Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

    По сербской традиции люди для освящения воды обычно приглашают священника в дом. Мой сосед никогда не следует этой традиции. Прошу Вас, объясните значение святой воды и зачем нужно ее иметь дома.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа...

    Принятие священника в дом или его непринятие для освящения воды, к сожалению, в нашем сербском народе стало знаком «распознавательным» для тех, кто остается верным своей традиции, и тех, которые считают себя «свободными» от Церкви Православной. Надо сказать, что многие принимающие священника в дом часто не знают, зачем это делают, т. е. не понимают смысла и значения святой воды, да и те, которые не принимают, не знают, чего лишаются.
    Конечно, отказывающиеся от святой воды знают, что приобрели, отбросив веру и свое имя. Многие, возможно, разочарованы своим горьким опытом неверия, но так или иначе, люди, подобные вашему соседу, не желают менять свою «традицию». Все-таки и ради одних, и ради других попробую вкратце дать ответ на поставленный вопрос.
    Прежде всего, вода есть материя, которая все очищает, и которая не требует очистки. В нашем народе есть пословица: «Все вода омоет, кроме черного образа». Под «черным образом» подразумевается нечистая совесть, которая потемнела от грехов. А человек нередко нуждается в омовении этого «черного образа». Вот здесь и может помочь святая вода, ведь обычной воде это не под силу.
    Чтобы вода служила для очищения и освящения тех, кто ее пьет или ею окропляется, Православная Церковь призывает на нее Божие благословение через молитву ее служителей. Оттого вода приобретает силу исцелять душу и тело, отгонять видимых и невидимых врагов, освящать и очищать оскверненные вещи и предметы, необходимые людям для различных потребностей - одним словом, служит к великой духовной пользе верующих.
    Употребление святой воды весьма широко. Она необходима во многих священнодействиях и чинопоследованиях. Ее применяют при непосредственном освящении, а также употребляют уже ранее освященную воду. Святая вода используется при освящении храмов, домов, надгробных памятников и разных других предметов, которые служат человеку.
    В Святом Таинстве Крещения освященная вода становится очистительной, перерождающей, именуется «источником жизни», в котором крещаемый рождается «от воды и Духа Святого» для пребывания в Царстве Небесном.
    Освящение воды имело начало в ранние времена христианства, о чем свидетельствуют древние письменные источники, такие как Апостольские Правила, Евхологион Серапиона Тмуитского (†362), а также труды первых Святых Отцов Церкви: Феодорита, блаженного Иеронима, Епифания и других.
    Несмотря на древность этой традиции, сначала не было постоянно установленного правила, когда, где и как надо совершать водоосвящение. Существовало известное различие в этом обряде. Но не существовало никаких разногласий по поводу того, что освящение воды всегда совершалось при помощи определенных молитв, призывающих Святаго Духа, а также при совершении крестообразного благословения и погружении в воду Честнаго Креста, что и сегодня является главным составляющим элементом всякого освящения воды.
    Сегодня мы различаем два вида освящения воды: «великое» и «малое».
    Великое водоосвящение совершается дважды в год: в Крещенский Сочельник ( в Навечерие Богоявления) и на Богоявление, во время которого вспоминается Крещение Иисуса Христа в реке Иордан, в чем Церковь видит не только прототип омовения грехов, но и действительное освящение природы воды через погружение в нее Воплощенного Бога. Это очень торжественный обряд, при котором, как правило, присутствует много народа, и люди обычно несут освященную в эти дни воду домой. Вода эта именуется Богоявленской, хранится в доме целый год как великая святыня, а используется только при великой нужде (в болезнях или в тревогах, происходящих от воздействия злого духа). В некоторых местах есть обычай, когда священник разносит Богоявленскую воду по всем домам верующих.
    Малое водоосвящение совершается в разных случаях: при церковных чинопоследованиях, при обрядах и по просьбе отдельных верующих. Его можно совершать при всякой потребности, во всякое время и на всяком месте: дома, в поле, во дворе и т. д.
    По традиции Сербской Православной Церкви священник два раза в год посещает дома своих верующих ради освящения воды. Это обычно бывает за несколько дней до Крестной Славы и перед наибольшим христианским праздником - Пасхой Христовой. С приходом священника в дом и освящением воды сходит благословение Божие на весь дом. Ведь по завершении чина освящения воды, священник окропляет все в доме, а также присутствующих людей, которые потом целуют Честной Крест и десницу священника.
    Такое освящение воды в домах не «пустой» обычай, а насущная потребность верующих, которые нуждаются в освящении и очищении через кропление святой водой...
    Наш народ, увы, потерял чувство к святыне и не ощущает искреннего желания очиститься, отсюда проистекает и пренебрежение вековой традицией. Нехорошо, конечно, всю веру сводить только к обряду водоосвящения, но также нехорошо отвергать и благочестивые обычаи нашей христианской жизни. Разумеется, освящение воды имеет смысл только при сохранении всех остальных предписаний Православной Церкви относительно христианской духовной жизни, которую составляют пост, молитва, милостыня, Святые Таинства Покаяния (исповеди грехов), Причащения, и все то, без чего нет спасения души, которое является целью нашего пребывания на земле.

Мир вам и радость от Господа.
Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.