в тысяче ягнят узнает своего».

Духовное и материальное

    Часто бывает так, что мать для сына в материальном плане ничего не жалеет. «Пусть, - говорит она, - сынок мой не знает трудностей жизни. Еще успеет столкнуться с ними, когда станет взрослым». И так рассуждая, она растит для себя великое горе и страшную беду.
    Сын, взрослея, привыкает к тому, что все материальные блага достаются ему без труда, и вместо трудолюбия, внутри его воспитывается порок. И вот настает день, когда пожилая мать, понимая, что уже не в силах исполнять его все увеличивающиеся запросы, со слезами на глазах обращается к нему: «Сынок, когда я отказывала тебе в чем-либо?» А в ответ слышит: «Ты никогда не давала мне потребного. Я всегда был обделен тобой. Я не люблю тебя. Ты мне не мать».
    Сколько же надо материнскому сердцу крепости, чтобы пережить эти слова. Сколько надо терпения и мудрости духовной, чтобы не упасть замертво, услышав такое хамское слово. Бедная мать, уткнувшись в подушку, не спит всю ночь и проливает слезы, а наутро встает совсем седой.
    Но это только начало трагедии.
    Через некоторое время сын приходит домой пьяный или под наркотическим допингом. Он весь грязный и окровавленный. Видимо после драки вошел в квартиру и упал на кровать, не снимая обуви. И снова удар по материнскому сердцу.
    «Сынок, что случилось? Почему у тебя кровь? Сыночек, что у тебя болит? Может вызовем врача? Сынок, сыночек, что же это?» Она хочет позвонить в больницу, но слышит от сына грубую брань и угрозы.
    Как такое пережить? Опять безсонная ночь у кровати любимого сына. Опять валидол и валерьянка. Как же больно материнскому сердцу. Как скорбно видеть и слышать бранные слова, обращенные к ней. К той, которая, не жалея сил работала в две смены, на двух работах, с одной лишь целью -обезпечить сына, чтобы он ни в чем не знал нужды.
    Так происходило несколько раз. Сын приходил домой пьяный, а мать его встречала со слезами: «Сыночек, прошу тебя, не пей. Пожалей мое материнское сердце. Я не хочу, чтобы ты стал пьяницей. Сынок, прошу, остановись».
    И вот в один из таких дней, когда она снова стала умолять своего сына, чтобы не употреблял спиртное, то почувствовала, как в глазах у нее потемнело и все исчезло. Когда она пришла в себя, то оказалась лежащей на полу. Губы слиплись от спекшейся крови, а в голове стоял сильный шум. Она попыталась встать, но не смогла. Сильно кружилась голова. Кое-как она добралась до кровати. «Что же это? - шептали дрожащие губы, - сын ударил меня. Как же это он мог? Господи, прости его».
    А сын преспокойно спал на диване. Правая рука его свисала и на ней темным пятном выделялась запекшееся материнская кровь. Лучше бы и не родиться ему на свет, чем сотворить такое беззаконие. Лучше бы ему быть круглым сиротой, чем поднять руку на самое святое в жизни земной - на родную мать.
    Через три дня она умерла. Лицо ее было светлым, а на губах легкая улыбка. Перед смертью Господь сподобил ее причаститься Христовых Тайн и забрал в вечные свои обители.
    На сороковой день она явилась во сне сыну и радостно сказала: «Как здесь хорошо, сынок. Мне Господь даровал венец и причислил к мученицам Своим». Затем, немного помолчав, заботливо повторила: «Сынок, береги себя, если бы ты знал, как я тебя люблю».
    Вот так она, в любви к своему сыну, закончила земной путь. «Сердобольная мать, отвергаемая детищем своим, не презирает его, - говорит преп. Ефрем Сирин, - потому что препобеждает ее матернее сердоболие».
    Конечно, для нас это урок. И я от скудного ума моего и окаянного сердца хочу сказать вам, дорогие матери: Учите детей своих вере, чтобы выросли они людьми, а не извергами, чтобы души их спаслись и наследовали вечное блаженство.
    Не слушайте тех, кто говорит вам, что не надо детей наставлять в законе Божием. Не верьте тем, кто поучает, что пусть дети сами выбирают веру и по желанию ходят в храм. Так говорят либо невежды в воспитании, либо лжецы, умышленно желающие погибели наших детей.
    Разве вы не отдаете с измальства детей в школу, чтобы научились они писать и считать? Разве не обучаете их музыке и всяким искусствам? Разве не понуждаете ходить в места их обучения регулярно и не пропускать занятий без уважительной на то причины?
    Кто из вас считает, что дети сами должны выбирать, быть им грамотными или нет? Кто считает, что нельзя понуждать детей учиться светским наукам? Напротив, чем строже мы обращаемся с детьми, тем они лучше усваивают знания.
    Если же на эти временные занятия вы столько тратите сил и средств, то насколько больше необходимо приучать детей к тому, что неразлучно будет с нами на Небе?
    Но и самим надо не лениться. Как можно чаще упражняться в молитве и просить, искренне просить Бога за своих деток. Ибо мать, по слову свт. Григория Богослова, «не только сама обладает благочестием, как неотъемлемым наследием, но передает его и детям». Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16).

