Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
РУСЬ СВЯТАЯ

 

Свт. Василий Кинешемский

31 июля / 13 августа день памяти свт. Василия, еп. Кинешемского

    Епископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 г. в городе Кинешме Костромской губернии в семье священника. Своим христианским воспитанием он целиком был обязан родителям. Они старались оградить детей от влияния мира, зная, как трудно вырвать из сердца терния грехов и страстей, если те уже проросли. Все устроение жизни, окружавшей мальчика с детства, было подобно монашескому. В самый день его крещения, когда Вениамина принесли из храма домой, к ним пришла странница-старушка, которая, глянув на мальчика, сказала: «Это будет великий человек». Были и иные предзнаменования его незаурядного будущего.
    После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию и по окончании ее в 1901 г. со степенью кандидата богословия был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию. От юности интересуясь христианским подвигом, он написал диссертацию под названием «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. Преподавание его так увлекло, что он окончил педагогический институт и решил свою жизнь посвятить педагогике. Но Господь судил иначе.
    В 1920 г. в Костроме митрополит Серафим (Мещеряков) рукоположил его в сан священника. Вскоре о. Вениамин принял постриг с именем Василий - в память Василия Великого. В 1921 г. он был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромского. После хиротонии епископ Василий усилил подвижнические труды. Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, Владыка исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи, посещал монастыри и разбросанные по епархии кружки, которые в короткий срок Владыка организовал в Кинешемском, Юрьевецком, Вичугском, Семеновском и Вязниковском районах. Проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше людей. Некоторые из них совершенно меняли образ жизни. Миссионерская деятельность епископа вызывала у властей большое безпокойство, но повода для его ареста не находилось. Тогда власти стали посылать в храм людей, поручая им во время проповеди задавать Владыке искусительные вопросы, чтобы привести его в замешательство. Но провидя их намерения, он заранее отвечал на многие вопросы. Обличаемые совестью, посланные покидали храм, ничего не спросив.
    Как истинный пастырь, Святитель оберегал свою паству от всякого рода зла и заблуждений. В 1922 г. возникло еретическое церковное течение - обновленчество. Повсюду в стране обновленцы захватывали храмы, изгоняли православных священников и архиереев, которых советские власти предавали на заключение и смерть. В тех приходах, где храм был захвачен обновленцами, Святитель благословлял священников не покидать своей паствы, а Литургию совершать на площадях сел. Пример такого служения он подавал сам, и на эти службы сходились сотни и тысячи людей.
    Литургию святитель Василий служил с величайшим благоговением. Во время совершения проскомидии сослужащие часто видели, что по его щекам обильно текли слезы. Одному из близких людей он рассказывал, что на Литургии Преждеосвященных Даров во время пения «Ныне Силы Небесные с нами...» он воочию видел предстоящие престолу Небесные Силы в образе белых голубей.
    Строгий аскет и подвижник, Святитель был любвеобильно прост в общении. Когда он ездил по епархии, слух о его приезде распространялся быстро, люди торопились увидеться с ним. Для многих встреча с Владыкой стала путеводной звездой на всю последующую жизнь.
    Меньше двух лет прослужил Святитель на кафедре. В 1923 г. его арестовали и на два года сослали в Зырянский край в поселок Усть-Кулом. После ссылки Владыке несколько раз приходилось менять свое место жительства по требованию властей, так как они были обезпокоены проповедями Святителя. В 1928 г. последовал арест и высылка епископа Василия до 1932 г., затем арест 1933 г. Орловским ГПУ и заключение на пять лет, которое Владыка отбывал на строительных работах в Рыбинске. Освобождение в 1938 г., и вновь в 1943 г. 68-летний епископ Василий был арестован. Обвинили его в том, что «он является сторонником истинно православной церкви, ведет активную антисоветскую деятельность, организовал подпольную домашнюю церковь». Объявлен приговор - пять лет ссылки. После тяжелого сердечного приступа Владыка общим этапом был отправлен в красноярскую тюрьму. Но и в ссылке Святитель не оставлял своих духовных детей и поддерживал их письмами, благодаря Господа за Его милости и щедроты. Одной из чад писал: «Не унывай. Доверься вполне воле Божией; склони голову и скажи: да будет воля Твоя. Помолись. В молитве найдешь утешение».
    Подвижнические труды, годы заключения и ссылок подорвали здоровье Святителя, он начал сильно болеть. 13 августа 1945 г. епископ Василий почувствовал приближение смерти и, позвав жившую у хозяйки монахиню, попросил прочесть канон на исход души. Монахиня начала неспешное чтение, Владыка молился. После последней молитвы сам твердым голосом произнес: «Аминь» - и тихо почил.
    18 октября 1985 г. были обретены его честные останки. В июле 1993 г. их перенесли в Свято-Введенский женский монастырь города Иванова, а в августе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святителя Василия.
    В 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор прославил его для общецерковного почитания. Память святого празднуется 31 июля / 13 августа.
    Из духовного наследия святителя Василия сохранились проповеди, но в наибольшей полноте - «Беседы на Евангелие от Марка», в которых явственно слышится голос великого проповедника, обратившего сердца многих людей ко Христу.

