Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

 

Православный противокатолический катехизис*

Продолжение. Начало в № 8(50)

6. Догматы о непорочном зачатии Девы Марии и Ее телесном вознесении

    В чем заключается учение о непорочном зачатии Девы Марии?
    Догмат католической церкви, принятый в 1854 г., говорит: «Благословенная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха».

    Правильно ли это учение?
    Нет, неправильно. Из Священного Писания мы знаем, что вина нашего прародителя Адама переходит на всех людей: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, - пишет апостол Павел, - так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12). Следовательно, всякий человек как потомок Адама, происшедший естественным путем, рождается во грехе.

    А не могла ли быть Пресвятая Богородица исключением из этого правила?
    Нет, не могла. Исключением является один Господь Богочеловек Иисус Христос. О Нем Священное Писание говорит: В Нем нет греха (1 Ин. 3, 5), Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. 4, 15), ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2 Кор. 5, 21). О Пресвятой Богородице ничего подобного в Священном Писании не сказано.

    Не умаляем ли мы славы Пресвятой Богородицы, отвергая непорочность Ее зачатия?
     Нет, ибо мы почитаем Пресвятую Богородицу честнейшую Херувимов и славнейшую Серафимов, но эту славу Она имела не изначально, а с тех пор, как Сама непорочно зачала Сына Божия.

    Откуда это видно?
    Из Ее собственных слов, ибо только после зачатия Господа Иисуса Христа Она сказала: Отныне (то есть с сего дня) будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48).

    В чем заключается учение римо-католичества о телесном вознесении Божией Матери?
    Догмат, принятый католической церковью в 1950 г., гласит: «Непорочная Богоматерь Приснодева Мария, закончив путь земной жизни, была взята душой и телом в Небесную Славу».

    Каково отличие этого догмата от православного учения и Священного Предания, говорящих, на первый взгляд, то же самое: что Пресвятая Богородица после Своей смерти (Успения), явившейся следствием первородного греха, была вознесена на Небо душой и Пречистым Своим телом и пребывает на Небесах в уже прославленной Своей плоти?
    Отличие в том, что вопрос о смерти Пресвятой Богородицы у католиков обойден. Это позволяет им говорить (что они и делают) либо о том, что Пресвятая Богородица была восхищена на Небеса, не умерев, живой, что прямо противоречит Священному Преданию, либо, что Ее смерть была добровольной, то есть искупительной, и именовать Божию Матерь «соискупительницей» рода человеческого. Это также противоречит Божественному Откровению, согласно которому Единственным Искупителем и Посредником между Богом и людьми является Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос.

    Что следует сказать об этих догматах римо-католиков?
    Они противоречат Божественному Откровению, а потому являются ложными - еретическими.

7. Отступления в совершении Святых Таинств

    Какие наиболее существенные отступления римо-католиков от древнего Предания в совершении Святых Таинств?
    К наиболее существенным отступлениям относятся следующие нововведения, возникшие в римо-католической церкви уже после ее отпадения от Православия:
    - лишение младенцев Таинства Миропомазания, которое у католиков совершается над детьми только после достижения отроческого возраста (от 7 до 12 лет);
    - лишение младенцев Таинства Причащения также до достижения детьми отроческого возраста;
    - лишение мирян причащения святой Крови Христовой (в настоящее время - не повсеместно).

    Чем мотивируют римо-католики лишение младенцев Таинств Миропомазания и Причащения?
     Они объясняют это тем, что дети до достижения отроческого возраста не имеют вменяемых им собственных грехов и сознательной веры, следовательно, эти Таинства не могут принести им какой-либо пользы.

    А как относилась к этим вопросам древняя христианская Церковь и относится современное Православие?
    В древней христианской Церкви эти Таинства совершались, и в современной Православной Церкви совершаются над детьми по вере приносящих или приводящих их взрослых и считается, что принятие Таинств сообщает детям благодать Святаго Духа, способствующую их духовному укреплению и возрастанию.

