Священномученик Иоанн Восторгов
(память 23 августа / 5 сентября)
Священномученик протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 г. в станице Новоалександровской Ставропольской губернии.
В 1889 г. он принял священство. Первым местом его служения стало кубанское село Кирпилское, большая часть жителей которого являлась старообрядцами. На свои средства батюшка устроил в селе церковно-приходскую школу, не упускал ни единой возможности проповедовать Слово Божие, открыл общество трезвости. В результате за год его деятельности более ста старообрядцев села воссоединились с Православной Церковью.
В сентябре 1890 г. батюшка назначается законоучителем Ставропольской мужской гимназии. Он становится истинным христианским педагогом, научая мальчиков и семьи Православию. Вскоре его перевели в Тифлисскую епархию на должность епархиального миссионера Грузинского Экзархата, а вскоре - в Персию (Иран), где он приступает к организации работы по присоединению суро-халдеев к Православной Церкви, плодом которой явилось воссоединение с Православием трех епископов.
Вернувшись на Родину в разгар безпорядков 1905 г., спровоцированных еврейскими революционерами, отец Иоанн понимает, что революция, ниспровержение Богом данного Самодержавия как оплота Православия необходима сионистам - врагам человечества и России, которым наше Отечество препятствовало на пути к завоеванию мирового господства и приуготовлению пришествия антихриста. Сионизм, пользуясь своей веками проверенной практикой, проникал во все слои общества и разлагал его изнутри, добиваясь падения и разрушения всех неудобных для него государств и правительств, действуя прежде всего через уничтожение национального самосознания у народов - с одной стороны, и магические тайные сатанинские жертвоприношения лучших представителей данного народа - с другой.
Отец Иоанн понимает, что дело зашло уже так далеко, что борьба предстоит не на жизнь, а на смерть. Но он выбирает путь борьбы и исповедничества. Вместе со своими единомышленниками-патриотами он создает «Союз Русского Народа». Он предпринимает многочисленные поездки по делам организации, приступает к изданию газет «Церковность», «Русская земля», журнала «Верность», где разъясняет суть происходящего. И его труды принесли свой плод - революция 1905 г., устроенная на деньги патологического русофоба Якова Шиффа (позднее, в 1917 г. субсидировавшего и Октябрьский переворот), была подавлена именно благодаря сплочению русского народа...
В мае 1917 г. он состоит в должности настоятеля Покровского собора (храм Василия Блаженного) в Москве, где в то время почивали частицы честных мощей «от жидов убиенного» святого младенца Гавриила Белостокского. Перед его мощами отец Иоанн почти ежедневно совершал молебны - что и послужило одной из причин ареста батюшки и его убийства коммунистами.
Когда до Москвы дошла весть об убиении митрополита Владимира, батюшка произнес на проходившем тогда Поместном Соборе речь, сказав: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна мученичества старца митрополита. Чистый и честный, церковно настроенный, правдивый, смиренный митрополит Владимир мученическим подвигом сразу вырос в глазах верующих и смерть его такая, как и вся жизнь, без позы и фразы, не может пройти безследно. Она будет искупляющим страданием и призывом и возбуждением к покаянию...»
Батюшка призывал пастырей готовиться к исповедническому подвигу священной борьбы: «Есть область - область веры и Церкви, где мы, пастыри, должны быть готовы на муки и страдания, должны гореть желанием исповедничества и мученичества...»
Вскоре, 20 мая / 2 июня 1918 г., батюшка был арестован по обвинению в антисемитской пропаганде и заключен в московскую Бутырскую тюрьму.
23 августа / 5 сентября 1918 г. о. Иоанн Восторгов был расстрелян.
Протоиерей Иоанн Восторгов причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.
О Святой Руси
Протоиерей Иоанн Восторгов
Русь выделена из мира, избрана для особой великой цели хранения и распространения неповрежденной истины веры; она посвящена Богу и Его мироправящему Промыслу. И в своих исторических судьбах - преемствуя древней православной Византии и ее мировому призванию и значению; и в своем племенном составе - претворяя в себе и насыщая духом христианства многочисленные народности; и в своем географическом положении - на грани двух миров, двух частей света, двух цивилизаций - Русь Святая одна может быть орудием этого Промысла для мировых событий и мировых велений.
Сознает ли народ такое свое значение? Он проявляет его не в ясно выраженных положениях, не в строго определенных словесных формулах; он носит его в глубине духа, проявляет во всем жизненном укладе, выражает иногда в трогательных и глубоких символах... Пусть же русский народ останется верным своим прирожденным и тысячелетней жизнью в Церкви воспитанным свойствам, пусть он пребудет у ног Христовых, пусть не отпадает от взлелеянного веками и безконечно дорогого ему образа жизни и того конечного ее стремления, которое он выразил в именовании своем Русью Святой.
Другие народы дали изобретателей, другие народы создали ту картину внешней жизни, которая теперь так привлекает и соблазняет многих: хорошие дома, племенной скот, разделанные пашни, довольство и сытость. Пусть русский народ и все это обретет, но пусть останется при своей уже приобретенной славе: он дал и воспитал святых, ведомых и прославленных во множестве, и еще в большем множестве незримых и миру неведомых, но оставивших и давших жизни русской и стремлениям русских людей особый самобытный и пропитанный религиозно-нравственными запросами и интересами отпечаток, строй и быт...
Только в ее [Руси] святости - посвященности Богу, только в ее Православии и слиянии с Церковью Христовой могут быть осмыслены, и возвышены, и укреплены вечным освящением и силою и образ ее государственного строения - Самодержавие, и ее национальные как особливой русской народности задачи, интересы и стремления.
Русский народ <...> знал и знает, ценил и ценит по достоинству свое сокровище, свое Православие: им он определяет свое самосознание... В таком именно самосознании и есть залог и сила объединения русского народа: русские люди и доселе, обращаясь друг к другу, к «мipy», к обществу, называют собратий своих не гордым европейским именем: «господа» не пошлым теперь словом «товарищи», а святым и вечным и единственно у нашего народа возможным и существующим наименованием - «православные».