Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ

 

«С миром отыди...»

22 августа / 4 сентября день памяти сщмч. Макария, епископа Орловского

    Архимандрит Макарий (Гневушев), будучи настоятелем сначала Высокопетровского, а затем Новоспасского монастырей Москвы, не ограничивался лишь управлением вверенными ему обителями. В начале XX в. он был в числе тех немногих даже среди духовенства людей, кто понимал, что «революция ушла в подполье, но левые организации деятельно работают, подготовляя новую атаку. Все их заботы устремлены на то, чтобы по возможности развратить народ, глумясь над Церковью и ее обрядами, чтобы убить в народе религиозное чувство и уважение к святыне. До тех пор, пока Церковь оказывает свое спасительное влияние на народ, революционеры безсильны привлечь его на свою сторону, потому что Церковь поддерживает в нем любовь и преданность к Отечеству и престолу... Пусть работа наша будет совершена в мире. Нам нужно иметь твердую основу для противодействия темным силам»*. Эту основу о. Макарий видел в сплочении русских людей под монархическими знаменами.
    В тяжкое время между двумя революциями многие русские люди, искренне верующие в Бога, чтущие Царя и любящие Отечество, вступали в ряды «черных сотен» - патриотическое движение, ненавидимое и оболганное большевиками и прессой вплоть до настоящего времени.
    Архим. Макарий состоял членом ряда монархических организаций, участвовал во всех их собраниях и мероприятиях. Так, он 9 февраля 1909 г. во главе представителей Русской монархической партии, Русского монархического собрания и Московского Союза Русского народа, председателем которого был о. Иоанн Восторгов, встречал Царский портрет - дар Государя монархическим союзам Первопрестольной. Плодотворная общественная деятельность архим. Макария была отмечена церковными властями - в мае 1909 г. его наградили Орденом Св. Владимира IV степени.
    Осенью того же года он был назначен настоятелем Новоспасского монастыря, где царила в то время тяжелая нравственная атмосфера, что, к сожалению, было присуще большинству российских монастырей начала XX в. Связано это было с нагнетанием враждебной пропагандой ненависти к Православной Церкви, общим разложением и вероотступничеством общества, которые не могли не отразиться на внутренней жизни монастырей, тем более столичных, где наиболее сильны революционные волнения.
    «Как известно, - писал архим. Макарий, - с 1904 по 1908 гг., во время революционной смуты, население значительно охладело к посещению храмов Божиих и, по-видимому, враждебно стало относиться к православному духовенству и в особенности к монастырям. Несомненно все это подготовлялось с давнего времени. И в этой подготовке весьма усердно участвовало так называемое образованное общество, действующее развращающим образом на массы народные не только писаниями своих учителей, вроде графа Толстого, но и своим явно выражавшимся во вне неверием и презрительным отношением к православному духовенству и монашеству...»
    Одним из путей поднятия уровня религиозности в народе архим. Макарий видел в привлечении наибольшего числа прихожан к осознанному участию в церковном богослужении. Учрежденное им в 1909 г. Новоспасское Братство церковного пения и трезвости к 1911 г. стало самым многочисленным (более 300 человек) и благоустроенным в Москве и получило Высочайшую благодарность во время посещения монастыря Государем Императором Николаем II в мае 1913 г.
    Внимательно следил архим. Макарий и за политической жизнью страны. Так, перед выборами в IV Госдуму он опубликовал обращение к православному духовенству, в котором отмечал, что в обстановке, когда многие политические партии, при всех остальных различиях, сошлись в своем неприятии Русской Православной Церкви, православные пастыри обязаны участвовать в политической жизни и использовать все возможности для предотвращения надвигающейся катастрофы, в том числе и руководя паствой в таком важном деле, как выборы.
    Вся деятельность архим. Макария проходила в обстановке ожесточенной травли со стороны «желтой» прессы и всех сил, которым была ненавистна сама идея укрепления Православия, восстановления подлинно религиозно-нравственной атмосферы в древнейшей Московской обители - родовой усыпальнице бояр Романовых. «За все эти христианские труды сектанты порешили во что бы то ни стало изгнать батюшку отца Макария из Москвы, и поэтому враги выдумывают на отца архимандрита всякие глупости, которые печатаются во всех жидовских газетах», - читаем мнение редакции на одной из работ о. Макария**.
    В 1914 г. свт. Макарий был назначен на Нижегородскую кафедру, а в 1916 г. - на Орловскую; и везде он призывал православных людей твердо держаться принципа «Самодержавие, Православие, Народность», предостерегая, что они стоят «ныне пред будущим, чреватым самыми тяжкими явлениями во внутренней жизни нашего Отечества...»
    Сщмч. Макарий, епископ Орловский и Севский, по требованию революционных элементов в мае 1918 г. был отправлен на покой как «несоответствующий духу времени».
    Летом того же года в древний Свято-Предтеченский монастырь (г. Вязьма) явился большевицкий отряд и арестовал святителя. Когда к нему в камеру на следующий день пришел его келейник, то он увидел на лице и теле Владыки следы побоев и издевательств, он был острижен, без бороды, в солдатском одеянии.
    4 (17) сентября 1918 г. свт. Макарию был вынесен смертный приговор. Очевидно в ту же ночь*** Владыку в составе группы из 14-ти человек вывезли в пустынное место под Смоленском, где всех построили спиной к свежевырытой могиле. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя оружие ко лбу. Владыка был последним, он молился с четками в руках и благословлял каждого: «С миром отыди». Когда очередь дошла до самого Епископа у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, сщмч. Макарий сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое. Твори волю пославшего тебя!»****.
    Несколько лет спустя этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого Святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу», - так говорил этот несчастный, совершивший убийство Святителя.

    * Жизнеописания настоятелей Московского Новоспасского мужского монастыря с 1906 по 1926 гг. М., 2002.
    ** Там же.
    *** Документа о точной дате смерти нет.
    **** Новые мученики Российские / Сост. протопресв. М. Польский. 1949.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.