Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

 

Православный противокатолический катехизис*

Продолжение. Начало в № 8(50)

2. О папской непогрешимости

    В чем заключается учение римо-католиков о папской непогрешимости?
    Согласно этому учению, римский первосвященник как наместник Христа и глава всей Церкви обладает безошибочностью учительства в вопросах веры и нравственности в силу пребывания в нем Духа Святаго.

    Когда появилось это учение?
    Учительская непогрешимость римского первосвященника всегда рассматривалась католиками как естественное следствие учения о главенстве папы как преемника апостола Петра и наместника Христа и упоминалась на римском поместном соборе 863 г. при папе Николае I и других соборах, однако в качестве официального догмата учение о папской непогрешимости было принято в 1870 г. I Ватиканским собором и повторено II Ватиканским собором.

    Признавала ли неразделенная Православная Церковь непогрешимость римских пап?
    Нет, не признавала: для решения важных вопросов веры собирались Вселенские Соборы, на которых папские легаты даже не всегда присутствовали, и ни на одном из них папа не председательствовал.

    Но может быть папы в действительности обладали непогрешимостью в вопросах веры?
    Нет, не обладали. Известны многочисленные случаи, когда папы впадали в еретические учения и вероотступничество, отменяли или изменяли вероучения своих предшественников. Так, папа Виктор (192) одобрял монтанистскую ересь; папа Марцеллин (296-303) вошел в храм Весты и принес жертву богине; Либерии (358) согласился на отлучение Афанасия Великого и решился принять арианство для того, чтобы его освободили из ссылки и возвратили прежнюю кафедру; Зосима (417—418) одобрял пелагианскую ересь; Гонорий (625) придерживался монофелитской ереси, за что был осужден VI Вселенским Собором; Лев III (809) отвергал учение о «филиокве» и заповедал католикам никогда его не принимать; Бенедикт VIII (1014) ввел его в Символ Веры; Григорий Великий (590-604) отвергал папское превосходство, доказывая, что стремление к власти над всей Церковью одного из ее предстоятелей может поколебать Вселенскую Церковь в ее основаниях, а Бонифаций VIII (1302), Евгений IV (1439), Павел IV (1559) утверждали ее в своих буллах; Сикст V (1585-1590) обнародовал издание Библии и своей буллой одобрил ее чтение, Пий VII (1800-1823) осуждал читающих ее; Климент XIV (1769-1774) уничтожил орден иезуитов, дозволенный Павлом III (1534-1549), Пий VII восстановил его. Список этот далеко не полный.

    Каково было отношение римских епископов к догмату о непогрешимости папы?
    Догмат вызвал большие споры и был принят I Ватиканским собором только в результате давления на его участников со стороны папы. С уничтожающей критикой догмата выступил на соборе с речью католический архиепископ И. Ю. Штроссмайер. Приведя десятки примеров, когда папы «с кафедры» принимали и отменяли решения свои и своих предшественников, а также примеры тягчайших грехов, совершенных многими папами, он сказал: «Если вы определяете непогрешимость теперешнего римского епископа, то должны признать непогрешимость всех его предшественников без исключения... Можете ли вы это сделать и доказывать, что корыстолюбивые, кровосмесители, убийцы, свято-купцы - папы были наместниками Иисуса Христа?»

    Исходя из вышеизложенного, какую оценку должно получить учение римо-католиков о непогрешимости папы?
   Как учение еретическое, противоречащее Священному Преданию и исторической действительности.

3. Учение об исхождении Святаго Духа

    Что говорит святоотеческое учение об исхождении Святаго Духа?
    В Никео-Цареградском Символе Веры (325 и 381 гг.) - неколебимой основе православных христиан IV-X вв. - говорится: (Верую) «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго» (Который от Отца исходит). Учение об исхождении Святого Духа от Отца преподал Своей Церкви Сам Иисус Христос, засвидетельствовали апостолы, утвердили Вселенские Соборы.