    А в каком виде было заповедано Иисусом Христом совершать Таинство Причащения?
    Господь установил совершать это Таинство причащением Своего Тела и Своей Крови. В Евангелии об этом повествуется так: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).

    Если Сам Иисус Христос причастил апостолов под двумя видами, то почему католики не следуют Его примеру и лишают мирян причащения Крови Спасителя?
    Они говорят, что пример причащения Спасителем апостолов не относится к мирянам, а только к священникам, как апостольским преемникам.

Крестины. Картина художника
Петра Коровина (1896 г.)

    Есть ли в Евангелии прямые указания на то, что причастие Крови Господней должно относиться не только к апостолам, но ко всем без исключения?
    Да, есть: Господь говорит, обращаясь ко всему слушающему Его народу: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53-54, 56).

    Как же поступали апостолы и следовала древняя Церковь, причащая верующих?
    Апостол Павел говорит, обращаясь ко всем коринфянам: Когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор. 11, 26-28). И древняя христианская Церковь следовала наставлениям Господа и апостолов.

    Что можно сказать об изменениях римо-католиков в совершении Святых Таинств?
    Эти изменения противоречат Преданию дрехристианской Церкви и Святому Писанию и, являясь ложными и необоснованными, ведут к отстранению младенцев и мирян от воздействия благодати святаго Духа.

    Исходя из изложенного, как следует расценивать в общем важнейшие нововведения римо-католичества, произведенные до II Ватиканского собора?
    Все они являются абсолютно ложными, еретическими, так как полностью противоречат Божественному Откровению, Священному Писанию и Священному Преданию, построены на амбициозных, совершенно необоснованных притязаниях Ватикана на верховную власть и безгрешное учительство во Вселенской Церкви и выражают все возрастающее удаление римо-католичества от истинной христианской веры.

II. ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ О РИМО-КАТОЛИЧЕСТВЕ

    Чем характеризуются высказывания Святых Отцов Православной Церкви о римо-католичестве?
    
Преп. Паисий (Величковский). Портрет конца XVIII в.


   
    Эти высказывания, сделанные еще до II Ватиканского собора, произносились Святыми отцами под воздействием Святого Духа, а потому отражают истинное существо римо-католической веры. Они единодушно характеризуют папизм и римо-католичество в целом, как совершенно ложную, оторванную от истинного апостольского христианства еретическую веру, и обличают противоречащие Божественному Откровению нововведения и новоучения Ватикана.

    Какие из этих высказываний наиболее актуальны в наше время?
    Для современности наиболее важное значение представляют слова святителя Игнатия (Бренчанинова), раскрывающие, главным образом, существо «духовного» наследия и «аскетики» католичества, и высказывания святого праведного Иоанна Кронштадтского, разносторонне характеризующие папство начала XX века.
    Святитель Фотий Константинопольский (†891): Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ Веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Святой Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Святой Троице.
    Святитель Григорий Палама (1296-1359): Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына (Творения святителя Григория Паламы, т. 1: Фес-салоники, 1962, стр. 26).
    Святитель Марк Ефесский (†1457): Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними... Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего.
    Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно - что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков.
    Итак, братие, бегитесь от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу - Христа
(см.: Архим. Амвросий (Погодик). Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. - М., 1994. С. 333, 355).
    Преподобный Феодосий Печерский (f1074): Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обезчестили... Нет жизни вечной в вере латинской (Н. Н. Воейков. Церковь, Русь и Рим. Джорданвилль, 1983. С. 239).
    Преподобный Максим Грек (ок. 1480-1556): Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую... (Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. - Тверь, 1993. С. 7).
    Преподобный Паисий (Величковский) (1722-1794) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания. И ниже: латиняне - «не суть христиане (Сочинения о знамении Честного и Животворящего Креста. Рк. БАН, 13. 1. 24, гл. 11, л. 39, 88 об.).


    *По благословению Симона, епископа Мурманского и Мончегорского. Трифонов печенегский монастырь. - М.: Ковчег, 2003. С. 17-25

Продолжение
в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.