Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

Православный противокатолический катехизис*

Продолжение. Начало в № 8(50)

III. НОВОЕ ДОГМАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ РИМО-КАТОЛИКОВ,
ПРИНЯТОЕ II ВАТИКАНСКИМ СОБОРОМ

I. Сущность нового догмата и его общее обоснование

    Почему II Ватиканский собор следует рассматривать в качестве разделительного рубежа в истории римо-католичества, в корне изменившего существо католической веры?
    Потому что на II Ватиканском соборе 1962-1965 гг., получившем название «модернистского» и «экуменического», с одной стороны, была декларирована приверженность римо-католиков традиционному католическому учению, которому была придана направленность христианского экуменизма... с другой стороны, было принято новое догматическое учение о Церкви, Боге, спасении человека и Божественном Откровении, выражающее межрелигиозную экуменическую (или суперэкуменическую) политику римо-католичества и его перерождение из христианства в неоязычество.

    В чем заключается основной смысл нового учения, отражающего межрелигиозный экуменизм римо-католиков?
    II Ватиканский собор заявил и «обосновал» положение о единой вселенской универсальной церкви, в которую по-разному входят и должны войти как все христиане, так и верующие нехристианских религий, где спасение может происходить различными путями, сообразно с верой человека.

    Каким образом выражено собором это революционное учение?
    Оно содержится в «Догматическом постановлении о Церкви» - главном документе собора и «Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям». Согласно Догмату о Церкви (пп. 13-16), собор заявляет, что к «кафолическому единству Народа Божия» (то есть ко Вселенской Церкви) «по-разному принадлежат или предназначены» все, «призванные благодатью Божией ко спасению»: и все христиане, и еще не принявшие Евангелие «различными путями» иудеи, мусульмане и др., признающие Творца, и те, которые только ищут Бога, - всех их объемлет Промысл Божий, и они могут «наследовать вечное спасение».
    Это учение собора повторяют католический катехизис (1992) и папа Иоанн Павел II в своей книге «Переступить порог надежды» (1994), которые выражают официальную позицию Ватикана.

    Так что же, разве римо-католики отрекаются от Иисуса Христа, как Единого Спасителя мира?
    Нет, они по-прежнему продолжают говорить, что Иисус Христос, Единородный Сын Божий, - Единственный Спаситель мира, Избавитель и Искупитель человечества, единый Посредник между Богом и людьми и без Него спасения быть не может: «Один только Христос Посредник и путь ко спасению и Он присутствует для нас в Теле Своем, которое есть Церковь (...), в которую, как чрез дверь, люди входят через Крещение. Поэтому люди, знающие, что кафолическая Церковь основана Богом чрез Иисуса Христа, как необходимая, но все же не желающие или войти в нее, или оставаться в ней, не могут спастись».

    Следовательно, римо-католики считают обязательным условием спасения иудеев, мусульман и др. нехристиан - отречение от своей веры, принятие христианства и крещение?
    Нет, об этом нигде не говорится. Наоборот, подчеркивается, что есть различные пути спасения.

    Как же тогда вера в Иисуса Христа как единого Спасителя мира совместима (что кажется совершенно невероятным) с верой о спасении в нехристианских религиях?
    В упомянутой выше книге папа Иоанн Павел II так это объясняет, ссылаясь на решения II Ватиканского Собора. Он говорит, что в Предании (католической церкви) издавна укоренилось представление «о так называемых semina Verbi (семенах Слова). Семена эти есть во всех религиях». То есть все религии в той или иной мере богооткровенны, и в них уже присутствует Иисус Христос как Сын Божий, Бог Слово (Логос). Разумеется, никаких «семян Слова», как и никакой доли Богооткровенности, в нехристианских религиях нет. В них есть только человеческие измышления и «семена», посеянные лукавым... «Можно сказать, - заявляет папа, - что позиция собора воистину вдохновлена заботой обо всех. Церковь руководствуется верой, что Бог Создатель хочет спасти всех в Иисусе Христе, Единственном Посреднике между Богом и людьми, поскольку Он всех искупил». Поэтому «Святой Дух плодотворно действует и вне видимого организма Церкви (ср. LG - Свет народам, 13**). Действует Он, опираясь именно на те semina Verbi, которые образуют как бы общий сотериологический*** корень всех религий»1.