Внутренние ценности

    У одной женщины был сын наркоман. Она же начала молиться за него, да так усердно, что порой вечером встанет на молитву, а утром только опомнится. Молилась она батюшке преп. Серафиму Саровскому. Просила его за сына, чтобы избавил его от наркотической зависимости. И вот однажды сын пришел домой в нормальном виде и слегка взволнованный.
    «Что с тобой, сынок?» - спрашивает мать. И сын рассказал ей историю, которая с ним приключилась:
    «Зашел я как обычно к друзьям на квартиру, и мы решили уколоться. Все приготовили, достали шприцы, и вдруг на кухню из комнаты выходит какой-то седой дедушка в черном одеянии с посохом. По виду какой-то церковный. От неожиданности мы растерялись. Вроде бы все двери заперты, и проникнуть в квартиру было невозможно.
    А дедушка тот посмотрел так грозно на меня, да и говорит: „До каких пор ты будешь мать мучить? Прекрати, и чтобы больше не принимал ты этого бесовского зелья". С этими словами дедушка ударил своим посохом по столу, как раз в том месте, где лежал наркотик и шприцы, и все это разлетелось на мелкие кусочки.
    А сам дедушка исчез. Как сквозь землю провалился.
    Если бы я это увидел один, - рассказывает сын, - то наверняка подумал бы, что я просто с ума сошел. Но это видели все, кто там находился. И все сильно испугались».
    С тех пор сын перестал употреблять наркотики, поехал в монастырь и там впоследствии стал монахом. Вот такой поучительный случай.
    Невозможно оставить вредные привычки человеку, который не имеет внутри себя ценностей духовных. Ведь сладок грех, заманивающий в погибель вечную. И насколько выше должна стоять духовная потребность к молитве и желание спасти свою душу, чтобы выбраться из этой греховной пропасти. Если нет в сердце страха, то не может человек оставить наркотики, пьянство и прочие греховные наклонности. Но иной страх человеческий, а иной страх Божий.
    Боязнь быть лишенным внешней свободы нередко останавливает человека от нарушения закона. А страх оказаться после смерти навечно в адских муках побуждает человека к соблюдению заповедей Божиих.
    «...Естество человеческое в отношении к сотворившему его Богу является рабским и не обладает знанием будущего», - говорит преп. Иоанн Дамаскин.
    Но рабский страх способен быть помощником лишь в начале пути. И если человек не перейдет из рабского состояния в сыновнее, то может утратить силу к борьбе со страстями. Потому что сыновнее состояние - это состояние свободы, а в рабском состоянии человек склонен искать свободу. А она обретается только законным путем.
    «Представим, что у одного и того же человека есть и раб, и сын, - говорит свт. Иоанн Златоуст. - Если раб нагло присвоит себе свободу, вовсе ему не принадлежащую, и будет восставать против господина, то он не возьмется за какое-нибудь рабское дело и не будет повиноваться приказаниям, опасаясь, чтобы это не нарушило его свободы и чтобы подчинение не сделало ему унижения; так как он похитил честь и владеет ею не по достоинству.
    А сын не откажется делать всякое дело рабское, зная, что хотя бы он стал исполнять все рабские службы, свобода его не потерпит никакого вреда, но останется неизменною, так как природное благородство не может быть уничтожено рабскими делами; оно приобретено им не чрез хищение, как рабом, но наследовано им издавна, с первого дня».
    Будьте свободными, дорогие мои, и приучайте деток своих к этой свободе во Христе Иисусе. Сладость плотской свободы нередко понуждает заключенных совершать побеги и поступаться принципами. А тот, кто приобрел свободу духовную и вкусил ее, тот не захочет быть рабом какой-либо страсти вовек.

