Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский
«Духовный сад»

(главы из книги)

 

Беседа о двух Адамах: смертоносном и животворящем

Как в Адаме все умирают,
так во Христе все оживут.

(1 Кор. 15, 22)

    По Адаму сеется во сраме - по Христу восстает во славе.
    От Адама грех - от Христа правда. От Адама немощь и смерть - от Христа сила и жизнь. Подобно Адаму - все умрем, подобно Христу - все воскреснем. Один - человек земной, другой - Человек Небесный. Один - человек телесный, другой - Человек Духовный.
    Христос не воскрес ради Себя, но ради нас. Если Его Воскресение не означает и наше воскресение, то Его Воскресение есть только горечь, а не сладость. Где бы была тогда любовь Божия? И где смысл всего нашего бедного земного бытия? И где смысл Христова прихода на землю?!
    Там, где заканчивается Адам, начинается Христос. Адам заканчивается в гробу, Христос начинается Воскресением из гроба. Адамово колено есть семя под землей, которое гибнет и тлеет, и не видит солнца, и не верит в то, что оно может выйти из-под земли и развиться в стебель с листьями, цветами и плодом. Христово колено есть зеленеющая нива, на которой растет пшеница, и цветет, и созревает, и приносит богатый плод.
    По Адаму не значит, что мы должны умереть однажды, но значит, что мы уже мертвы - все до одного. По Христу не значит, что мы однажды оживем, но то, что мы уже живы, т.е. семя дало росток в земле и скоро потянется к солнцу. Но полный образ смерти есть гроб, а полный образ жизни есть безсмертие в Царствии Божием.
    Ум Адамовых сыновей соглашается со смертью, мирится с тлением и уходит все глубже в землю. Ум Христовых сыновей борется со смертью и тлением и все выше и выше поднимается, чтобы вывести человека к свету, чему и благодать Божия помогает.
    О, Воскресший Господи, отрезви ум всех сыновей людских, чтобы бежали они от тьмы и пропасти и тянулись к свету и Жизни Вечной, которая в Тебе.
Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

Беседа о личном опыте всех апостолов

Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши о Слове жизни.
(1 Ин. 1, 1)

    Вот какая апостольская проповедь! Апостолы не изъясняются ни как светские мудрецы, ни как философы, а меньше всего - как теоретики, которые создают представления о чем-либо, чтобы что-то открыть. Они говорят о вещах, которых они не искали, но которые их неожиданно обступили, о факте, который они обнаружили не самостоятельно. Но, так сказать, он неожиданно сам явился и нашел их. Они не занимались духовными исследованиями, не изучали психологию, и, тем более, занимались спиритизмом.
    Их занятием была рыбная ловля - одно обычное телесное, чувственное занятие. И когда они ловили рыбу, то им явился Богочеловек и осторожно и легко начал их вводить в одно новое для них занятие - в службу Себе. Они Ему не сразу поверили, но осторожно и внимательно, со страхом и недоумением, со многим колебанием, приближались к Нему и познавали Его. Пока много раз не увидели Его своими очами, пока не рассмотрели Его как следует и не ощупали Его руками. Их опыт познания надмирен, но их метод познания этого факта был чувственный и позитивно научный. Ни один современный ученый не смог бы применить более позитивный метод в познании Христа.
    Апостолы видели не одно чудо, но многие чудеса; они слышали не одно поучение, но столько поучений, что все они потом были записаны в книги; они созерцали Воскресшего Господа целых 40 дней: с Ним ходили, с Ним разговаривали, с Ним ели, к Нему прикасались. Одним словом, они лично, из первых рук, имели тысячи чудесных фактов, которыми осознали и утвердили один значительный факт, а именно: то, что Христос есть Богочеловек, Сын Бога Живого, человеколюбивый Спаситель людей и всесильный Судия живых и мертвых.
    О, Господи Воскресший, утверди нас в вере и ревности Твоих святых апостолов.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

Беседа о том,
как мы будем похожи на Того, кого любим

Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем.
Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

(1 Ин. 3, 2)

