Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
АПОСТАСИЯ

 

ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА, ИЛИ ИГРУШКИ ИГУМЕНА ЕВМЕНИЯ

 
    В нашей газете в №14(56) от 15 июля с.г. была напечатана статья «Православие наоборот» о так называемом Альфа-Курсе - англиканской миссионерской программе, внедряемой ныне на территории России преимущественно среди русской молодежи, и о том, какую духовную опасность она представляет.

    «Жизнь всегда сложнее, чем кажется, - она не есть красиво раскрашенная лубочная картинка. Этого нельзя забывать. К сожалению, многие православные оказались не готовыми к вызову, который нам предъявили сектанты и процессы демократизации законов, касающихся религиозных вопросов. Мы разучились решать свои проблемы именно христианскими, церковными средствами и ищем мирские ответы на духовные вопросы. Но мир, погрязший в собственных противоречиях и проблемах, едва ли сможет помочь нам», - сказал священник Олег Стеняев, известный проповедник, автор целого ряда книг, посвященных библейскому анализу актуальных проблем, связанных с жизнью Церкви и общества, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий.
    Продолжая разговор о западной духовной агрессии, и для того, чтобы лучше понять механизмы внедрения в России проекта «Альфа-Курс», активно защищаемого игуменом Евмением (Перистым), мы встретились с отцом Олегом.

    Отец Олег, что представляет собой «Альфа-Курс» ?
    «Альфа-Курс» - это неопятидесятническая программа, целью которой является подготовка людей к принятию новой эпиклезы для получения так называемых «иных языков». Миропомазанный человек не может прибегать ни к какой другой эпиклезе, если он считает себя православным христианином.
    Москва наводнена листовками, где мы можем прочитать о том, что этот курс якобы надконфессионален. Так, например, в листовке сообщается следующее: «Посещение „Альфа-Курса" не предполагает никаких обязательств с Вашей стороны. Вопрос веры, посещение служб, принадлежность к той или иной религии - это Ваш личный выбор». Также в этой листовке сообщается: «Каждый вечер - новый анекдот от „ведущего" и новое блюдо от „шеф-повара"». На обратной стороне листовки сообщается адрес и телефон. Удалось выяснить, что по данному адресу действует неопятидесятническая организация «Роса», возглавляемая небезызвестным Павлом Савельевым, главным куратором «Альфа-Курса» на территории нашей страны. «Православная» версия АК является филиалом инициативы секты «Роса».

    Известно, что Вы вполне открыто выступаете против разного рода сектантства. Какая следует реакция с их стороны?
    Когда я заинтересовался данной проблемой, то у меня возникли достаточно напряженные отношения с «альфа-курсистами» «восточного обряда». Вскоре мне стало известно, что руководитель «православного» филиала АК игумен Евмений (Перистый) ходил на меня жаловаться непосредственно к Павлу Савельеву. Во время встречи с Савельевым он ему сказал, что некоторые альфа-курсанты в беседе со мною допустили оплошность и рассказали о своих харизматических переживаниях. Все это стало мне известно со слов одного неопятидесятнического пастора, который близок к Савельеву. Но больше всего меня возмутило то, что когда православные приходят на «Альфа-Курс» в формате секты «Роса», то им говорят, что РПЦ МП благословляет участие в этом миссионерском проекте. В подтверждение этого заявления православные показывали распечатки с официального сайта миссионерского отдела РПЦ МП.
    Простому верующему трудно отличить истину от подделки под истину. А на страницах сайта была проведена реклама «Альфа-проекта» без уточнения, что этот же самый проект разворачивается неопятидесятническими общинами на территории России.

    Кто же все-таки изначально является автором «Альфа-Курса» ?
    Как известно, разработала данный проект Англиканская церковь. Один из авторов этого проекта, некий Никки Гамбл, который является автором книги «Введение в христианство», стоит на харизматических позициях, то есть считает, что главной целью данного курса является «крещение духом святым со знамением иных языков».
    В России книгу Гамбла распространяют как сам игумен Евмений, так и его последователи.

