Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

 

Православный противокатолический катехизис*

Продолжение.
Начало в № 8(50)

    Какие доводы приводят римо-католики в доказательство того, что апостол Петр получил от Иисуса Христа главенство над Церковью и другими апостолами?
    Римо-католики ссылаются в основном на три места Евангелия, якобы это подтверждающие. Первое из них следующее. Когда Иисус Христос спросил учеников Своих, за Кого они Его почитают, Петр, первый из апостолов, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 16-19). По мнению католических богословов, слова Иисуса Христа «на сем камне» относятся к апостолу Петру и подтверждают, что он поставлен Спасителем главой Церкви и наместником Бога на земле».

   К чему, в действительности, относятся в этом отрывке слова Спасителя «на сем камне» ?
    По единодушному мнению Святых Отцов и учителей Церкви, эти слова относятся к исповеданию веры: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго». Святитель Иоанн Златоуст в пятьдесят третьей беседе толкования на святого Евангелиста Матфея говорит: «На сем камне Я создам Церковь Мою, то есть на вере исповедания. А в чем состоит исповедание апостола? Вот оно: Ты - Христос, Сын Бога Живаго». Блаженный Августин во втором трактате на первое Послание апостола Иоанна пишет: «Что означают слова: созижду Церковь Мою на сем камне? Они означают: на сей вере, - на словах: Ты Христос, Сын Бога Живаго». Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Матфея говорит: «Так как Петр исповедал Христа Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание».

    А как понимать, что Спаситель дает здесь Симону Ионину имя Петр (камень)?
    Здесь Иисус Христос говорит о Петре как о первом камне веры, но и другие апостолы называются основаниями веры (см.: Еф. 2, 20; Откр. 21, 14), и все верующие христиане также называются камнями, из которых составляется великое здание Церкви (см.: 1 Пет. 2, 5). (Эти различия значений слова «камень» явственнее выступают в греческом оригинале Евангелия, где Спаситель для имени «Петр» употребляет одно слово (Petros) а говоря: «на сем камне», - другое (Petra)). Однако краеугольным камнем, основанием, на котором утверждается здание Церкви, является Иисус Христос, как это говорит Он Сам и свидетельствуют апостолы (см.: Мф. 21, 42; Мк. 2, 10; Л к. 20, 17; Еф. 2, 20-22; 1 Пет. 2, 6-8; 1 Кор. 3, 11), и всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Лк. 20, 18).

    Одному ли апостолу Петру были даны ключи от Царства Небесного?
    Петру, который по данной ему благодати первый исповедал веру во Христа, первому была дана высокая власть вязать и разрешать грехи. Но и другим апостолам затем была дана благодать веры и также сказано Господом: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). Эту власть дал им Сам Господь, а не апостол Петр, и они передавали ее пастырям Церкви. Так что в этом месте Евангелия говорится о первенстве апостола Петра, но не о его единственности, не о его власти над другими апостолами.

    На какое другое место Евангелия ссылаются римские богословы для доказательства главенства апостола Петра над всеми апостолами и всей Церковью?
    Они приводят слова Спасителя Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и. ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22, 31-32), где католики видят преимущество Петра перед другими апостолами и напутствие Спасителя укреплять их в вере.

    Что означают эти слова Господа согласно последующему тексту Евангелия?
    Этими словами Господь предупреждает апостола Петра о предстоящем его падении, отречении от Христа, что так и было понято Петром, который стал уверять: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти (Лк. 22, 33), на что Господь отвечает уже прямо: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня (Л к. 22, 34). Но Спаситель также поддерживает Петра, предсказывая временность его падения, продолжение его апостольского служения и утверждение в вере братьев-христиан с большим пониманием их немощи, как самому испытавшему тяжкое искушение. Нигде далее в Новом Завете не говорится об утверждении Петром апостолов. Непоколебимую веру всем им дал Сам Господь Бог, послав Святаго Духа в день Пятидесятницы; и они наряду с апостолом Петром приводили ко Христу и утверждали в вере многие страны и народы.

    Какое третье место в Евангелии указывают католические богословы для подтверждения главенства апостола Петра над другими апостолами и всей Церковью?
    Римо-католики указывают на беседу Иисуса Христа с учениками у озера Тивериады, состоявшуюся по Воскресении Господа: Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих (Ин. 21, 15-17). В этой беседе римские богословы усматривают особые преимущества, данные Господом Петру в виде власти над всей Церковью, как над простыми верующими - агнцами, так и над пастырями - овцами.