    Как исповедует исхождение Святоаго Духа римо-католичество?
    Католическая церковь исповедует, что Святой Дух «от Отца и от Сына исходит». Добавка «и от Сына» - «filioque» («филиокве») была официально внесена в Символ Веры папой Бенедиктом VIII в 1014 г. односторонне, без обсуждения на Вселенском Соборе.

    Что явилось причиной принятия Римом «filioque» - нового учения об исхождении Святаго Духа?
    Принятию дополнения «и от Сына» предшествовало длительное давление на пап светской власти, в том числе императора Карла Великого, желавшего подчеркнуть свою независимость от Византии, и короля Генриха I, а также самостийное внесение «filioque» в Символ Веры отдельными западными церквами в VI-X вв. и стремление самих пап занять главенствующую учительскую роль в христианском мире.

    Чем мотивируют римо-католи-ки свое учение?
    Сторонники «filioque» оправдывают свое учение тем, что Сын Единосущен Отцу и, следовательно, все, присущее Отцу, свойственно и Сыну.

    Что говорит об исхождении Святаго Духа Священное Писание?
    Об исхождении Святаго Духа только от Отца прямо говорит Сам Иисус Христос, когда предвещает апостолам: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26).

    Насколько серьезным изменением для христианского учения является внесение «филиокве»?
    «Филиокве» служит не только прецедентом, открывающим двери для принятия других противоречащих Божественному Откровению нововведений в саму суть христианской веры, но имеет важное догматическое значение. «Филиокве» нарушает единоначалие Бога Отца, то есть Отца - как единого начала (по Своему иерархическому положению все три Лица Пресвятой Троицы равновелики), и ведет к дуализму и нарушению Нераздельности Пресвятой Троицы. (Нераздельность Пресвятой Троицы была отвергнута католиками на II Ватиканском соборе путем выделения «Отца» в самостоятельного «Бога» и отождествления Его с «Верховными Божествами» язычников.

    Какое практическое последствие для христианства имело принятие римо-католиками «филиокве»?
    «Филиокве» явилось одной из основных причин отпадения Западной церкви от Православия в 1054 г., а его принятие христианами, вслед за признанием вселенского главенства папы, до II Ватиканского собора использовалось римо-католиками в качестве обязательного условия при составлении и практическом исполнении уний (договоров о «воссоединении» Западной и Восточных Церквей), на самом деле содержащих отречение верующих от Православия и принятие католичества.

    Согласно изложенному, что следует сказать об учении римо-католиков об исхождении Святаго Духа «от Отца и от Сына»?
    Это учение противоречит Божественному Откровению, наносит непоправимый вред христианству и является ложным и еретическим.

4. Учение о первородном грехе

    Каково православное учение о первородном грехе?
    Согласно Священному Писанию и учению Православной Церкви, Бог создал человека по образу и подобию Своему (см.: Быт. 1, 26), совершенным душою и телом, безгрешным по естеству и свободным по воле; но он был доступен греху, и согрешить или нет, зависело от его свободной воли выбора. Падение, происшедшее вследствие отвержения воли Божией, повлекло за собой лишение человека Божией благодати и искажение природы человеческой: повреждение сил души человека (см.: Там же. 3, 7-13), изменение его естества (см.: Там же. 3, 21), помрачение в нем образа Божия. В результате отвержения воли и заповедей Божиих разумными существами (падшими духами и человеком) в мир вошли грех и зло.

    Как учат о первородном грехе католики?
    Католики стали учить, что Бог создал человека из двух противоположных, не могущих не противоборствовать друг другу частей (души и тела, разума и чувственности), и до падения существо человека удерживалось в гармонии сверхъестественным даром «благодатной праведности», данной Богом праотцам. С падением человек лишился благодати и гармонии, но природа его осталась неповрежденной. Католики не объясняют, почему, несмотря на сверхъестественный дар благодати, низшие силы одержали верх над Высшими.