    Коль Вы коснулись его последователей, что Вы можете сказать о неком Вадиме Вершинине, Андрее Андрееве, Илье Шмелеве и Наталье Пономаревой, активно участвующих в этом проекте?
    Я не хотел бы называть какие-то имена и фамилии, но при этом я могу отметить, что те люди, которые находятся под влиянием игумена Евмения, оказываются вне теологического поля православного вероисповедования. Лично мне знакомые евмениане, не буду называть их имен, на мой взгляд, ведут себя очень странно. То они говорят о том, что мы, православные, слишком много молимся Божией Матери, то они начинают утверждать, что протестантское богословие «более современно и актуально сегодня для России, чем архаичное православие».
    Они чувствуют себя некими «апостолами», которые должны принести русскому народу новую эпиклезу. Проблема всех этих молодых людей заключается в том, что никто из них не имеет нормального православного образования. И, более того, игумен Евмений любит окружать себя какими-то малолетками, которые совершенно не воцерковлены. Если в его «компанию» попадают православные люди, то достаточно за короткий срок происходит их расцерковление. Люди начинают как-то странно себя вести, у них возникают какие-то резкие телодвижения, гомерический хохот. Кстати, я как-то спросил игумена Евмения, почему они все у него так хохочут. Он сам захохотал и ответил: «Это „святой" смех». Надо заметить, что в их общине буквально господствует неопятидесятничес-кий харизматический сленг. Например, сам Евмений употребляет такие харизматические выражения как, например: «меня торкнуло», «кайф Святого Духа», «уикенд Святого Духа» и т.д. Все это можно увидеть и услышать на тех видеокассетах и компакт-дисках, которые распространяют «евмениане».

    Что Вы можете сказать о книгах игумена Евмения (Перистого)?
    Читая его книги, я пришел в недоумение: он пишет об очень странных вещах. Вот несколько цитат из его книги «О побеждающем христианстве»: «...в Церковь потекут люди без долгов, без ущербности... которые свой талант и бизнес будут посвящать Господу» (с. 32); «Если в Церкви будет уважаема и чтима мудрость, то она сделает так, чтобы таланты, интеллект, финансы, связи и возможности были сосредоточенны в ней» (с. 33); «...мудрый и сильный человек обладает магнетизмом» (с. 32); «Нам нужно быть в курсе не только вопросов веры, но и приоритетных направлений современной мысли в психологии, философии, бизнесе, и поэтому мы приглашаем в наш Просветительский Центр специалистов из самых разных областей, они проводят учебные семинары, которые в дальнейшем помогают нам быть эффективными представителями Небесного Царства на земле» (с. 36).

    Не могли бы Вы прокомментировать этот текст?
    Тут даже нечего комментировать! Очевидно, что игумен Евмений исповедует теологию «процветания» и «обогащения», но самое страшное, на мой взгляд, заключается в том, что среди «евмениан» буквально культивируется хамитство, когда сам Евмений и его сторонники рассказывают разные дикие истории о священнослужителях, членах Синода и просто рядовых православных верующих. Во всех этих рассказах старое поколение противопоставлено молодому поколению и наоборот. Евмений говорит, что спасение России осуществится только тогда, когда вымрет старое поколение верующих и на их место придут православные, инициативные, молодые люди.

    Можно представить, что ждет Россию в таком будущем, какое хочет видеть игумен Евмений.
    Вы знаете, я однажды отправил своего помощника Андрея Ивановича Солодкова на их сборище, и он во время проведения их очередного курса услышал такие дикие вещи, что не выдержал и вступил с ними в полемику. Когда для аргументации своей позиции он процитировал одно из высказываний Аввы Дорофея, его просто подняли на смех и в лицо ему заявили: «Кто такой Авва Дорофей, какое-то чудное имя Дорофей, причем тут Дорофей?! У нас Дух Святой!»
    Для тех, кто бывал на их безчинных сборищах, совершенно очевидно, что эти люди не просто выпали из теологического поля православного вероисповедания, но и оказались в другом, совершенно чуждом для православного менталитета эмоциональном поле. Это очень печально, и на это страшно смотреть со стороны. Как сектоведу, мне, конечно, не безынтересно наблюдать зарождение новой секты, но печально, что питательным бульоном для секты новой формации оказалась православная молодежная среда. Сам игумен Евмений - достаточно молодой человек и, к сожалению, он, не имея психологического образования, при этом не только пытается заниматься богословием на протестантский лад, но и выступает в роли психолога, использующего техники NLP (нейро-лингвистического программирования).