    В чем же смысл беседы в действительности ?
    Как повествует Евангелие, апостолу Петру, с жаром уверявшему: Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33; Мк. 14, 29), Господь попустил падение в виде троекратного от Него отречения (см. также: Мф. 26, 69-75; Мк. 14, 66-72; Лк. 22, 56-62; Ин. 18, 17, 25-27). Теперь же на вопрос Господа, подчеркнуто называющего Петра Симоном, любит ли он Его более других, Петр смиренно отвечает, что любит Его. Троекратным вопросом «любишь ли Меня?» Господь напомнил Петру о его троекратном отречении, что так и было понято Петром и его опечалило, а троекратным повторением пасти агнцев и овец Его Господь уверил Петра в восстановлении его апостольского достоинства. И только произвольное схоластическое толкование может утверждать, что под агнцами Христос разумел здесь простых верующих, а под овцами самих пастырей и апостолов.

    Имеется ли в каком-либо месте Священного Писания указание о получении апостолом Петром главенства и власти над другими апостолами и всей Церковью?
    Подтверждение мысли о том, что Иисус Христос дал апостолу Петру такие главенство и власть, в Евангелии отсутствует. Эта мысль противоречит всему духу Евангельского повествования. Ни в чем не обличал Господь Своих учеников так сильно, ни против чего не предостерегал так ревностно, как именно против превозношения, стремления к преимуществу, а тем более к власти одного апостола над другими (см.: Мф. 20, 25-28; Мк. 9, 33-35; 10, 42-45; Л к. 9, 46-48; 22, 24-27; Ин. 13, 14-15). Как явствует из Деяний святых апостолов и апостольских посланий, не даровал Господь апостолу Петру подобного главенства и после Своего Вознесения. Никаких согласований, или указаний, или власти от апостола Петра другие апостолы не получали, а были водимы непосредственно Духом Святым и Иисусом Христом.

    Какие еще были попытки Рима обосновать свои претензии на господство?
    При помощи множества подложных документов и канонических сборников, составленных в ??-??? вв., среди которых наиболее известны так называемые «Лжеисидоровы декреталии» (829-957), содержащие папские «документы» с самых первых времен римской Церкви (с 77 г.). Согласно декреталиям, папа получил всю полноту верховной власти во Вселенской Церкви от апостола Петра, а предстоятели поместных Церквей пользовались властью, полученной ими от папы. Однако во времена Реформации стало ясно, что все эти «документы» являются либо подложными, либо искаженными, что свидетельствует о незнании их составителями истории и о грубой фальсификации событий. Например, сфальсифицирована переписка лиц, отделенных между собой целыми столетиями (папа Виктор I (189-199) пишет Феофилу Александрийскому (около 400)), древнейшие епископы Рима цитируют Священное Писание по переводу блж. Иеронима (405), некоторые епископы, жившие еще во времена языческого Рима, жалуются на посягательство мирян на церковную собственность и т.п.
    На таком же вымысле и подлогах основаны канонические сборники: «Коллектори-ум», или «Декретум», составленный епископом Вормским Бурхардом (1025), сборник Луккского Анзельма (1086), «Компендиум», или «Коллекцио канонум» (1086-1087)кардинала Дейсдедита, «Декретум Грациани» (XII в.) монаха Грациана и другие.

    К каким последствиям для христианской Церкви привели властолюбивые амбиции Рима?
    Претензии пап на верховную власть над всей Церковью, а также одностороннее изменение ими Символа Веры (об исхождении Святаго Духа «и от Сына» - «filioque») стали главной причиной отпадения Западной Церкви от Православия в 1054 году. Непосредственным поводом отпадения послужили действия римских легатов, которые, явившись в Константинополь, требовали от Патриарха признания правомерности претензий пап на Вселенскую власть и «филиокве» , но, получив отказ, составили акт отлучения Патриарха и всей греческой Церкви и, торжественно прочитав его во время богослужения, оставили на престоле в Софийском соборе и покинули Константинополь.     Рим не осудил действие легатов, после чего единство Церквей было окончательно разорвано. В дальнейшем признание главенства папы ставилось Римом в качестве обязательного условия для любых попыток «воссоединения» Западной и Восточной Церквей.

    Исходя из изложенного, что можно сказать об учении римо-католичества о главенстве папы?
    Это учение противоречит Священному Писанию, Священному Преданию и историческим фактам, а потому абсолютно ложно и еретично. Попытки его практического осуществления привели к тягчайшим последствиям для христианства - отпадения католичества от Православия.

    *По благословению Симона, епископа Мурманского и Мончегорского. - Трифонов Печенегский монастырь. М.: Ковчег, 2003.

Продолжение в след. номере

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.