    Однако всегда считалось, что христианство и нехристианские религии совершенно не совместимы друг с другом, и возможность действия в нехристианстве спасающей силы Святого Духа вызывает, мягко говоря, недоумение. Что говорит об этом собор?
    Собор, как раз, наоборот, подчеркивая призвание нехристиан Божией благодатью ко спасению различными путями, «доказывает» существование духовной близости к христианам иудеев, мусульман и некоторых язычников, их веру в «Творца» и «Бога», что, по его мнению, и дает им право на спасение.

2. «Духовное родство» христиан и иудеев

    Что говорит собор о «духовном родстве» христиан и иудеев?
    Об иудеях говорится, что это «народ, которому были дарованы заветы и обетования и от которых Христос по плоти (ср.: Рим. 9, 4-5), народ в отношении к избранию возлюбленный ради отцов; ибо непреложны дары и призвание у Бога (ср.: Рим. 11, 28-29)» (п. 16 Догмата, абзац 1). «Собор памятует об узах, соединяющих духовно народ Нового Завета с потомством Авраама... Церковь не может забыть... что она питается от корня тучной маслины, к которой были привиты ветви дикой маслины, то есть языческие народы (ср.: Рим. 11, 17-24). Ибо Церковь верует, что Христос, мир наш, примирил иудеев и язычников на Кресте, и сделал из обоих Себе одно (ср.: Еф. 2, 14-16)» (раздел «Еврейская религия» Декларации о нехристианских религиях).
    Папа Иоанн Павел II говорит об иудеях как «о старших братьях по вере. Слова эти, впрочем, выражают и то, что сказал собор, и то, в чем глубоко убеждена Церковь»2.
    А католический катехизис, говоря о духовной близости современного иудаизма и христианства, заявляет, что «народ Божий Ветхого Завета и новый народ Божий устремлены к сходным целям: к чаянию пришествия (или возвращения) Мессии. Но с одной стороны чают второго пришествия Мессии, умершего и воскресшего, признанного Господом и Сыном Божиим, с другой - пришествия Мессии, черты которого остаются сокровенными»3.

    Соответствует ли Священному Писанию утверждение собора о духовной близости христиан и иудеев: «узах, соединяющих духовно народ Нового Завета с потомством Авраама» ?
    Нет, не соответствует. Как известно, Авраам получил от Бога обетование, что от него произойдет великий народ и в Аврааме благословятся все племена земные (см.: Быт. 12,1-3), а его потомки, через Исаака и Иакова, станут избранным Народом Божиим. Это обетование исполнилось в еврейском народе в ветхозаветные времена. Однако, когда иудеи не приняли Иисуса Христа, Он предрек: Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 11-12). Или еще: Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43), что было выполнено после распятия Христа иудеями.

Братское приветствие

    А не говорят ли о духовном родстве христиан и иудеев приведенные ссылки на послание апостола Павла к римлянам?
    Нет, взятые в контексте послания они свидетельствуют об обратном: духовном разделении христиан и иудеев, лишении иудеев Царства Небесного и передачи Его язычникам. Читаем после указанной собором ссылки (см.: Рим. 9, 4-5): Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его... не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя (Рим. 9, 6-8), и далее, ссылаясь на пр. Осию: «Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною... вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога Живаго (Рим. 9, 25-26). И в ссылке (см.: Рим. 11, 17-20), указанной собором, апостол Павел говорит не только то, что язычники стали наследниками Авраама по обетованию, но и то, что неверующие во Христа иудеи лишились Царствия Божия: Некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их... Они отломились неверием, а ты держишься верою (Рим. 11, 17, 20). В Послании же к Ефесянам (см.: Еф. 2, 14-15) Апостол говорит, что Христос примирил на Кресте Плотию и Кровию Своею верующих в Него язычников и иудеев, то есть христиан, а о примирении неверующих нет ни слова.

    Но, может быть, существующие верования христиан и иудеев на самом деле духовно близки друг другу?
    Нет, и в действительности веры христиан и иудеев духовного родства не имеют: иудеи отвергают Новый Завет и все христианские духовные Истины: о Пресвятой Троице, об Иисусе Христе как Богочеловеке, Сыне Божием, Спасителе и Судии, считая Его обычным человеком, не имеющим отца, о Пресвятой Богородице, возводя злостную хулу на Нее и Ее Сына, и другие.

