../christian-spirit.ru/sait.css"


   

 

ИСТОРИЯ

 

 

На главную

   

Раскол

13 / 26 мая в Москве состоялся Собор Русской
Православной Церкви (1667 г.), который предал
анафеме отпавших от Церкви мнимых старообрядцев

    Середина XVII века связана с наиболее драматическим периодом церковной жизни, который в значительной мере повлиял на всю последующую историю Русской Церкви. Речь идет о церковном расколе, который обычно связывают исключительно с исправлением богослужебных книг. Исправление ошибок в церковных книгах было необходимо, поскольку при многократном переписывании появлялись ошибки. Правка по древним текстам начата была и до Патриарха Никона, сам же он действовал вполне осмотрительно, долго изучая проблему и рассматривая ее на Соборе 1654 г. И если бы речь шла только об исправлении книг, то в его необходимости можно было бы со временем убедить народ. Однако после Флорентийской (1439) и Брестской (1596) уний, после занятия турками Царьграда (1453) Православная Русь уже осознавала себя хранительницей чистоты веры как «Третий Рим», и потому настороженно встречала любое вмешательство иностранных правщиков в свои «древние книги», по которым служили их деды. Это-то не вполне разумное «цепляние за букву», за «традиции» привело со временем к тому, что «закон» стал преобладать над «благодатью», что и породило ожесточенность ревнителей «старого обряда».
Большой Московский Собор 1667 г. произнес общую анафему на всех последователей раскола и постановил по примеру древней Церкви общее правило - подвергать их наказанию не только церковному, но и по гражданскому. «И нельзя не признать, - пишет митр. Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви», - что эта общая анафема на раскольников была неизбежна и совершенно справедлива.
Раскольники еще прежде, до соборной на них анафемы, сами, так сказать, изрекли на себя анафему и отсекли себя от Церкви. Сущность их учения, как уже достаточно открылось из их писаний и словесных заявлений на Соборе 1666 г., состояла не только в том, что они хотели держаться одних старопечатных книг, мнимо старых обрядов и не покорялись церковной власти, не принимали от нее новоисправленных печатных книг, но вместе и в том, что они считали эти последние книги исполненными ересей, самую Церковь называли еретическою и утверждали, что Церковь более не Церковь, архиереи ее - не архиереи, священники - не священники, и все ее таинства и чинопосле-дования осквернены антихристовою скверною; раскольники не только противились Церкви, но совсем отрицали ее, и по своим убеждениям были уже совершенно отделены от Нее.
Необходимо было, чтобы и Церковь со своей стороны всенародно объявила, что она не признает их более своими чадами, т.е. чтобы она анафематствовала и отсекла от себя тех, которые еще прежде самовольно отпали от нее и сделались ее врагами. Со времени этой-то анафемы, произнесенной на раскольников Большим Московским Собором, и начал существовать в России раскол как особое общество верующих, именующих себя старообрядцами, совершенно отдельное от Православной Церкви и враждебное ей. Не Церковь отвергла их и отвергает, но они сами еще прежде отверглись Церкви и не перестают упорно отвергать ее, называя ее в своем жалком ослеплении „духовною блудницею", а всех верных чад ее, всех православных - „сынами беззакония, слугами антихриста"».

об издании | christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


«Не зло победит, а только любовь»

Царь-мученик Николай II

(Родился 6 / 19 мая 1868 г.)

    ... Взойдя на русский престол, Николай II глубоко осознал ту духовную миссию, к которой Помазанник Божий призван Господом. В самом чине венчания на Царство обрисовывается сущность самодержавной власти. Царь коленопреклоненно читает молитву, полную смирения, покорности и благодарности Богу: «Ты же, Владыко и Господи мой, настави мене в деле, на негоже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем... Буди сердце мое в руку Твою, дабы все устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей, и чтобы и в день Суда Твоего непостыдно воздать Тебе слово»...