Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ

 

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский

(Память 20 апреля / 3 мая)

    Родители святого мученика Гавриила русские православные христиане, жили в деревне Зверки около Белостока. Крестьянским трудом они питали себя и детей.
    В 1690 г. семью постигло величайшее горе: 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей-арендатор. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучению. Иудеи заточили младенца Гавриила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец-мученик был распят на кресте, установленном в корыте, и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови.
    Когда ребенок скончался, иудеи тайно вывезли его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но охраняли даже от птиц. Через девять дней после убийства православные жители Зверков обнаружили нетленное тело мученика младенца Гавриила. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны; в мемуарах городского Заблу-довского правления оставлена соответствующая запись*.
    Жители Заблудова, еще ранее жаловавшиеся на «усиление жидов в их городе», были убеждены, что младенец погиб в результате ритуального убийства, совершенного иудеями в Белостоке. Тело замученного младенца Гавриила при стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало здесь около 30 лет.
    В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончание эпидемии, что послужило поводом к его почитанию.
    Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 г. сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными, частично обгорела только ручка. Но это, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе, ибо когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.
    В 1752 г. архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник киевского митрополита составил и до наших дней используемые тропарь и кондак.
    Начиная с 1755 г. мощи мученика почили в Свято-Троицком Слуцком монастыре. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках надпись: «Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденного 1684 года марта 22 дня, а замученного от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Иеронима».
    Святой мученик Гавриил был причислен к лику святых в 1820 г. Всенародное его почитание установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников. Например, в журнале «Русский инок» в 1914 г. описан один из таких дней торжественного народного величия: «<...> в городе Слуцке... покоятся мощи святого мученика младенца Гавриила. Мощи младенца мученика лежат в гробике совершенно открытыми. Обе ручки младенца обхватывают маленький наперстный крест. Пальцы на руках исколоты и видны рваные раны. Мощи мученика сохранились замечательно. На младенце мученике надета шелковая рубашечка.
    20 апреля всенощное бдение у раки с мощами мученика младенца Гавриила совершено тремя архиереями с литией на открытом воздухе. Всю ночь совершалось бдение и поклонение святым мощам мученика. Молящиеся прибывали отовсюду. Питейные заведения в течение трех дней были закрыты. Ввиду огромного числа молящихся, стекавшихся на поклонение мощам, в монастыре 20 апреля совершены две литургии с крестным ходом вокруг монастыря. Во время крестного хода с мощами мученика младенца Гавриила на глазах народа шестилетний крестьянский мальчик с парализованными ногами получил исцеление...»
    По историческим обстоятельствам святые мощи многократно переносили из одного места в другое. В сентябре 1992 г. они были перенесены с крестным ходом в Свято-Николаевский собор г. Белостока.
    Младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.

Святым мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас!

    Кондак, глас 6-й:
    Отечество твое Зверки бысть, мучениче Христов Гаврииле, идеже от истых зверей - иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду люте претерпев, в Отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое.
    Составлен в 1752 г. архимандритом Слуцкого м-ря Досифеем (Голяховским).

 
 
Собор святителя Николая в Белостоке

    *Подробное описание мучений младенца Гавриила можно также прочитать в книге «Святая юность. Рассказы о святых детях и детстве и отрочестве святых» (издана в 1913 г., переиздана Международным издательским центром православной литературы в 1994 г.). В ней рассказывается: «Евреи распяли шестилетнего православного младенца Гавриила. Он был прободен в бок, и из него по каплям выточили кровь. По поверью, ходящему между христианами, и подтвержденному, к сожалению, многократными случаями, некоторые изуверские иудейские секты нуждаются для приготовления опресноков в крови невинных христианских детей. С этой целью заранее намечается жертва, обыкновенно ребенок из бедной семьи. Евреи заманивают его к себе и, держа стоя и заткнув ему рот, острыми инструментами колют его так, чтоб из жил его вытекла вся кровь. Потом, обезкровленного, убивают его и бросают непогребенным».

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.