    До сего момента мы были рабами, а сейчас мы - дети Божий. Были мы рабами зла, а сейчас мы - слуги добра, верховного добра на Небе и земле. Были рабами того, что ниже и хуже человека, а сейчас будем служить Всевышнему и Вседоброму. Истоптаны мы мраком, а сейчас будем участниками Света. До сего нами обладал диавол, грехи, смерть, и мы пребывали в непрестанном страхе, а сейчас будем жить вблизи Бога, в свободе и радости.
    Сейчас... когда сейчас? Сейчас, когда Господь явился на земле в теле, когда дал нам науку света, свободы и жизни; когда славно Воскрес и показался нам в прославленном Своем теле; и когда исполнил все Свои пророчества и обещания Свои. Сейчас мы - дети Божий, сыновья видения и наследники Царства.
    И будем, как Он. Эта истина еще не показала себя, но Он показал, и сейчас этого довольно. Он показал, как прекрасен человек в воскресении, и мы знаем, что мы будем такими, как Он. Апостол Иоанн говорит: «Мы знаем..., что будем подобны Ему». Не говорит: «предполагаем», или: «нам сказано», но говорит: «Мы знаем, что будем подобны Ему». Ведь Он воскрес не ради Себя, но ради нас. Он не восстал из гроба только для того, чтобы показать Свою силу мертвецам без надежды, но чтобы уверить мертвецов, что и они оживут, и чтобы показать им, какими они станут. Апостолы не писали: «Мы знаем ради суеты перед незнающими», но «ради братской любви к людям, чтобы и мы знали».
    О, Воскресший Господи, утверди и в нас это спасительное знание молитвами апостолов Твоих святых.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

Беседа о гонении верующих

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
(2 Тим. 3, 2; Деян. 14, 22)

    Господь Иисус это прорек и Своим примером доказал. И апостолы это повторили и своим примером доказали. И все богоносные Отцы Церкви, исповедники и мученики, так говорили и своим примером доказывали. Надо ли еще сомневаться, что сквозь тесные врата входят в Царство Божие? Надо ли недоумевать нам от того, что через многие неволи приходится входить в Царство Божие? Нет, здесь больше нет никаких оснований или оправданий сомнения. Может ли овца жить среди волков и не быть подвергнута нападению? Может свеча пламенеть посреди перекрестных ветров и не быть охваченной тьмой и безпокойством?
    Так и Церковь устремленных к Богу душ не может быть не гонима, и она гонима язычниками, идолопоклонниками, еретиками, отступниками; от страсти и порока, от греха и беззакония, от мира и демона. Точно так же ни одна устремленная к Богу душа не может остаться без гонения, как внешнего так и внутреннего, до тех пор, пока не покинет тело и мир. Кто-то может противиться этому, доказывая нечто другое, соответствующее своей логике. Но тут не помогут ни разум, ни логика одного человека: тысячи распятых говорят о другом, и тысячи сожженных кричат о другом, и тысячи посеченных доказывают другое, и тысячи утопленных свидетельствуют о другом. О, братья мои, христианская вера сильна не только тогда, когда соответствует чувственному разуму и чувственной логике, но и тогда, когда противится чувственной логике и чувственному разуму.
    Те, кто хочет жить в Боге, будут гонимы. Это апостолы прорекли в начале христианских веков, а двадцать минувших христианских веков вторят им многогласным эхом, которое подтверждает истинность пророчества.
    О, Воскресший Господи, дай нам свет, да будем верными до конца, и дай нам силы выдержать гонения до конца.
Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О силе, которую Бог дает словам пророческим

Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ - дровами,
и этот огонь пожрет их
.
(Иер. 5, 14)

    Видите, братья, что действие слов Божиих различно по отношению к каждому! Слово - как огонь, которому радуется праведник, озябший в холодном мире земном, и слово Божие - как огонь, который сжигает неправедника, согретого этим земным миром материи. Искусные духовники оставили нам свидетельство, что только имя Иисуса, Которое верным приносит силу, радость и обновление - это имя сжигает злых духов, как огонь. Так и каждое слово Божие. Одним оно становится утешением, а других оно раздражает, в одних устраняет гнев, а в других гнев усиливает; в одних вызывает страх и почитание, а в других - насмешку. Здоровым - мед, а больным - горькую хину.
    Но почему народ станет дровами, которые должны гореть? Разве народ виноват в том, что безбожные старейшины и ложные пророки ведут его окольными путями? Не виноват народ в той мере, как виноваты старейшины и ложные пророки, но в малой мере имеет на себе вину. Ведь и народу Бог дал знать правый путь и через совесть, и через проповедь Божиего слова, так что народ не должен слепо следовать за слепыми вождями, если они ведут его ложными путями, удаляя от Бога и Божиего Закона. Бог, братья, праведник, и Он знает меру всякого искривления, и не позволит, чтобы незнающий и малый пострадал так же, как великий и ученый.
    Господи Всевидящий, спаси нас, да не станем слепыми вождями и не будем ведомы слепцами. Укрепи наше сердце, чтобы и как вожди, и как ведомые всегда были Твоими слугами, и только Твоими слугами.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О зле, как о плоде мыслей людских

