Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
РОССИЯ: ДЕНЬ ИСТОРИИ

 

Слова Господня ревностный хранитель

17 / 30 августа 1681 г. почил в Бозе святейший Патриарх Никон

 
    Для русской истории деятельность Святейшего Патриарха Никона и связанные с нею процессы - ключевой, поворотный момент, значение которого, видимо, до сих пор не осознано.

    Личность Патриарха Никона с совершенной полнотой отразила самосознание Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и величайшую ответственность: «Церковь не стены и кровля, но каноны и пастыри духовные», - говорил Святитель. Тяготея сердцем к строгому соблюдению церковного Устава, он в первую очередь упорядочил богослужение, а также многие стороны церковной жизни. Считая монашество краеугольным камнем Православия, он всячески поддерживал монастыри, ревнуя об их благочинии.
    Патриарх Никон возглавлял Русскую Церковь в ту эпоху, когда к нам все шире проникали западные апостасийные соблазны. Игнорируя причины недавнего Смутного времени, русские дворяне опять стали завидовать вольностям и роскоши европейских вельмож, особенно в соседней Польше. Боярская аристократия вновь стремилась влиять на Царя и желала ослабления духовной власти Церкви. Патриарх решил этому воспрепятствовать. Воздействие его на молодого Государя поначалу было огромным и положительным, ибо Патриарх обладал ясным государственным умом (именно благодаря Никону произошло воссоединение Малой России с Великой в 1654 г.). Он хотел воспитать в Алексее Михайловиче благочестивого сильного Царя, служащего Богу и Церкви, независимого от эгоистичной знати. «Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет, несть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников», - писал царю Патриарх.
    «Мы не знаем иного законоположника себе, кроме Христа, Который дал нам власть вязать и решить. Уж не эту ли привилегию дал нам Царь? Нет, но он похитил ее от нас, как свидетельствуют его беззаконные дела. Какие? Он Церковью обладает, священными вещами богатится и питается, славится тем, что все церковники - митрополиты, архиепископы, священники и все причетники - покоряются ему, оброки дают, работают, воюют; судом и пошлинами владеет», - писал Патриарх.
    Такое обладание Царя Церковью, по слову Патриарха Никона, является «антихристовым узаконением», свидетельствующим о духовном перерождении русской монархии, когда из защитника Церкви она начала превращаться в ее обладателя и распорядителя. Царь начал управлять Церковью не в совете с Патриархом, а «преболе» его. Усматривая в этом духовную катастрофу для России, Святейший Никон, иногда в резкой форме, свидетельствует, что земной град восстал на град Небесный, что царская власть беззаконно узурпирует власть духовную. Патриарх в такой ситуации становится номинальной фигурой, исполняющей волю Самодержца. Таким Патриархом Никон быть не мог и не хотел. Вынужденный уход Никона с Патриаршего престола представляется исповедническим подвигом архипастыря, который спасал Церковь от грозящего ей поглощения в государстве, предвидя порабощение Церкви, доведенное до логического конца Петром I.
    Патриарха Никона постигла судьба пророков, гонимых и претерпевавших многие оскорбления и поругания. Москва уподобилась «старому Иерусалиму», побивающему пророков камнями. Его прямолинейность и титул «Великого Государя» (такой же, как у Царя) послужили удобной почвой для обвинений Патриарха в стремлении возвыситься над Царем. Боярские интриги привели к разрыву отношений Никона с Царем. Все возможное для низложения Патриарха сделал и тайный католик П. Лигарид, прибывший в Москву и добившийся влияния.
    Патриарх Никон удалился из Москвы в основанный им Воскресенский монастырь на Истре, где создал удивительный по замыслу храмовый комплекс Нового Иерусалима.
Царю недостало мужества для покаяния, и дело закончилось позорным судом 1666 г., низложившим Патриарха до простого монаха.
    Профессор канонического права М.В. Зызыкин исследовал глубинные причины осуждения Патриарха Никона. Вместо традиционного объяснения дела Патриарха Никона его личным характером Зызыкин высказывает суждения с духовной точки зрения, и перед нами встает образ церковного строителя и борца, который «стремился восстановить начинавшее меркнуть в его время правовое понятие Церкви». Именно в этом, а не в преувеличенной роли исправления книг и обрядов видит Зызыкин главную тему жизни Патриарха.
    Патриарх Никон принимал все меры к тому, чтобы в Русской Церкви не произошло раскола. В частности, при условии послушания Церкви разрешал служить и по старым книгам, допуская разность мнений в вещах, не затрагивающих существа веры. Сегодня многие авторы и старообрядцы уже понимают, говоря словами митрополита Макария: «Если бы Никон не оставил кафедры, раскола в русской Церкви не было бы».
    Собор знакового 1666 г. поддержал и одобрил все исправления книг, сделанные при Никоне. Собор не поддержал важнейшей духовной линии Патриарха Никона - допускать служение, как по новым, так и по старым книгам и обрядам. Собор осудил и Патриарха, и старообрядцев. Странно после этого винить в расколе Патриарха Никона.
    Да, Патриарх был строг к нарушителям церковных устоев, особенно в среде духовенства, он не шел на компромиссы по принципиальным вопросам, но сам он был прост, работал каменщиком, плотником на строительстве Нового Иерусалима, принимал странников, делил с ними трапезу. Патриарх Никон поощрял добродетели, обличал и наказывал пороки строго, в ком бы их ни обнаруживал, не взирая на лица. При этом Патриарх не обращал внимания на то, что этим наживает себе многих завистников и врагов. Вместе с тем, выходец из народа, Патриарх Никон искренне любил и понимал простых людей и взаимно был любим народом.