    Но система NLP была придумана и разработана психологами для работы с душевнобольными людьми. Как это связано с АК?
    Данная техника была изобретена для работы с психически больными людьми или людьми, пребывающими в «пограничном психическом состоянии». То, что несчастный игумен Евмений использует эти технологии по отношению к русской молодежи, представляется мне очень оскорбительным действием. Нельзя же всех представителей нашей молодежи огульно считать пребывающими в «пограничном» психологическом состоянии. NLP - методика, активно использующаяся также западными разведслужбами для вербовки новых агентов. Поэтому психологические эксперименты игумена Евмения с нашей молодежью напоминают действия резидента некой разведки, работающего со своими информаторами. Евмений пытается буквально выцеживать из своих адептов любую информацию, которая представляется для него ценным компроматом против своих оппонентов.
    В настоящий момент зафиксировано несколько пострадавших от психических экспериментов и «игр» игумена Евмения.

    Какие у Вас есть рычаги, чтобы приостановить этот шабаш?
    Сейчас снимается два фильма об «Альфа-Курсе». И когда Ваши читатели увидят свидетельства пострадавших людей с телеэкрана, они смогут составить для себя более правильное представление о сути происходящего.

    Вы можете коротко рассказать, чем занимаются на курсах о. Евмения?
    Люди на собраниях о. Евмения становятся в «магический круг», в центр которого выпрыгивает, вскинув руки, о. Евмений. Потом игумен Евмений выкрикивает: «Я Евмений» и тут же быстро отпрыгивает назад. Сразу после этого все участники этого ритуала, который называются «дружилкой», тоже прыгают к центру круга с криком: «Я Евмений».

    Подобное я наблюдал в секте аум синрике, когда последователи Секе Асахары надевали на себя маски - фотографии с лицом своего гуру, маршировали под музыку, сочиненную японским террористом «номер один», выкрикивая: «Я тоже Асахара».
    Все эти «дружилки», «обнималки» и другие т.н. ритуалы, имеющие место быть в евменианстве, показывают, что молодые люди, сгруппировавшиеся вокруг игумена Евмения, участвуют в каком-то большом психоэксперименте, что позволяет классифицировать эту религиозную группу как некий психокульт.

    Вы лично знакомы с кем-нибудь из «евмениан» ?
    Лично мне хорошо знакомые «евмениане» рассказывали о том, что на собраниях игумена Евмения они получили некоего «духа», который дает силу врачевать не только духовные, но и физические недуги. Небезызвестная мадам Пономарева дошла до того, что начала возлагать руки на людей на автобусной остановке, просто на улице. Она любит рассказывать о подобных экспериментах посторонним.

    Лично Вам «альфа-курсисты» угрожали?
    Да, сразу после радиопередачи с участием Ирины Медведевой на радио «Радонеж», где-то в два часа ночи, мне звонил сам игумен Евмений и угрожал, что по отношению ко мне могут быть использованы самые разные формы воздействия. Он сказал, что ему уже предложили на меня компромат и что рано или поздно на меня обратят внимание если не он сам, то сановные покровители. Игумен Евмений любит всуе упоминать имена представителей священноначалия церкви, прикрываться авторитетом разных церковных отделов и т.д.
    Я сказал игумену Евмению, что весь компромат на меня был уничтожен почти 2000 лет назад на Голгофском Кресте. И я не собираюсь возвращаться к своему прошлому, как это сделала жена Лота. В Писании сказано: «Взявшись за плуг, не оборачивайся назад». Также я отметил, что в нашей стране такие понятия, как миссионерское служение и репутация, не совместимы. Занявшись миссионерским служением, я поставил большой крест на своей репутации, потому что любым миссионером всегда недовольны самые разные люди.
    Впрочем, если кто-то без греха, то пусть первый бросит в меня камень. Совсем недавно, узнав о подковерных интригах игумена Евмения, я высказал ему недоумение, почему он обвиняет меня в своих собственных грехах. У меня и своих грехов хватает.