    Что следует из учения католиков?
    Из католического учения вытекает, что Бог либо не мог своей благодатью спасти человека, либо отнял у него благодать до его падения. Следовательно, Бог либо не обладает всемогуществом, либо Сам является источником греха и зла в мире, что противоречит христианскому учению о Боге.

    Что можно сказать об учении римо-католиков о первородном грехе?
    Это учение противоречит Божественному Откровению и является ложным и еретическим.

5. Учение о сверхдолжных заслугах святых и об индульгенциях

    В чем заключается римо-католическое учение о сверхдолжных заслугах святых?
    По католическому учению, возникшему в XIII-XIV вв., человеку для его спасения необходима некая сумма добрых дел, зависящая от количества его грехов. Святые угодники совершили гораздо более добрых дел, чем нужно для их спасения, так что их излишек образует некую «сокровищницу добрых дел», и папа имеет власть вменять этот излишек людям, имеющим в добрых делах недостаток.

    А что такое индульгенции?
    Это - освобождение грешников от наказания посредством покрытия их грехов за счет сверхдолжных заслуг святых.

    Кому и за что выдаются индульгенции?
    Вначале индульгенции выдавались за какие-либо заслуги перед церковью, но затем стали продаваться за деньги, сделавшись доходной статьей пап. Они продавались не только в освобождение от грехов уже совершенных, но даже будущих. Индульгенции послужили непосредственной причиной раскола католической церкви и возникновения в XVI веке протестантизма. В настоящее время индульгенции выдаются за участие в делах милосердия, совершение паломничества, прочтение определенного количества молитв и т. д., а также за тарифицированные пожертвования на храм и другие церковные нужды.

    Является ли верным все это учение, и должен ли христианин, делая добрые дела, рассчитывать получить освобождение от грехов и жизнь вечную, как нечто должное?
    Нет, это учение принципиально неверно, так как добрые дела являются неотьемлемой обязанностью христианина, не подлежащей непременному вознаграждению, ибо, как учит Спаситель апостолов: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). А апостол Павел говорит: Мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 10). В притче о работниках виноградника Иисус Христос говорит об одинаковой плате всем работавшим, независимо от времени работы (см.: Мф. 20, 1-15). Это свидетельствует о том, что Царство Божие дается не за количество добрых дел, как нечто должное, а как неизреченный дар милости Божией. Вот почему апостол Павел говорит: Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 23).

    Возможно ли перераспределение добрых дел для получения спасения?
    Нет, невозможно, так как в притче о десяти девах Иисус Христос рассказывает: Неразумные же (девы) сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе (Мф. 25, 8-9). Каждый христианин должен сам постоянно творить добрые дела по мере сил и возможностей.

    А что освобождает христианина от наказания за со деланные грехи?
    Освобождает от наказания переживаемое им в таинстве покаяния чистосердечное и глубокое раскаяние в своих грехах с твердым намерением не совершать их далее.

    Способствует ли учение о сверхдолжных заслугах святых и индульгенциях покаянию человека?
    Нет, не способствует. Наоборот, отвлекает от покаяния, так как втягивает его в формальный бухгалтерский учет своих добрых дел и грехов, ничего не дающий для спасения, развивает у него наклонность творения добрых дел с расчетом, создает иллюзию перекрытия грехов добрыми, притом чужими, делами и прощения грехов за тарифицированные денежные взносы, когда богатые получают преимущество над бедными.

    Как следует расценивать католическое учение о сверхдолжных заслугах святых и индульгенциях?
    Учение является еретическим и наносящим большой вред верующим, так как во всем противоречит Божественному Откровению и направляет человека по ложному пути, затрудняющему его спасение.

     *По благословению Симона, епископа Мурманского и Мончегорского. Трифонов Печенегский монастырь. - М.: Ковчег, 2003. С.17-25

Продолжение в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.