Оптинский старец Исаакий I
22 августа / 4 сентября день памяти прп. Исаакия I Оптинского
В 1862 г., после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея (Путилова), его преемником становится прп. Исаакий (Антимонов), прошедший духовную школу послушания у знаменитого далеко за пределами обители старца Макария. Новый игумен в течение тридцати с лишним лет вел монастырь, продолжая начатое, по тем временам немалое, обустройство обители. Его стараниями достраивается церковь Всех Святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском храме и перестраивается старый во Введенском соборе, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для безплатного пользования, и при ней церковь во имя св. Илариона Великого, книжная лавка, двухэтажное здание рухлядной, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, подновляется и строится вновь.
Под его мудрым управлением Оптина пустынь во второй половине XIX в. становится процветающим монастырем.
Помимо хозяйственных хлопот прп. Исаакий заботился о строгом исполнении братией монашеских послушаний и Устава. Особое внимание обращал Старец на неопустительное посещение храма Божия. Если замечал, что некоторые начинают редко ходить к службам Божиим, то обращался с увещанием к братии: «Отцы! Забываете Церковь. Надо знать, для чего мы пришли в обитель. Ведь мы должны за это пред Богом отвечать. Прошу всех вас не забывать храма Божия». При этом собственным исправным посещением церковных служб подавал всем добрый пример. Он уподоблял Иуде-предателю тех, кто без необходимости выходили из храма, не дождавшись окончания службы. Вообще о. Исаакий требовал от братии безпрекословного повиновения воле начальства, считая послушание высшей добродетелью инока, т.к. в послушании, по учению св. Иоанна Лествичника, заключается и смирение, о котором сам настоятель выражался кратко: «Смирение - высота. Вот так-то будет лучше - повиноваться и отвергать свою волю. Будешь так поступать, и впредь во всем тебе будет хорошо и радостно». Старец старался убедить в необходимости терпения при случающихся скорбях: «Надо терпеть. Как же святые-то терпели? Что же после этого мы за монахи, если и малых оскорблений переносить не будем!»
На вопрос инока, вопрошавшего его, как победить гордость, Старец сказал: «Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится».
Уже будучи архимандритом (с 1885 г.), прп. Исаакий не совершал без благословения старца Амвросия никаких монастырских дел и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», - не уставал он повторять. Каждую субботу накануне служения он отправлялся в скит для исповеди и здесь вместе с другими посетителями смиренно дожидался очереди к своему духовнику о. Амвросию и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.
Отличаясь в отношении к братиям простотой и смирением, вне начальственных отношений Преподобный считал всех равными себе, сажал их рядом с собой пить чай или беседовать, проявлял нежную отеческую заботливость к братии, часто спрашивал у старых и нуждавшихся монахов: «Не нужно ли тебе чего? Может быть, чайку или сахарку?» Впрочем, особой любви к кому-либо старался не выказывать, дабы не возбудить зависти в других, а отличаемого брата не привести в гордость. Оценивая столь мудрое и любвеобильное отношение к себе Старца, братия, в свою очередь, питали к нему нелицемерную любовь и уважение как к строгому начальнику и любвеобильному отцу, всегда заботившемуся обо всех, и называли его между собой не иначе как «дедушкой».
Веря в благодатную силу молитв своего «дедушки», некоторые иноки, случалось, получали благополучный выход из тесных обстоятельств при молитвенном к нему обращении. Так, один монах, будучи в опасности погибнуть при переправе через реку осенью, когда лед был еще некрепок, избавился от опасности, призвав на помощь молитвы своего «дедушки».
Многие иноки познавали силу и действенность его слова, по которому, входя к нему часто очень расстроенными, выходили вполне покойными, забыв свои скорби.
Таким образом, в продолжении своего почти 32-летнего управления обителью, прп. Исаакий всячески старался поддерживать все добрые, завещанные Оптинскими старцами предания, заботясь о духовном преуспеянии вверенной его попечению братии.
Если и случались при нем среди братства некоторые нестроения, то этого от того, что время его правления совпало со всеобщим ослаблением нравов среди мирских людей, а это отразилось на нравственном строе и монастырей. Сам Преподобный видел упадок монашества в России как следствие ослабления уважения к благочестию и вере Православной. Мирская жизнь утратила свою чистоту, а потому и поступающие из мира в монастырь, зараженные духом гордости, самомнения и противления власти, естественно, вносили в обитель эти немощи. Вот почему, главным образом, о. Исаакий, вполне сознавая великую ответственность настоятеля пред Богом, так тяготился бременем правления, нередко выказывая это в беседах с некоторыми лицами.
В последние годы жизни на ослабевшего телесно настоятеля посыпались неприятности, резко подорвавшие его силы. В предсмертной болезни прп. Исаакий наставлял братию, из которых многие спрашивали, как жить дальше, простыми и мудрыми словами: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо». «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных». Возогревая же ревность братии к общественной молитве, прп. Исаакий говорил: «За это вас Царица Небесная не оставит и пошлет Свою милость».
22 августа / 4 сентября 1894 г. прп. Исаакий I тихо почил о Господе, окруженный плачущими чадами своими. Вся его жизнь была достойным продолжением духовного подвига, начатого великими Оптинскими старцами.