Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

Пророк Иезекииль

(Память 21 июля / 3 августа)

    

Рис. А. Ивановой

    Происходил из города Сарира и был священником. Его отвели в рабство в Вавилон с царем Иеконием и многими другими израильтянами. Иезекииль, живя в рабстве, пророчествовал 27 лет. Был современником пророка Иеремии. И пока Иеремия учил и пророчествовал в Вавилоне, и его пророчества передавались в Вавилон, а пророчества Иезекиля передавались в Иерусалим. И оба этих святых мужа имели согласие в пророчествах друг друга. И обоих мучил озлобленный и неверный еврейский род. Страшных и неслыханных видений сподобился св. Иезекииль.
    Находясь в плену Вавилонском, он жил близ реки Ховар; и явилось ему дивное видение: он видел отверзшиеся небеса; с севера дул сильный ветер и шло оттуда великое и пресветлое облако; посреди его двигалось пламя, а кругом было блестящее сияние; из этого облака явилось подобие четырех животных, с виду похожих на чистую, раскаленную в огне медь. Каждое животное имело по четыре лица: лицо человека, льва, тельца и орла. Кроме того у них было по четыре крыла, а под крыльями - человеческие руки; два крыла были простерты для полета, двумя другими они покрывали свои тела; огонь клубился между животными, и молния исходила из огня. Видны были также четыре больших колеса, по одному при каждом животном; колеса эти с виду были как камень фарсис, лазурного цвета, как море с золотым отблеском, производимым солнечными лучами. В этих колесах виднелись еще как бы другие колеса; все эти колеса, как бы одушевленные, имели в себе силу жизни и отовсюду полны были глаз, а четверо животных, казалось, были впряжены в эти колеса, как в колесницу; и когда двигались животные, двигались вместе с ними и колеса; когда же животные стояли, стояли и колеса. Во время шествия от крыльев их слышался шум и звук, как бы звук многих вод, как бы шум многолюдного стана. Когда же они стояли, безмолвствовали и крылья их. Так стояли они и безмолвствовали, когда с высоты доносился глас Божий. Ибо над этими четырьмя животными и колесами виднелся небесный свод, подобный кристаллу, и на своде - престол, как бы из сапфира, а на престоле - пресветлый образ человека, и кругом него сияние, наподобие радуги, которая светится в облаках в дождливый день.
    Такое видение славы Господней было святому пророку Иезекиилю. В нем, по толкованию мужей богомудрых и боговдохновенных, пресветлый образ человеческий на сапфировидном престоле прообразовал воплощение Сына Божия в утробе Пречистой Девы, Которая была одушевленным престолом для вочеловечившегося от Нее Бога и была прообразована этим сапфировидным престолом; потому что драгоценный камень сапфир, похожий своим светлым цветом на небо и заключающий в себе, как небо звезды, золотистые частицы, служит образом Пресвятой Девы Марии, в Которой, как и в небесном естестве, нет ни единого порока; чрево Которой явилось пространнее небес, вместивши в себе Невместимого, и Которая, как звездами, украшена многочисленными дарами Божией благодати; четверо животных с четырьмя лицами прообразовали четырех святых евангелистов, из коих каждый, описывая жизнь Христову с людьми на земле, изобразил: Его человечество, прообразуемое в этих животных лицом человеческим; Божество Христово, обнаруживаемое лицом льва; страдание Христово, указуемое лицом тельца; воскресение и вознесение Христово, изображаемое лицом орла. Четыре колеса со множеством глаз, в которых виднелись и другие колеса, были образом четырех частей вселенной, заключающей в себе различные народы; проникнув туда, проповедь апостольская отверзла многим народам духовные очи к познанию и созерцанию Бога; огонь же, двигавшийся посреди виденного откровения, и великое сияние вокруг него являли величие неприступной славы Божией. Также и другие духовные тайны были прообразованы в том дивном и страшном видении, при созерцании которого святой Иезекииль от ужаса пал ниц на землю и слышал свыше от Сидящего на престоле, в подобии человеческом, голос, говорящий ему: «Сын человеческий, встань на ноги твои и Я буду говорить с тобою».
    И вошла в него какая-то невидимая сила, которая подняла его с земли и поставила на ноги. Когда пророк с трепетом стал перед славою явившегося ему Господа, Господь сказал ему: Сын человеческий! Я пошлю тебя к дому Израилеву, к людям, огорчающим Меня, которые оскорбили Меня; они и отцы их отреклись от Меня до самого нынешнего дня; это люди с огрубелою душою и жестоким сердцем: к ним Я пошлю тебя, и ты скажешь им слова Мои; не устрашись лица их, если они и рассвирепеют и окружат тебя, как скорпионы (Иез. 2, 3-4).
    Когда Господь это говорил, Иезекииль увидал простертую к себе руку и в ней книжный свиток; рука та развернула перед ним этот свиток, и было в нем написано внутри и снаружи: «Плач, и стон, и горе». И сказал ему Господь: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву (Иез. 3, 1).
    Иезекииль, открыв уста свои, съел этот свиток, и он был в устах его сладок, как мед. С того времени Иезекииль исполнился пророческого духа и благодати и все, что потом говорил ему Бог, он принимал в сердце свое.
    В следующий раз перед Иезекиилем предстала картина воскресения мертвых. Видел Пророк долину, полную мертвецких костей сухих, и когда Дух Божий на них сошел, то все мертвецы ожили и встали на свои ноги. Еще видел ужасающее падение Иерусалима, когда гнев Божий все искоренил, кроме тех, кто заранее был отмечен греческим знаком, называемым Тав, этот знак - как наша буква Т, что является одним из символических обозначений Креста Господня. Злоба еврейская не пощадила и этого святого мужа. Огорченные тем, что их изобличили, евреи привязали его к двум коням за хвосты и разорвали. Он похоронен в той же гробнице, где и Сим, сын Ноя.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития святых». Месяц июль, 21 день.

