Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

 

Монастырь Баньска на Косове - свидетель и участник Воскресения

    15 августа 2007 г. торжественно отмечалась трехлетняя дата с начала обновления монастыря Баньска в Рашско-Призренской Епархии.

Сегодня говорят нам, детям века нашего,
Что мы, мол, не достойны истории своей,
Мол, западной рекой светильники
погашены
И от испуга души исполнены страстей.
Только лгут они, земля моя родная!

    Воскресение и начало обновления монастыря Баньска, имевшее свое начало в 2004 г., является событием исторического значения для Косова и Метохии и всего сербского народа в целом. Через 520 лет, с момента разорения турками-османами святой обители, мы стали свидетелями усиления молодого монашеского братства, собранного благодатью Духа Святого по молитвам святого короля Милутина Сербского, устроителя этого монастыря.
    Святая обитель изначально была воплощением идеалов средневековой Державы Сербской - ни мусульманское рабство, ни уродливая перестройка обители, ни насильственная исламизация, искореняющая сербскую сущность, ни обманы и усердное стирание христианских знаков не могли помешать воскресению этой святыни, приносящей теперь духовные плоды, сладкие и желанные.
    Во время турецкой оккупации ради желания унизить христианскую православную обитель албанцами была возведена турецкая стена по центру монастыря, искажающая ее изначальный духовный замысел, заложенный в архитектурной пропорции всего монастырского ансамбля, а также был построен минарет с южной стороны храма первомученика Стефана. Символизируя окончательное освобождение от последствий турецкого рабства все посторонние объекты были недавно демонтированы, что открыло нам возможность наслаждаться обновленным сиянием и дивной легкостью изначально задуманных форм и ощутить дух радости и христианского оптимизма. Долго и терпеливо ждал монастырь этого момента, который нам явно показывает, что «нет воскресения без смерти».
    Раздавались голоса о том, что будто бы монашествующая братия ни на что не способна, будто работы ведутся непрофессионально, и что монастырь просто разоряется братией. Албанские эксперты Службы защиты с возмущением требовали приостановить всякую деятельность на территории монастыря, желая создать там «археологическую зону» или, по крайней мере, музей. Но хозяином монастыря Баньска является Сербская Православная Церковь, возобновившая монастыри Грачаницу, Дечаны, Печь Патриархию, Студеницу, Жичу, Святых Архангелов и ряд других монастыреяй и храмов, и, следовательно, возникает вопрос: «Может ли хозяин позволить разорение своей собственности?» Просто местным властям неприятен воскресающий православный дух на Косове и в Метохии. Для временной албанской администрации из Приштины и УНМИК возрождение монастыря Баньска - как бельмо в глазу, так как свидетельствует о многовековом пребывании сербов на Косове и в Метохии. Они тщетно пытаются стереть всякое упоминание о сербах на этой земле, называя святыни «косовскими», «византийскими», «европейскими», но ни в коем случае сербскими.
    Но пока живы сербские монастыри, пока существует сербская письменность и язык, у сербов есть надежда прийти в себя и, прильнув к своим корням, напитаться животворным соком духовного наследия предков и вновь стать плодоносным, разумным, самодержавным и духоносным народом.
    Святой король Милутин, думая об укреплении сербского народа, положил много трудов на возведение прекрасных святых обителей, утверждая единство светской власти и Церкви. Он говорил: «Мы возводим храмы на рубежах нашего Отечества, чтобы для всех была очевидна наша вера, и чтобы красота святых обителей убеждала всех в том, что мы были, есть и будем во веки».
    А что нам предлагает запад? Нас уговаривают забыть и XIV, и XV век, и XVI век помнить нам не следует... все до ХХ-го. Нам, мол, следует думать только о сегодняшнем моменте, мол, ради будущего нам надо отречься от своего прошлого.
    Запад прекрасно знает сербскую историю и понимает, что во время их «темного средневековья» мы имели «золотой средний век» - период, даровавший нам зрелые сочные плоды, подобные Царству Небесному. К сожалению мы, сербы, за 50 лет коммунистического рабства во многом отсекли себя от славного прошлого. А западу только это и надо, чтобы мы о прошлом не вспоминали, чтобы не вернулись к собственным средневековым идеалам, которые содержат в себе, подобно ризнице, несметные культурные сокровища и духовную силу. Нам навязываются идеалы римо-католического и протестантского запада, пагубные идеи Просвещения и Французской революции, совершенно чуждые сербскому преданию и сербской жизненной философии; нас потчуют рационализмом, коммунизмом, фашизмом и глобализмом. Идеи запада веками несли кровопролития, войны, разделы, зло и несчастья. Послушаем ли мы запад и отделим себя окончательно от родных корней? Послушаем ли голос предков и укрепимся в Господе Иисусе по молитвам сербских святых? Поверим ли мы западным «друзьям», убеждающим нас, что мы ни на что не годны, что мы слабы и безплодны, или вспомним о том, кто мы есть и что нашими предками являются святитель Савва и святой Симеон, святой Стефан Дечанский и святой король Милутин? Вспомним ли мы о том, что вообще были когда-то народом или доверимся «международным экспертам?»
    Обновление монастыря Баньска становится определенным и четким ответом на поставленные вопросы. Пусть «эксперты» твердят, что мы все делаем не так или «наоборот». Просто наши методологии не совпадают. Евангельская методология, заповеданная сербскими святыми, не может быть понята теми, которые уже давно предали Христа. А нам предстоит возвращение в монастырь Баньска святых мощей короля Милутина из Софии, которое должно состояться в ноябре этого года, а вместе со святыми мощами ожидает и возвращение образа Баньской Пресвятой Богородицы.
В день празднования памяти святого первомученика и архидиакона Стефана 15 августа, чья судьба неразрывно связана со Христом, как страданием, так и Воскресением, видится нам историческое прошлое монастыря Баньска подобным судьбе этого Святого. Как святой Стефан, устояв в вере Христовой, не сопротивляясь страданиям, но даже радуясь им, остается в памяти Церкви на протяжении 2000 лет, и слава его все возрастает, так и монастырь Баньска, все претерпев, обретает еще большую славу. Этим подтверждается Евангельская Истина - чем тяжелее страдание, тем больше слава.

Игумен Симеон,
настоятель монастыря Баньска,
Рашско-Призренская Епархия
Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Монастырь Баньска
Фото:www.eparhija-prizren.com

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.