Слушай, земля: вот, Я приведу
на народ сей пагубу: плод помыслов их;
ибо они слов Моих не слушали
и закон Мой отвергли.

(Иер. 6, 19)

    Видите, братья, где растет и где созревает зло? Не в крыльях Божиих, но в человеческих мыслях. В мыслях человеческих зло бывает посеяно силой демонской, или страстью телесной. В мыслях людских зло растет, и разветвляется, и размножается, и цветет, и листья имеет, и, наконец, являет плоды. Благовременно Бог напоминает людям отречься от злых мыслей своих, пока зло еще не созрело в душе людской и не принесло горькие и смертоносные плоды свои. Благовременно Бог напомнил Каину, но Каин не хотел слушать доброго слова, но допустил, чтобы злая мысль на брата принесла злой плод - братоубийство.
    Какие мысли злы? Все те, которые идут против Закона Божиего, слова Божиего. Злые мысли - это самовольный закон человеческий, который человек самому себе прописывает помимо и вопреки Закону Божиему. Но если человек определенно решается держаться Закона Божиего, то злые мысли становятся немощны, как тени, которые быстро появляются, но так же быстро исчезают. Тогда человек становится хозяином своих мыслей, так как чувствует Бога как Господина над собой. Тогда Закон Божий - Закон, а злые человеческие мысли - ничто. «Я приведу на народ сей пагубу», - говорит Господь. Какую пагубу? Плод их мыслей. То есть: я допущу только то, чтобы они получили то, что посеяли и взрастили; ведь зло - не Мое семя, и не Моя жатва. Зло, которое Я хочу попустить на беззаконных людей, есть плод их злых мыслей. По мыслям своим они могли бы знать то, что заслуживают, так же, как сеятель знает, что вырастет из его семян.
    О Господи, кроткий и незлобивый, спаси нас от нашего собственного зла, которое мы сами в себе взрастили. Отклони злые плоды нашего посева, молим Тебя. И помоги нам выдернуть злое семя из душ наших.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О проклятии человека, надеющегося на человека

Проклят человек, который
надеется на человека и плоть
делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.

(Иер. 17, 5)

    Когда человек отступает сердцем от Господа, то обычно он полагает свою надежду на людей и себя, - иначе на кого бы он мог еще надеяться, когда уже отделил свой челнок от ладьи Божией? Когда он отделил свой челнок от ладьи Божией, то ему ничего другого не остается, как надеяться на свой челнок или на челн своего соседа. Слабая надежда, но - другой нет! Плачевная надежда над бездонной пропастью, но - другой нет!
    Но, о небо и земля, зачем отделил человек свой челн от ладьи Божией? Почему бы человеку ни убежать от самоуверенности? Какую выгоду он имеет, если он считает, что лучше самому справляться с бурными волнами, чем пребывать в Доме Божием, держась за край Его одежды?! С кем же он образовывает союз, когда разрушает союз с Богом? С кем-то, кто сильнее Бога?
    Безумие, безумие, безумие!
    Да проклят тот, кто возлагает свою надежду на человека! Это Бог сказал один раз, а люди повторили тысячу раз. Разочарованные своей надеждой на человека, люди тысячу раз проклинали того, кто надеется на человека, Бог сказал только то, что люди много раз испытали на себе, на своем опыте, а именно: проклят тот, кто надеется на человека!
    Поэтому, братья мои, давайте надеяться на Бога, Который и есть прочная ладья во время бури. Отдадим себя только Ему, ведь всякий другой союз лишь дьявольский обман.
    На Тебя надеемся, о Господи, Опора наша и Прибежище наше. Ты нас свяжи узами и не дай нам отделиться от Тебя.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.