    А в чем тогда заключаются различия и общность поклонения: христиан - Истинному Богу Пресвятой Троице, древних иудеев - Истинному богу Иегове и современных иудеев - ложному богу Иегове?
    Разумеется, Один и Тот же Истинный Бог, Которому поклоняются христиане - Пресвятая Троица, - сотворил мир (см.: Быт. 1), и Ему поклонялись древние евреи, что подтверждается тем, что Он явился Аврааму в виде Трех Странников (см.: Быт. 18, 1-5); однако для ветхозаветного человека это было тайной, которую открыл людям Иисус Христос в Евангелии. Но так как иудеи не приняли Истинного Бога (Иисуса Христа и Троицу) и были сами Им отвергнуты, то эта тайна осталась для них скрытой за семью печатями, и они теперь поклоняются ложному богу, который хотя и носит древнееврейское имя Истинного Бога - Яхве, или Иегова, но является несуществующим нетриипостасным богом-идолом.

    Как следует расценивать заявление католического катехизиса, относящееся к современным иудеям, о том, что Народ Божий Ветхого Завета и новый народ Божий устремлены к сходным целям и каждый из них по-своему ожидает прихода Мессии?
    Здесь как раз происходит попытка подмены богооткровенной ветхозаветной религии абсолютно ложной религией современного иудаизма. Действительно, ветхозаветные иудеи ожидали прихода Мессии, Спасителя еврейского народа. Но теперь, после отвержения ими Иисуса Христа, они ожидают прихода другого «мессии», который, согласно христианской вере, будет антихристом. Так что утверждение о «сходных целях» и ожидании иудеями мессии является совершенно ложным, ибо представляет мессией антихриста и приравнивает жизнь будущего века - Небесное Царствие Божие, ожидаемое христианами, к царствию антихриста на земле, ожидаемому иудеями.

    А как расценить объявление римо-католиками современных иудеев нашими «старшими братьями по вере» ?
    Совершенно очевидно, что такое объявление полностью противоречит основам христианской и иудейской вер, и его можно сделать, зная суждение иудаизма об Иисусе Христе и Его Пречистой Матери (возводящего на Них злостную хулу), только в том случае, если отказаться от непреложности христианских истин об Иисусе Христе как Богочеловеке, Едином Спасителе рода человеческого, Его воплощении от Святаго Духа и Девы Марии и о Его Пречистой Матери как Богородице и Приснодеве, то есть совершить предательство Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в угоду иудеям.

    Правильно ли заявляет Собор, что «Иудеи не должны быть представленными ни отверженными Богом, ни проклятыми, как будто бы это вытекало из Священного Писания», так как нельзя «учить ничему, что не сообразно истине Евангелия и духу Христову» (Декларация о нехристианских религиях, раздел «Еврейская религия»)?
    Нет, неверно, Священное Писание говорит об обратном. Например: притча Иисуса Христа о злых виноградарях (см.: Мф. 21, 33-45; Мк. 12, 1-12; Лк. 20, 9-19) или Его пророчество: Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей (Мф. 23, 35-36 и Лк. 11, 50-51), или аналогичные пророчества (см,: Мф. 8, 11-12; 12, 41-42; 12, 43- 45; Лк. 11, 31-32; 21, 23-24). А также слова самих иудеев: И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25). Заявление собора отрицает наличие всех этих стихов в Евангелии и представляет заведомую ложь.

    Исходя из изложенного, что можно сказать об утверждении собора о «духовной близости» иудеев к христианам?
    Оно абсолютно ложно, так как полностью противоречит основным положениям христианства и иудаизма, приводит к признанию «Истинным Богом» нетриипостасного бога-идола Иегову, которому поклоняются современные иудеи, отказу от истины об Иисусе Христе как Едином Мессии, от непреложности истин, о будущем веке как о Небесном Царствии Божием, Иисусе Христе как Богочеловеке, Его воплощении от Святаго Духа и Девы Марии и о Его Пречистой Матери как Богородице и Приснодеве, противоречит многочисленным стихам Нового Завета, доказывающим обратное, а его обоснование построено на извращении их смысла на противоположный и прямой лжи.

    *По благословению Симона, епископа Мурманского и Мончегорского. - Трифонов Печенегский монастырь. М.: Ковчег, 2003.
    ** Догматическое постановление о церкви, П. 13.
    *** Спасающий, ведущий ко спасению.
    1 Папа Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. М., 1995. С. 112-113.
    2 Там же. С. 134.
    3 Катехизис католической церкви. М., 1996. П. 19, С. 205.

Продолжение в следующем номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.