    Отец Олег, Вы давно занимаетесь этой бедой под названием «сектанство», в которую попадают совсем невинные и духовно неподготовленные люди, чаще всего молодежь. Можете объяснить, что же все-таки происходит у нас в стране?
    Мы не можем утверждать, что этот культ состоялся именно в православной среде. Логичнее по отношению ко всем этим людям привести известную цитату апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 18-19).

Материал подготовила
Елена Васильева

Из Обращения участников научно-миссионерской богословской конференции «Альфа-Курс: православная оценка»

    Распространяемый сейчас «Альфа-Курс» и его вариант «Путь» не отвечает требованиям церковности по следующим основаниям:
    1. «Альфа-Курс» восходит к сектантскому пятидесятническому движению и является составной частью так называемого «харизматического возрождения» на Западе. Это движение является разновидностью монтанизма и потому должно быть расценено как попытка внедрения в Церковь ложной духовности (шаманизма) под видом «общения со Святым Духом». «Альфа-Курс» неотделим от воскресных «уикендов Святого Духа» - говорения на языках, «святого смеха», руковозложения и целительских практик. Согласно Священному Писанию, данное явление есть получение иного духа (см.: 2 Кор. 11, 4).
    2. Молитвенная практика «Альфа-Курса» не соответствует каноническим нормам Православной Церкви и ведет к прелести. Она противоречит 116 Правилу Карфагенского Собора - участникам «Альфа-курса» предписана общинная молитва своими словами. Таким образом, во-первых, исчезают всякие гарантии чистоты вероучения, выраженной в молитве, а во-вторых, разрушается понимание необходимости иерархической структуры Церкви. Происходит подмена предстоятеля-священника харизматическим лидером («пророком»).
    3. Особую озабоченность вызывает декларируемое организаторами «Альфа-Курса» намерение внедрить эту методику в уголовно-исполнительную систему:
    - Согласно п. 4 ст. 14 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ (УИК), «к осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители», каковыми «альфа-курсисты» не являются.
    - Согласно п. 1 ст. 24 УИК, посещать органы, исполняющие наказания, без специального разрешения могут только лица «при исполнении служебных обязанностей» (начиная с Президента РФ). Деятельность «альфа-курсистов» не относится к служебной.
    - Если разрешить их проникновение в места лишения свободы по желанию администрации, то специфическая психологическая обработка лиц с неустойчивой психикой, лиц молодежного возраста, каковые там составляют подавляющее большинство, может привести к непредсказуемым последствиям (массовые безпорядки, стычки, противостояние по религиозным мотивам и другие), причем как в период отбывания ими наказания, так и после их выхода на свободу.
    4. Вопреки Первому посланию к Фессалоникийцам святого апостола Павла (см.: 1 Фес. 5, 12) сама структура малых групп, изучающих Евангелие отдельно от евхаристической общины, таит в себе угрозу создания «параллельной Церкви», что уже неоднократно случалось в истории Церкви (монтанисты, хлысты, духоборы).
    5. В фокусе внимания «Альфа-Курса» находится человек в его падшем состоянии, который довольствуется своими силами в достижении духовных и земных целей. Гуманистическое содержание «Альфа-Курса» выражается в так называемой «теологии процветания».
    6. Все тексты и выступления адептов «Альфа-Курса» отвергают само понятие страха Божия, заложенное в Священном Писании и православной аскетике. Это «панибратство с Богом» приводит к появлению колоссальной гордыни у новообращенных.
    7. Гуманистическая направленность и антропоцентричность «Альфа-Курса» существенно искажает православную христологию, низводя ее до проповеди радикального несторианства. Для адептов «Альфа-Курса» Иисус Христос, в первую очередь, обычный человек, Божество Которого сокрыто. Проповедники «Альфа-Курса» утверждают, что Христос мог согрешить, что на Кресте Его покинуло Божество, таким образом, подпадая под анафематизмы V Вселенского Собора (12-й и другие).
    8. Мощный протестантский потенциал «Альфа-Курса» выражается в отказе от молитв, адресованных святым, а также в критике православного почитания Пресвятой Богородицы и Девы Марии. Даже в том варианте «Альфа-Курса», который предлагается как православная версия этой методики, в деле стяжания благодати Святаго Духа ни словом не упоминается ни Церковь, ни церковные Таинства. Подобное отвержение православного предания или какой-либо его части анафематствовано VII Вселенским Собором.
