Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

 
    Каково отношение Церкви к тем «верующим», которые занимаются разгадыванием судьбы и прибегают за помощью к разным колдунам и экстрасенсам?

    Из самого вопроса, в котором слово «верующие» стоит в кавычках, мы ощущаем сомнение в их верности Церкви, отсюда становится ясным ответ. Но чтобы он основывался на четких доводах, необходимо немного рассказать о колдунах и гадателях, о магии и суевериях вообще, и тогда все станет более вразумительным и доступным для понимания. Все виды гадания, колдовства, чародейства и подобных явлений типа магии и суеверий в целом, основываются на вере древних народов и современных людей в то, что неким образом можно контролировать природные силы, направляя их к исполнению некоей желаемой цели.
    Этим занимаются люди (чаще женщины), обладающие некими личными способностями навязывать свою волю (чародеи, колдуны, маги и т.д.), которым известны магические формулы призвания нечистых духов, а многие из них совершают при этом магические обряды и действия. Содержание этих магических заклинаний остается неизменным из поколения в поколение и передается лицам, питающим особую склонность к общению с падшими духами.
    Во всяком случае, феномен магии настолько же стар, насколько старо само человечество. Магия в самых многообразных видах наблюдалось в истории различных народов еще с глубокой древности. При этом категорически не следует видеть в магии нечто общее с религией, ведь она применялась и с научными целями и во всяких житейских обстоятельствах.
    Как мы уже сказали, магия имеет глубокие корни и всегда употреблялась как ради позитивных, так и ради негативных потребностей, вопреки религии, которая неизменно выражала свободное человеческое стремление в почитании Бога. Магия есть человеческое изобретение, в то время как религия имеет характер Откровения. Кроме этого, цели и методы этих противоположных явлений полностью различны.
    Магические цели и методы не могут иметь, как у религии, благоприятное содержание для всех людей, но всегда преследуют личные корыстные интересы.
    Магия предполагает соблюдение неких строгих правил, которые изучаются подобно научным дисциплинам и не содержат в себе религиозных понятий. Можно сказать, что они ближе всего стоят к изучению природы определенных бесовских явлений. В основе всякой магии существует абсолютная приверженность неким строгим законам.
    Исследовать истоки магии нелегко, поскольку следы ее теряются в глубинах истории и широтах географии. Психология и понятия древних народов были иными, в отличие от современных. У первобытных людей в основном преобладал безсознательный элемент в организации жизни. На основе некоторых проявлений мы все-таки можем магию описать, но это совсем не значит, что сможем ее понять.
    Существует два вида магии: «белая» и черная. Методы и источники обоих видов одни и те же (союз с дьяволом), но цели - различны. С помощью «белой» магии достигается нечто желаемое, а с помощью черной - нечто пагубное для других. В цели магии входит навязывание человеческой воли природе, исправление видимых вещей, которые будто бы несовершенны, препятствие развитию нежелательных событий и подчинение всего, что не отвечает требованиям определенного лица или группы людей. Нередко магия носит мстительный характер.
    Истинная вера не терпит и не сочувствует никаким проявлениям магии, гадания и суеверия. Чем слабее у человека вера, тем сильнее его подверженность магии. Что касается христианства, то здесь исключается всякая связь с магией по причине Богооткровенного его характера и учения о Любви. Христианские чудеса, праздничные события, церковные обряды и Святые Таинства не имеют ничего общего с магией, поскольку это веросодержательные действия, а не магические.
    Магия имеет связь с идолопоклонническим восприятием мира. Посему Пророки Ветхого Завета ревностно боролись против нее. Единобожие сохранило Израильский народ от магических катаклизмов, так как волхование было тогда очень развито и применялось многими народами. Магия предполагает знание некоторых определенных вещей (раскладывание карт, расположение линий на ладонях, разглядывание кофейной гущи, определенный способ гашения углей и т.д.). Кто этим занимается, тот, пользуясь некоторыми тайными природными и надприродными знаниями, находится на службе у падших духов, стремится исполнить потребности диавола, идя наперекор воле Божией, и при этом часто использует священные предметы (крест, иконы, святую воду и т.д.). Только надо твердо знать: Бог в магии не присутствует.