 

«Кто колеблется, тот пропал»

Из творений свт. Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»

    Существует распространенное мнение, будто обращение к Богу возможно после самой безпутной жизни и в любой ее период. Поэтому расчетливые грешники в минуты редких угрызений совести иногда утешают себя таким соображением: «Поживем еще в свое удовольствие, ведь надо перебеситься! А под старость будем каяться и молиться! Господь простит!» Такое соображение справедливо лишь условно. Хорошо, если, несмотря на все распутство жизни, человек сумеет сохранить в душе живую веру и любовь к Богу. Тогда спасение для него еще возможно. Но если, падая все ниже и ниже, он дойдет до того состояния, о котором Господь говорит: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6, 3), тогда возрождение для него возможно лишь как особое чудо милости Божией, на которое никто рассчитывать не вправе. Есть много людей, превратившихся почти в животных, для которых духовные переживания совершенно недоступны и которые потеряли всякую чувствительность к духовным влияниям. Это уже духовная смерть. Во всяком случае, борьба с пороком и страстями после продолжительного коснения в них становится невероятно трудной. Диавол и грех не так-то легко уступают свою жертву, и воспоминания бурного прошлого, дурные привычки, сожаления о потерянных наслаждениях еще долго волнуют и распаляют кровь, маня назад и нередко доводя до отчаяния. Нужно почти подвижничество, чтобы стереть с души эти грязные пятна прошлого. Но для подвижничества нужна сильная воля, а воля к этому времени обыкновенно уже расслаблена постоянными уступками пороку. К этому надо еще прибавить, что чем дольше находится человек в угаре грешной жизни, тем крепче он с нею связывается и тем меньше становится его желание порвать с такой жизнью и начать новую, чистую, богоугодную. Вот почему те «мудрецы», которые рассчитывают на покаяние в старости, обыкновенно ошибаются и, дойдя до рокового порога, с ужасом видят, что душа безнадежно заражена пороком, воля расшатана, сил и желания начать новую жизнь нет, и покаяние невозможно... Трагическая развязка неизбежна. Итак, чем раньше начинать борьбу, тем вернее победа. Вступив в борьбу, нужно вести ее решительно, без колебаний. «Кто колеблется, тот пропал», - говорит английская пословица.
    Отбросьте всякое саможаление и не делайте никаких уступок эгоизму. Уступки все равно не спасут, и этим путем мира с диаволом не купишь. Наоборот: там, где он замечает слабость, там усиливает нападение. Сейчас же последуют новые искушения, еще более серьезные, которые потребуют новых уступок. Поэтому не успокаивайте себя обычным софизмом: «Что за беда, если я уступлю в пустяке! На серьезное я не пойду!» Пустяков в духовной борьбе нет, ибо они влекут обыкновенно за собой серьезные последствия...
    Не играйте с искушениями, старайтесь избегать их и не подходите к ним даже из любопытства. Тот, кто таскается по бульварам, ходит на вечеринки или на спектакли, слушает вольные беседы и непристойные анекдоты и воображает при этом, что сумеет сохранить чистоту мысли и сердца, тот глубоко заблуждается...
    Наконец, пользуйтесь для укрепления воли в нужном направлении теми минутами перемирия, которые дает вам злая сила. Искушения не всегда обуревают человека непрерывной волной. В эти минуты нужно заранее готовиться к борьбе с ними путем молитвы, чтения и размышления.
    Но альфа и омега борьбы все-таки в надежде на Господа Иисуса Христа. Ибо нет другого имени под небом... о немже подобает спастися нам (Деян. 4, 12).

Отрывок из творения
«Беседы на Евангелие от Марка». Гл. VI


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.