    Он всей своей жизнью являл пример благочестия. Достаточно посмотреть на каменное ложе в Новом Иерусалиме, служившее ему постелью, чтобы понять, как строг он был к самому себе. Во время ссылки в Кирилло-Белозерский монастырь ни бедность, ни теснота, ни унижение не могли поколебать в нем твердого духа: без малодушия переносил он свои страдания. Никон постоянно носил на себе железные вериги (весом 14 фунтов) и маленький серебряный ковчег со Святыми дарами. В таком расположении духа и с таким напутствием он всегда был истинным воином Иисуса Христа, облеченным во вся оружия Божия против слабостей плоти и искушений духа. Никон не роптал на свою участь, а за все благодарил Господа, молясь за самых врагов своих.
    Что касается того, что Патриарх якобы стремился вершить государственные дела, то известно, что Патриарх впоследствии даже укорял Царя Алексея Михайловича в том, что «работал ему не яко Патриарх», а «как последний раб», то есть считал занятия государственными делами унижением для своего патриаршего достоинства. Перед смертью Алексей Михайлович попросил прощения у Никона. Тот простил бывшего «собинного друга» Алексея, но не простил как Патриарх - Царя.
    Блаженный Никон «в добром исповедании, благодаря Бога о всем, яко во страдании течение свое соверши, с миром успе, душу свою в руце Богу предаде, Его же возлюби»... «Тело же его невредимо отнюдь от вони злосмрадныя, аще и десятодневно пребысть; в толикое бо теплое время... цело и тлению не причастно бе».     По желанию самого Патриарха, тело его положили в основанной им Ново-Иерусалимской обители, в приделе Иоанна Предтечи храма Воскресения Христова. По любви и усердию благочестивейшего Царя Феодора Алексеевича честные останки Святейшего Патриарха Никона погребены были по патриаршему чину. «Царь же Благочестивый Феодор Алексеевич, непрестанно жалея о Никоне Блаженном, яко не поминается Патриархом... о сем соизволи восписати в Палестину ко всем четырем Вселенским Патриархом».
    Лишь в 1682 г., через год после смерти Никона, в Москве были получены грамоты, восстанавливающие Никона в правах Патриарха «ввиду искупления им своей вины смиренным терпением в заточении».
    В церковном Предании образ Патриарха Никона всегда сохранялся таким, каким он был дан в грамоте Константинопольского Патриарха Иакова от 5 (18) мая 1682 г.: «Столп благочестия непоколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший». Однако до середины XIX века официальная историография продолжала поддерживать позицию царской власти, расправившейся сначала с Патриархом Никоном, а затем и Патриаршеством вообще. Не принесено было покаяние за суд неправедный, на котором Никон сказал: «Кровь моя на твоей голове, Царь!» «Для государственной власти, желающей снять эту тягость, надо принести такую же общественную повинную перед гробницей Никона, какую Никон от лица Царя Алексея Михайловича принес перед гробницей Святителя Филиппа, и молил его о прощении.
    А русский народ уже давно прославил Никона своими посещениями места его последнего упокоения, и молитвами перед его гробницей получал от Бога исцеления» (Зызыкин М.В. Строитель Святой Руси. М.: Новатор, 1997).
    У гробницы Святителя стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи, особенно матерям и несправедливо гонимым. В Ново-Иерусалимском монастыре существовала специальная книга, где записывались проверенные случаи благодатной помощи людям у гробницы святого; имеются данные, что им и при жизни было совершено 194 исцеления.
    И по смерти своей Патриарх Никон способствовал восстановлению Патриаршества на Руси. Перед избранием Патриарха на Поместном Соборе 1917 г. все члены Собора совершили паломничество в Новый Иерусалим. По воспоминаниям митрополита Евлогия, при поставлении Патриарха Тихона ему были вручены крест и мантия Святейшего Патриарха Никона как благословение на подвиг исповедничества веры перед безбожной властью. «В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознание Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и высочайшую ответственность; отвергающей возможность каких-либо уступок и послаблений в святой области ее пастырских попечений, тщательно хранящей Божественный авторитет священноначалия и готовой исповеднически защищать его перед лицом любых искушений и скорбей», - писал митрополит Иоанн (Снычев). Такая оценка деятельности Патриарха Никона с церковной точки зрения свидетельствует о том, что Патриарх Никон при молитвенном обращении к нему мог бы быть таким же Небесным заступником для современной церковной иерархии, каким для него самого был святитель Филипп.
    В 2001 г. Соловецкий монастырь обращался в Комиссию по канонизации с ходатайством о причислении Святейшего Патриарха Никона к лику Соловецких святых на основании того, что Святейший Патриарх Никон всегда был примером истинно монашеской, подвижнической жизни, показал терпение и твердость в вере вплоть до исповеднического подвига, стремился уподобиться Христу пастырской заботой о Церкви, милосердием. Он устроил три монастыря, занимался иконописанием.
    Однако Комиссией по канонизации было решено, что значение личности Патриарха Никона превосходит рамки местного почитания, и следует рассматривать вопрос о его общецерковном прославлении.
    Нам же, как писал великий праведник XX в. архиепископ Серафим (Соболев), пока остается «благоговейно преклоняться перед ним, чтить его вместе с простым верующим русским народом как праведного и благодатного светильника Русской Церкви, и всемерно содействовать тому, чтобы в возрожденной России он был причислен к лику святых Российской Церкви».


 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.