    Глубина кризиса у отдельных народов, как экономического, так и политического, часто напрямую соответствует степени развития отдельных видов магии: предсказаний, гаданий судеб, появление ложных «спасителей» и всего того, что с легкостью влияет на сознание доверчивых людей с целью управления их волей. Особенно это заметно в сербском народе сегодня, когда Сербия переживает общий кризис - разные колдуны, «целители», биоэнергетические умельцы появляются ныне, как грибы после дождя. А наш народ, не наставленный как следует в своей вере, становится легкой добычей лжецов. Человеку вообще присуща такая особенность: чем вещь таинственней, тем она притягательней. Оттого люди начинают восхищаться некоторыми фокусами колдунов и безоглядно им доверяют. Им интереснее послушать какую-нибудь деревенскую бабку, а не священника в церкви, Владыку или Патриарха. К сожалению, за свое легковерие приходится дорого платить (и не только деньгами), не столько материальными потерями, но, чаще всего, непоправимым вредом, нанесенным душе.
    Кто-то мог бы сказать, что в религии существует нечто по внешнему виду напоминающее элементы магии. Но это лишь на первый взгляд. Все, что происходит в Церкви по вере людей, имеет другой смысл. Так, скажем, наперекор разным аномалиям, присущим магии, в христианстве имеется Честной Крест и остальные священные предметы, которые имеют чисто духовный смысл, ведь их благодатное действие не зависит от личных способностей священника и никогда не употребляется в негативных целях.
    Поэтому Церковь осудила и продолжает осуждать все виды магии или таинственных действий, а также предсказания и суеверия. Такие проявления являются антихристианскими и лишенными благодати. Магические действия не имеют ничего общего с безграничной любовью и промыслом Божиим, которые проявляются ко всем, никого не ущемляя. Магия несет рабство человеческой душе, а религия, в зависимости от силы веры, - свободу.
   Магические действия всегда совершаются вне Церкви. Со времен Симона Волхва (см.: Деян. 8, 9-24) и по сей день Церковь постоянно осуждает магию. Осуждение и запрет таковых явлений мы встречаем и в Ветхом Завете. В те времена суд за волхование был очень строгим - смертная казнь: Ворожеи не оставляй в живых (Исх. 22, 18).
    Святая Церковь не только запрещает магические действия, гадание и колдовство всякого рода, но и предписывает каноническое наказание для тех, кто этим занимается. Такое же строгое отношение имеет Церковь и к людям, ищущим «помощи» у магов.
    Обращающихся к магам, колдунам, предсказателям с тем, чтобы удовлетворить свои желания и страсти, и вообще всех тех, которые принимают в своем доме таких людей, Церковь в соответствии с 83-м правилом Св. Василия Великого осуждает на шестилетнее отлучение (от Причащения).
    А по 65-му правилу того же Святителя, колдуны, гадатели и чародеи подпадают под епитимию, предназначенную для убийц, то есть 20-летнее отлучение за то, что через призвание демонов и магические действия они приносили вред здоровью и жизни других людей. А также другие каноны (61-й Трульского Собора, 36-й канон Ла-одикийского Собора и т. д.) предусматривают подобные наказания. Среди них самым строгим является 3-й канон Григория Нисского, брата свт. Василия Великого, который всех людей, приверженных магии, приравнивает к неверующим в Бога, и на них накладывается епитимия, предназначенная для добровольно отрекшихся от веры Христовой, т. е. полное отлучение от Церкви и покаяние на протяжении всей жизни, а Причащение таковым дозволялось только перед смертью.
    Такова позиция Церкви. Только сегодня преобладает недопустимая толерантность, что свидетельствует о недостаточном понимании этого предмета как со стороны некоторого священства, так и со стороны паствы. Слаба ревность за чистоту Веры Православной!
    Пусть наш краткий обзор данного вопроса будет предупреждением для всех истинно желающих спасения, как для пастырей, так и для верующих.
    Мир вам и благословение от Господа!

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.