    9. Особую опасность представляет основополагающий для «Альфа-Курса» принцип толкования Священного Писания - без учета святоотеческой экзегезы, исходя из собственных представлений каждого участника собрания. Это лишает новообращенных критерия различения истинных и ложных толкований Слова Божия и прямо противоречит 19-му Правилу Трулльского (V-VI) Собора.
    10. Лицам, проходящим оглашение по программе «Альфа-Курса», не предлагается в качестве основы Никейский Символ Веры. Вероучительное содержание курса представляет собой эклектичный набор догматических положений. Важнейшим упущением «Альфа-Курса» является полное отсутствие тем Троицы, Воскресения мертвых и Страшного Суда в перечне первых 15-ти уроков. Такой подход однозначно осужден 7-м правилом III Вселенского Собора.
    Из всего вышесказанного становится очевидным, что программа «Альфа-Курса» ни в каком виде не приемлема для Православной Церкви. Деятельность «Альфа-групп» оборачивается проникновением в Церковь ложной духовности, оккультных практик и порождает активное неприятие традиционных форм православного благочестия. Происходит подмена исторической Единой Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви сетью харизматических кружков, несущих иное евангелие, проповедующих иного Христа и дающих иного духа (ср.: 2 Кор. 11, 4).
    За вычетом всех вышеприведенных искажений остается давно уже прекрасно зарекомендовавшая себя в православных миссионерских программах практика регулярных встреч, чаепитий, бардовских песен и совместных поездок на природу. Тем самым нет никакой необходимости пересаживать на православную почву пятидесятнические практики и так называемое «харизматическое возрождение», захлестнувшее западный христианский мир.
    Многочисленные публикации православных, католических и традиционно-протестантских апологетов и миссионеров свидетельствуют о духовной деградации лиц, прошедших программу «Альфа-Курсов». Массовые обращения, которые обещают организаторы «Альфа-Курса» в России, не могут оправдать тот духовный вред, который эти курсы причинят «новообращенным».
    Таким образом перед православным сообществом, Синодальными отделами, ведущими миссионерскую деятельность, и самими православными миссионерами стоит задача создать системную многоуровневую программу миссионерства и катехизации. Эта программа должна будет обобщить исторический опыт православной миссии как в прошлом, так и в наши дни. В ее основу должен быть положен Никейский Символ Веры, православная догматика и аскетика. Для начала каждый православный христианин должен усвоить основы православной веры в объеме Катехизиса святителя Филарета Московского. Участники конференции призывают организаторов и участников «православного варианта» «Альфа-Курса» отказаться от этой духовно опасной практики, предостерегают православное духовенство и всех православных христиан от использования методики «Альфа-Курса» и обращаются с просьбой к священноначалию нашей Церкви пресечь распространение этой харизматической ереси.

    Протоиерей Олег Стеняев, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова; иерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, заведующий сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами; иерей Евгений Тремаскин, руководитель программы реабилитации Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова; диакон Михаил Першин, старший преподаватель Миссионерского факультета ПСТГУ; Мамаев А. А., член Центрального совета общероссийского общественного движения «Россия Православная»; Стурова М. П., профессор Академии управления МВД РФ, внештатный сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами; Медведева И. Я., член Союза писателей России, директор Института демографической безопасности, психолог, публицист; Шишова Т. Л., член Союза писателей России, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку, педагог; Журавлева А. Н., председатель общественной организации «Родительский комитет» г. Балашиха, журналист; ПодосинкинаТ. Н., катехизатор Душепопечительского Центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского и др.

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.