Духовная наркомания

    С какой силой западные проповедники набросились сегодня на нашу Святую Русь. Где только их ни встретишь: и в метро, и в электричке, и у входа в магазин. Да что там, даже по квартирам они не стесняются пройти. Всюду проповедь сектантского вероучения, которое, как известно, приносит очень большой вред.
    Нередко люди, поверившие им, продают квартиры, оставляют семьи, подвергаются насилию, психологическому кодированию, что нередко приводит к психическим заболеваниям. И ведь это отражается не только на самих попавших в сектантские сети, но и на всех близких людях. Когда один из членов семьи попадает в секту, тогда горе посещает всю семью. Можно сказать, что душа сектанта умерла и смердит. И все члены семьи ощущают этот смрад как никто более. А воскреснуть она может лишь через возвращение в лоно Православия.
    Бедные матери! Сколько горьких слез они проливают, сколько претерпевают оскорблений и жестоких укоров со стороны своих чад, попавших в секту. Трудно найти слова для утешения таковых, ибо если смерть телесная все же как-то подает надежду на встречу в будущей вечной жизни, то духовная смерть чада обычно тяжелым унынием наваливается на душу.
    «Господи, быть может, за грехи мои наказана я, - взывает мать юноши, попавшего в секту. - Уж лучше пусть я умру, но сына моего спаси!»
    А сын, одурманенный ядом прелести бесовской, мнит из себя уже «апостола».
    Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 1-5).
    Сектанты нередко упрекают нас, православных, что мы не ходим по домам и не проповедуем Евангелие на каждом перекрестке, как они. Но разве есть в этом нужда? Разве Господь наш Иисус Христос заходил в каждый дом?
    Писание говорит нам: Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его (Л к. 21, 37-38).
    А сколько нынче у нас в России храмов, дорогие мои? Бог не понуждает никого. И потому каждый, кто желает найти путь к Жизни Вечной, может прийти и насладиться словом Евангельским в Доме Божием.
    Спешите в храм Господень и деток своих ведите сюда. Чтобы они питались чистым словесным молоком Христовой Истины. Тогда они не попадут в сети проамериканских сект, ищущих кого поглотить.
     А если эта сектантская зараза все же поразила кого-то из ваших детей, то где они смогут от нее избавиться, как не в духовной лечебнице? Слава Богу, у нас сейчас много монастырей.
    По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29), дорогие матери, просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Л к. 11, 9), и тогда вернуться ваши детки от заблуждения к Истине. Только не теряйте надежду, и не отчаивайтесь. Все возможно верующему.

Воспитание до рождения

    А тем, кто еще не стал матерями, скажу словами святого праведного отца Иоанна Кронштадтского: «Образность много влияет на душу человеческую, на творительную или деятельную ее способность.
    Так, говорят, если мать во время чревоношения часто смотрит на лицо или образ любимого мужа, то младенец рождается очень похожим на отца, или если смотрит на портрет прекрасного дитя, то у нее рождается прекрасный младенец; так если христианин часто, с любовью и благоговением взирает на образ Господа Иисуса Христа или Пречистой Его Матери и святых Его, то и его душа приемлет духовные черты любезнозримого лица (кротости, смирения, милосердия, воздержания)».
    Воспитание дитяти начинается еще до его рождения, и от того, какой образ жизни проводила мать в период ношения младенца во чреве, зависит характер и наклонности будущего члена семьи.
    Почаще взирайте сердечным оком, дорогие мои, на лики и особенно на жизнь Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. Взирайте на жития святых Божиих и подражайте им. Да будут дети ваши тоже во всем подобны святым. Ибо нет для матери большего счастья, чем родить и воспитать детей для Царствия Небесного.
«Что посеешь, то и пожнешь», - говорит русская народная пословица. Кто посеет в детскую душу добро, тот потом и в старости своей пожнет добрый плод христианского воспитания, а кто научит малое дитя себялюбию и привязанности к мирским благам, тот вкусит впоследствии немало скорбей.
    Конечно, бывает и так, что родители стараются взрастить детей в вере, а враг спасения помешает и начнет соблазнять детей на неправедный путь сладострастия. Но надо благодарить Бога, и скорби пройдут.
    Что труднее? Строить дом заново или сделать ремонт и навести порядок в обветшалом жилище? Конечно, больше проблем и расходов в строительстве нового дома. Ведь если даже и разрушен будет старый, то материал останется под рукой. И нет нужды искать новые камни, если есть камни от старого дома. Так и верующий человек: хоть он и будет сокрушен врагом рода человеческого, но все же ему легче покаяться и возвратиться на путь спасения, чем тому, кто не имел прежде веры.
    Но чтобы дети наши были в вере, необходимо и самим нам иметь искреннюю веру в Бога, которая укрепляется молитвой. Кроме того, надо знать Православие. А то нередко бывает, что человек много лет посещает храм, считая себя воцерковленным, а не знает даже, как звали двенадцать апостолов по именам. Не может сказать, сколько книг в Священном Писании Нового Завета.
    Надо знать нам веру свою, знать все догматы и каноны, чтобы по непростительному неведению не отступить от Истины, и дабы не оказался напрасным труд наш в деле спасения.
    Учите детей закону Божию, дорогие мои. Учите их молиться, любить Бога и ближних. Будьте сами для них добрым примером, и тогда и в этой жизни вы будете счастливы душой, и в будущей вместе со своими детками возрадуетесь радостью неизреченной и да услышите от Господа глас, глаголющий: «Войдите, возлюбленные мои, в радость Мою и царствуйте со Мною во веки».

Иеромонах Петр (Краев)

Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!
На Великорецком Крестном ходе в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца, 2006 г.
Фото. А. Панова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.