Вынос Честнаго Креста

(Празднуется 1 / 14 августа)

    Этот праздник был установлен в память одновременной победы русских над болгарами и греков над сарацинами. Русский князь Андрей, имея впереди войска Крест Господень, обратил болгар в бегство, а, возвратившись в стан, увидел светлые, подобно огненным, лучи, исходящие от иконы Богоматери. Греческий царь Мануил именно в тот же день видел подобное же чудо - исхождение от находившейся вместе с Честным Крестом иконы Пречистой Богородицы со Спасителем сияющих лучей. Поэтому 1 августа установили вынос Креста из церкви Святой Софии, сначала на середину храма, а потом и на улицу, для поклонения народа и ради воспоминания чудотворной помощи Креста в прошедших войнах. Но это был не обычный крест, но правый Честной Крест, который хранился в храме царского двора, затем переносился в храм Св. Софии, а после носили его по улицам, освящая все вокруг. Наконец, 14 августа его снова возвращалив храм царских палат.
    В Русской Церкви нынешний праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси (август 988 г.) св. Князем Владимиром - так повествуют летописи. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Филарета, дается такое объяснение: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям».
    Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI в.: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа».
    Благодаря принятию на Руси Православия все огромные пространства, занятые восточными славянами, от Черного и Азовского морей до Финского залива и от Карпат и Немана до Волги слились в одно государство - Русь - связанное не одной лишь племенной общностью, но духовным пониманием Божия замысла о людях и совместным служением ему. Это было подлинным духовным рождением русского национального самосознания.
    При крещении народа в Днепре Князь Владимир воззвал к Богу из глубины души:
    «Боже Великий, Сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, увидети Тебе, истинного Бога, яко же увидеша страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратиму, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежу козни его!»
    В этой замечательной молитве содержится вся русская национально-государственная идея - быть оплотом истинной веры и с помощью Божией защищать ее от козней диавола. Таков священный долг русского человека, явленный нам в истории нашими святыми князьями, святителями и Патриархами, православным воинством.


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.